Улыбайтесь!

Представляю вам ценные советы многодетной мамы и опытного педагога Анны Андреевой (на форуме Аня-Коша).

Ничто нас так не радует, как детский смех, как смех нашего ребенка: заливистый, веселый, такой заразительный.

 С чем же связан смех детей?

У самых маленьких это скорее реакция удовольствия, показатель того, что ему хорошо, смешно, радостно, уютно, комфортно или щекотно. По мере роста у ребенка начинает формироваться чувство юмора.

С одной стороны чувство юмора — скользкий параметр: как его измерить? С другой стороны, это совершенно четкая и понятная характеристика: человек понимает или не понимает шутки, видит в обычных ситуациях что-то смешное, забавное.

Можем ли мы повлиять на развитие чувства юмора и нужно ли это делать?

Разные ученые, специалисты отмечают, что чувство юмора – это очень важный показатель. Психологи говорят, что чувство юмора – это замечательное умение, которое позволяет сохранять психическое здоровье и взрослым и детям, развиваться лучше. Развитое  чувства юмора связывают с развитием мышления: это интеллектуальная деятельность, потому что пошутить – не так просто. Кроме того, чувство юмора играет важную роль и в развитии  семейных отношений и с точки зрения здоровья. Шутить и смеяться – это очень хорошо: все мы знаем, что шутка продлевает жизнь.

Можем ли мы каким-либо образом воздействовать на чувство юмора ребенка, развивать его?  Как оно меняется?

Вы наверняка замечали, что самые первые шутки, над которыми  начинает смеяться ребенок, самые первые ситуации, в которых ребенок смеется уже не от щекотки – это в ситуациях, когда  что-то произошло не так. Что-то упало, разбилось, разлилось, что-то не так надели, и ребенок начинает задиристо хохотать. Почему это происходит? У ребенка уже есть какой-то опыт, он уже может предположить, что и как должно быть, а тут ситуация поворачивается не так, как он предполагал. И это несоответствие вызывает смех.

Вы наверняка видели огромное количество разных картинок, которые вызывают удовольствие и радость: например, когда сапоги растут на дереве, то есть, какие-то небылицы, несоответствия, стихи. Вспоминаем Чуковского: «…свинки замяукали…тушим море пирогами и сушеными грибами…». Вот это все несоответствие, когда ребенок знает, как должно быть, а оно происходит иначе, вызывает смех.

Это все хорошо, но не только это способствует развитию чувства юмора. Чем больше опыт, чем больше информации есть у человека, тем более интересны и необычные шутки. Человеку с широким кругозором, эрудированному, с хорошо развитой речью шутить намного проще. Он подмечает шутки и в словах, и в звучании, и в каких-то более тонких ситуациях. Поэтому все наши игры, вся наша деятельность, которая направлена на развитие кругозора ребенка, она тоже способствует развитию чувства юмора. Имеет смысл показывать и обращать внимание ребенка на какие-то смешные, несуразные, необычные вещи. В этом плане, совершенно замечательную роль играют различные стихи. Есть огромное количество стихов, в которых заложен потрясающий тонкий юмор. Это стихи Вадима Левина, Ренаты Мухи, Корнея Чуковского, Агнии Барто и многих других авторов. Практически у всех хороших глобальных авторов есть стихи с шутками.  Стоит их читать, стоит обращать внимание ребенка, разбираться, а почему же это смешно. Такое чтение дает ему опыт, и он начинает понимать юмор.

Кстати, в этом плане очень хорошо играть с ребенком в игру, когда ему предлагают придумать шутку. Например, мы с детьми недавно, совершенно случайно, сыграли в такую игру. Мы начинали учить стихотворение Юлиана Тувима в переводе С.Маршака «Где очки»:

Что стряслось у тети Вали?

У нее очки пропали.

Ну и мы решили по такому же принципу придумывать свои варианты:

Что стряслось у тети Даши?

У нее сварилась каша.

 

Что стряслось у тети Светы?

У нее горят котлеты.

Это вызвало такой дикий восторг, столько положительных эмоций. Дети сами тут же стали фантазировать, придумывать:

Что стряслось у тети Кати?

У нее башмак в салате.

 

Что стряслось у тети Юли?

У нее коты уснули.

Мы кинули клич нашим друзьям и знакомым и очень многие дети с огромным удовольствием стали присоединяться:

Что стряслось у тети Ани?

У нее пираньи в ванне.

 

Что стряслось у дяди Миши.

У него слоны на крыше.

 

Что стряслось у дяди Феди?

Знают белые медведи.

То есть, вот такие вроде бы достаточно глупые стихи, но вызывают огромное удовольствие и радость у детей, потому что присутствует игра словами, они понимают, что это смешно, что это необычно.

Это очень важный шаг к развитию чувства слова, к развитию чувства юмора и к развитию ощущения как можно шутить.

Надо ли учить юмору?

Надо! Кроме того, надо показывать юмор и в обычных бытовых ситуациях. То есть, учить ребенка видеть смешное в том, что ему не очень приятно. Шел, поскользнулся, упал. Конечно, обидно, конечно, ударился. Но если мы сможем показать ситуацию так, чтобы ребенок сам немножечко над этим посмеялся или хотя бы улыбнулся, то ему уже станет полегче.

То есть, умение шутить и смеяться над своими неудачами, не очень комфортными ситуациями снимает напряженность этой ситуации и позволяет ребенку себя немного реабилитировать, чувствовать себя комфортней.

Это очень полезное умение для обычной семейной жизни, особенно когда случаются сложные, напряженные моменты. Юмор здорово разряжает ситуацию, и то, что десять секунд назад казалось трагедией, если вдруг мы смогли в этом найти что-то забавное или смешное, воспринимается не так напряженно, не так сложно. Этому стоит учить детей. Этому стоит учить своим собственным примером, разбирая какие-то ситуации, находя, показывая юмор и показывая забавную составляющую того, что нас так выбило из колеи.

Еще хочется сказать, что, кроме того, что надо показывать забавное, способствовать тому, чтобы дети смеялись,  очень важно говорить и о морально-этической стороне смеха. То есть, человек шел, упал – мы смеемся. Шутка понятна. На самом деле мы, взрослые, тоже смеемся. Но если коснуться воспитания детей, то обязательно надо говорить ребенку о том, что упавшему человеку больно. И надо воспитывать не только чувство юмора, но и умение сопереживать, сочувствовать, чтобы это был не только смех-насмешка, но и чтобы было еще и сопереживание, умение не надсмеяться, а посмеяться вместе, то есть, когда юмор – это позитивная реакция, положительная, а не реакция оскорбительной насмешки.

И конечно с детьми надо находить смешное в ситуациях, придумывать какие-то смешные продолжения, смешные названия, шутить и смеяться в повседневной жизни, не стоит пренебрегать таким огромным пластом юмора, который уже существует —  детскими шутками, фольклором, детскими анекдотами.

Может быть, вы что-то помните из детства, что-то обязательно ребенок принесет вам из детского коллектива, в котором он находится: какие-то шутки, какие-то забавные анекдотичные вещи, что-то есть в книжках, что-то можно найти в интернете, прочитать.  Стоит рассматривать комиксы, стоит все это изучать вместе с ребенком, именно вместе, обсуждая то, что смешно и обязательно обращая внимание на этическую сторону, потому что мы должны понимать, что важно параллельно со смехом давать основы того, что нам близко, основы того, что мы считаем хорошим, а что плохим.

Ну и напоследок: смейтесь, господа! Помните, чем заканчивается фильм про барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь, потому что все гнусности и гадости на этой земле делаются с серьезным выражением лица». Мы желаем вам всем много улыбок, много радости, смеха вместе с ребенком, смеха всей семьей, умения находить положительное в самых неприятных и дискомфортных ситуациях

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"