Что такое «развитие речи»?

Представляю вам статью Анны Андреевой (на форуме Аня-Коша).

Что такое «развитие речи»?

Как часто родители, которые уделяют много внимания ребенку, сталкивается с волшебным словосочетанием «развитие речи»! Об этом говорят и врачи в поликлинике, и в детском саду про это напомнят. На детской площадке, от родственников и друзей вы тоже услышите. А уж сколько книг, пособий и игр вам будет обещать непременно развить речь – не передать. Буквально все книжные магазины завалены ими! А ведь еще есть и специалисты – логопеды… Давайте попробуем разобраться, почему все так озадачены и в чем это загадочное развитие.

Специалисты о речи

Речь – высшая психическая функция. По крайней мере, так об этом пишут психологи. Что для обычных людей означают эти слова? Что речь очень непростой процесс, связана с деятельностью нервной системы, и головного мозга в частности. Ее появление не может произойти «на ровном месте» — для этого нужны очень разные образования в сознании. Поэтому речь может быть индикатором – показателем того, что ребенок развивается. Именно поэтому на то, говорит или нет, как сложно говорит и т.п., обращают внимание врачи.

Речь – инструмент развития

Но речь – еще и инструмент. Умея говорить, мы можем развиваться дальше. И не только потому, что теперь можем общаться с другими. Высшая ступенька мышления – абстрактное мышление (оно формируется, в основном, в школьном возрасте) напрямую связано с речью. Поэтому и педагоги будут говорить вам о развитии мышления.

Речь – способ сравнить

Для обычных людей речь – критерий для сравнения ребенка. Потому что на вскидку оценить физическое развитие, мышление, воображение и т.п. – не так и просто. А вот то, как малыш разговаривает или не разговаривает, слышно сразу. Вот и заботятся многие о речи ребенка не столько потому, что понимают, как это важно, сколько потому, что это кажется очевидным.

Развивать речь необходимо. Но как?

В общем, итог очевиден – хорошо бы развивать речь ребенка. Но вот тут встает другой, не менее важный вопрос: а как именно это делать? Покупать все подряд книжки – тетрадки – игры, которые обещают это сделать? Вести на занятия в центры – клубы – детские сады и школы? Найти логопеда?

Тут все зависит от того, что есть сейчас, и чего вы хотите добиться. Если есть проблемы, то решать их надо, и самый лучший результат будет тогда, когда вы будете работать со специалистами вместе. Если же у ребенка все в порядке, и вы просто хотите помочь ему развиваться, то самым эффективным будет ваши игры с ребенком. Потому что игры на ходу, по пути, между делом, коротенькие и радостные дадут и результат, и при этом не успеют утомить ребенка, сохранят его время и силы для другого.

А когда начинать занятия?

Начинать играть с ребенком, стимулируя его речь, можно и нужно с самого рождения. И не останавливаться, отправив учиться в 1 класс. Просто в разном возрасте игры будут разные, цели разные.

Удачных вам игр и занятий. Если возникли вопросы, буду рада попытаться ответить на них тут

Анна Андреева (на форуме Аня-Коша).

 

***

Приглашаю вас прослушать запись вебинара «Проблемы развития речи или Почему современные дети плохо говорят».

Чтобы получить запись вебинара, пишите по адресу: ru.danilova@gmail.com или звоните по телефону 8-800-333-92-93 (звонок бесплатный для абонентов из России)

 

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Прослушать аудиоанонс вебинара Проблемы развития речи или Почему современные дети плохо говорят

Подробности о наших вебинарах всегда можно узнать на нашем сайте www.danilova.ru, в разделе форума, посвященном вебинарам, в нашем блоге, в группе «В контакте»

Рекомендуем также книгу «Раннее развитие. Как приучить ребенка читать?»

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"