Ещё один отрывок из моих старых дневников. Эта запись из дневника второго года моей дочери Саньки.
1 год, 2 мес., 3 дня
Сижу сегодня вечером, девчонки улеглись, а я думаю, что день какой-то пустой был. Вроде ничего и не делали…. Собственно, никакого там раннего развития – так мелкие занятия – немного того, немного этого.
А потом представила себе быт годовалого ребенка из дома напротив…. Не уверена, что его дни проходят так же насыщенно, как Санькины. Просто я так привыкла к нашему режиму и занятиям, что они кажутся обыденными. Ведь ничего особенного не происходит!
Мы не смотрим карточки со словами по Доману не учимся читать по «Кубикам Зайцева», не изучаем математику, толком и языками-то не успеваем заниматься – так, презентации, да фильмы и то не очень-то в последнее время), да книжки иногда.
Словом, жизнь наша не представляет собой какой-то напряженный ритм занятий, вроде бы и нет никакого раннего развития. А на самом деле есть. Как раз, наверно одна из идеальных форм раннего развития, когда всё идет просто, естественно. Немного даже машинально.
Утро.
Просыпается первой Катя, она и кормит Сашу первым завтраком. Обычно это йогурт или творог. Йогуртом надо кормить, потому что он довольно жидкий для Саньки и она проливает половину с ложки на себя. Если творог, то, как я уже писала, Саша ест сама.
Оделись. Саша в последнее время увлечена одеждой. Дома ходит при полном параде!
Начали «занятия» с банки со всякой «ерундой». У нас такого рода банки и коробки припасены в разных углах дома.
Вот и сегодня Саня с удовольствием доставала из банки разные предметы и разбрасывала их по дивану.
Второй была банка с Саниными любимыми игрушечными «макаронами». Это кусочки верёвок разной толщины, с обработанные краями.
Опять же – вытаскивала из банки горстями и разбрасывала по всему дивану.
Достали из шкафа еще одну игрушку «Спагетти». Банка от майонеза, «спагетти» из туристического коврика.
Кончик макаронины торчит наружу, остальная часть (бОльшая) спрятана в банке. Дырочки маленькие вытаскивать надо с усилием, идут туго.
Банку я Саньке придерживаю, а то у нее не получается самой держать. Она так сильно одной рукой тянет, что другой рукой не удерживает банку.
Хватает за кончик «спагетти» двумя пальчиками. Вытягивает с силой.
И лихо бросает назад, не глядя. А потом хватается за следующую.
Снова двумя пальчиками берет, зажимает, тянет, потом как-то перехватывается и уже всем кулачком держит и тянет!
Надоели банки и макароны. Сели смотреть презентации.
Потом пальчиками немного поиграли.
Саня слезла с рук и ушла куда-то. Кухня закрыта, ванна тоже, Катина комната тоже. Беспокоиться не о чем.
Но Саня туда и не пыталась идти. Она влезла в свой комод и принесла свой же свитер.
Так упорно настаивала, чтобы я ей надела этот свитер, что пришлось сдаться.
Саня побежала в коридор. Вернулась сияющая. И пальцем показывает в сторону коридора. Я спрашиваю «Что там?». Она тычет пальцем.
Иду за ней.
В коридоре висит плакат «Живое и неживое». Одно из изображений – саксофон.
Саня подошла к плакату, тычет в саксофон и вертится на месте – изображает, что она танцует!
Кстати, о плакатах в коридоре.
Не так давно Саня порвала нашу любимую карту «Путешествие маленького гения». Потянула за нижний край. А на краю был небольшой надрыв. Вот и оторвала большой-пребольшой кусок карты. Теперь ее можно пустить на поделки. Склеить будет трудно!
Исходя из этого, я еще раз убедилась, что не надо лениться и все новые карты и плакаты сразу укреплять. Для этого надо просто приклеить полоски широкого скотча по всему периметру плаката – по всем краям. Кончики скотча закрепить на изнаночной стороне плаката.
Такая профилактика поможет избежать разрывов края карты и плаката, что чаще всего с картами и случается.
Из коридора мы пошли в маленькую комнату. Саня встала к мольберту. Я дала ей мелки (масляную пастель).
Пастелью Санька рисует очень бледно, совсем тихонько нажимая на стерженек. Держать правильно – щепоткой – у нее тоже не очень получается. Но она старается. Да и взять половинку мелка (а у нас именно половинки) иначе, чем щепоткой, и не получится.
Начинает Саня. Робкие «каляки».
Призывает маму. Мол, с тобой веселее. Давай вместе!
Я присоединяюсь. И это уже не рисование, а игра.
Да и без меня это тоже не совсем рисование. Это игра малыша с мелком и бумагой. Игра с нажимом, игра с разными цветами, игра с линиями.
Я скептически отношусь к вывешиванию на стену работ в стиле «каляки-маляки». Ведь в Санином возрасте результат для ребенка не так важен, как процесс. Точнее – результат важен родителям. А ребенку важен процесс.
Даже если ребенок потом тычет пальчиком в свою «картину» это не значит, что он ценит ее уникальные эстетические качества. Он просто помнит, как он ее рисовал.
Несколько иначе обстоит дело в живописными работами, о есть, с работами, выполненными красками.
Там ребенок любит рассматривать свои «работы». Это ему и приятно и полезно. Ведь там работает цвет! Работает на развитие восприятия.
Итак, вернемся к мольберту.
Я стала рисовать Сашке кружочки. Нажимаю довольно ярко, чтобы она увидела, что можно рисовать более колоритно, что мелки это могут.
Она стала пробовать делать на листе кругообразные движения!
Нажим на мелок довольно слабый, но движение совершенно четкое – именно попытка закруглить линию.
Я стала рисовать еще и еще круги. Потом соединила все круги «ниткой» — длинной волнистой линией.
Нарисовала еще и квадрат, раскрасила его. Естественно не надеясь ни на какой отклик. Просто так, чтобы показать Сашке, что можно еще и квадрат нарисовать. А потом превратить его из белого в желтый.
Рисовать нам надоело. Я подставила баночку, в которой мелки «живут», и мы вместе сложили их туда.
А Саня кинулась к пианино.
Она не очень-то в последнее время дает мне играть ей песенки. Предпочитает играть сама.
По клавишам не лупит, нажимает пальчиками, внимательно себя слушает. Может иногда подпевать сама себе. Невпопад, естественно. Но желание уже похвально.
Около инструмента я поставила вместо крутящегося кресла табурет-лесенку из ИКЕА. Теперь Саня в любой момент может сама сесть к инструменту и сама снова слезть. Очень удобно. И совершенно безопасно.
Погода отличная. И мы засобирались на прогулку.
Решили надеть новый костюм. Хотя это и не практично – на площадку в новом костюме. Но мы покупали не на выход, а потому что все штаны, кроме одних, стали малы.
На улицу взяли пачку крупной соли. Соль будет у нас сегодня песочком.
Мама высыпала соль в мисочки на бортике песочницы. Саньке у руку дала ситечко от детского набора посуды. Держать такое ситечко не очень удобно – тоненькие прутики вместо ручки. Но Саня справлялась.
Перекладывала соль ситечком, как ложкой.
Мама взяла пару камушков. Один показала один камушек Санечке и спрятала его в миске с солью.
Саня стоит и думает, куда же пропал камушек. Или что-то другое она думает. Но задумалась…
Ищет.
Нашла!
Теперь большой камушек в большую мисочку мама спрятала.
Вот он!
На, мама! Возьми!
Мама отошла на пару минут домой, вернулась, а Саня вся соленая!
Отряхнули Саньку.
Еще немного поиграли с солью. И Саня пошла к кольцам.
А потом сразу на горку.
Ходила по второму этажу.
Выглядывала из-за столбика то с одной, то с другой стороны.
Слезала и залезала много раз.
Каталась с горки.
Забиралась на нее ногами.
Пыталась кататься стоя. До середины горки походила и садилась. Страшновато.
После прогулки пришли домой. Зашли в ванну – умываться. А Саша просится купаться.
Купалась сама, меня не звала. Поставили на дно ванны тазик и пустили в него струю воды. Я, честно говоря, думала, что это купание не надолго. А оказалось минут на двадцать – не меньше.
Саша так тихонько играла, что я боялась на нее даже смотреть. Заглядывала в ванну тихонько, чтобы не спугнуть.
А Саша сначала переливала воду из бутылки в тазик. А потом стащила с раковины мыло и «купала» его в тазике.
Оно выскальзывает, а Сашка его ловит. А оно снова плюхается в воду! Словом, полкуска мыла точно смылила! Зато сколько счастья!
Спала на улице в коляске три с половиной часа. Потом ездили вместе в город – забирать Катюшку из музыкальной школы.
Смотрели презентации. Играли с Катей вместе в комнате.
Саня лазила по комплексу.
Очень полюбила большую куклу. Кукла самая простая – пластмассовая – из моего детства. Большая кукла чуть ниже, чем сама Санечка.
Пока кукла была одета, она совсем не привлекала Санино внимание. Потом кто-то ее раздел (уж не знаю, кто).
Какой интерес! Ощупывает пальчики и показывает у себя. Трогает части лица – глаза, носик, ротик. Гладит по волосам.
Сажает на горшок, на лося-качалку, на машину. Кладет спать.
Потом, как надоест, оставит и забудет где-нибудь на полу.
Вечером увлеклась полупрозрачным платком. Заворачивалась в него, то на голову натянет, то просто на шею положит, то вся завернется.
Маленькая забавная игрушка. Больше подходящая для детей помладше. Но Сане тоже понравилось.
Небольшой пакетик который «застегивается». В таких обычно лежат шурупы или другая мелочь.
Я положила в такой пакетик несколько бусин и другие мелочи. Саня ощупывала это всё сквозь пакетик. Пыталась достать. Но безуспешно. Порвать пакетик пока не хватает сил.
Перед сном пошли лепить.
Саня ждет выдачи пластилина. Обожает пластилин!
Начала лепить – довольна!
Очень нравится ей пальчиком придавливать шарики и колбаски.
Старательно пытается катать пластилин между ладошками.
Достали стеки.
Но Санька пользовалась стеком только как вилкой. Накалывала куски пластилина и поднимала вверх.
Стек потихоньку убрали. Стали размазывать пластилин. Мама размазывает, а Саша помогает.
Взяли зубочистки. Саня обожает «рисовать» по пластилину.
Мама втыкала зубочистки в комочки пластилина, а Саня выдергивала.
Пытается сковырнуть пластилин зубочисткой.
Учились делать точечки зубочисткой. Сначала мама показала, потом Саня пробовала тыкать в пластилин, оставляя точечки.
Пробовала отдирать пластилин большим пальцем.
Снова взяла зубочистку. А серьезная какая! Старается! Думает! Работает!
На ночь уснула быстро. Легли чуть позже обычного – засиделись за пластилином.
А потом еще ведь и поужинать надо было.
Вот такой вот день!
Читайте также: Саньке 7 месяцев, Саньке 8 месяцев, Саньке 10 месяцев, Саньке 11 месяцев.
Лена, спасибо огромное!:) вдохновляет! (Мы в школе годовасика еще санькин дневничок не освоили…) очень приятно читать, что такое «невмешивание» и «подсовывание», «предложение» всяких простейших но интереснейших для годовасика «дел» и есть гармоничное и своевременное развитие. Себя ругаю как обычно за лень — надо пробовать больше успевать в бодрствования, тогда и дите видимо спать дольше будет;) Санька с пластилином это вообще чудо!:)