Ода походам

5.00 avg. rating (96% score) - 1 vote

Автор: Ирина Долгополова

Походы — отличная возможность для роста. Поход — это нечто особенное, со своими правилами, опасностями и трудностями, которые хочешь-не хочешь нужно преодолевать.

Поход — это работа в команде. Здесь не получится уклониться от работы, здесь у каждого свое дело.

Поход — это условия, степень экстремальности которых, скажем так, можно регулировать.

И это отличная возможность узнать самого себя, узнать свои возможности и расширить их.

В этой статье я хочу рассказать не только о походах, но и об особом подходе в воспитании ребенка — «здоровьесберегающей технологии».

Здоровьесберегающую технологию придумала и использовала Машина первая учительница Карлышева Наталья Евгеньевна. Технология основывается на регулярной физической активности и психологическом комфорте.

Что это значит?

1. Физкультура каждый день. Два урока дети учатся, потом один урок физкультура, потом ещё два учатся. Физкультура зимой на лыжах (когда лес был через дорогу от школы), либо футбол, либо упражнения, в помещении только когда проливной дождь. То есть дети после первых двух уроков имели возможность подышать свежим воздухом, полноценно подвигаться, сбросить напряжение и выпустить лишнюю энергию (а проще говоря, поорать на улице).

Было удобно, что у них было небольшое помещение, где всю зиму хранились лыжи, спортивная одежда, и где дети могли переодеваться, так что не приходилось делать это непосредственно в классе.

2. Каждую среду вместо уроков дети отправлялись в поход. У нас в Челябинске прекрасный городской сосновый бор с карьерами, водохранилище. Так что дети раз в неделю с 9 до 13-14 часов находились в походных условиях, проходя по 5-6 км. Моя дочка Маша каждую среду в походе уже шесть лет (наши дети до пятого класса учились вместе, шестой – каждый сам по себе, но в походы почти все продолжили ходить вместе с младшими детьми).

3. Три «больших» похода в год (в осенние и весенние каникулы, а также в конце мая, в завершение года). Так как дети регулярно ходили пешком, к концу году все были в состоянии отправиться в «настоящий поход». У нас в области много очень интересных мест: национальный парк, горы, озёра, пещеры, реки. Мы были и на сплаве, и в пешем походе по вершинам, и в пещеры ездили, и радиальные походы устраивали, а последний (в этом году) сделали велопоход!

Кроме того, с приходом новой учительницы, добавились выезды на базу в зимние и в летние каникулы.

4. Домашние задания всегда задавались, но никогда не требовались. Это тоже можно считать частью здоровьесберегающей технологии на мой взгляд. Если ребенок может и хочет, он делает. Если он «ленится», значит, надо искать причину – что мешает? Почему нет желания? Наталья Евгеньевна постоянно разговаривала с детьми разные темы и поясняла им их же реакции, когда кто-то сопротивлялся знаниям, не хотел учить/понимать. У неё на всё есть свой собственный взгляд и она делилась своими мыслями с детьми. Кто-то воспринимал, кто-то нет. Она не настаивала.

Конечно, у нас, у родителей, это периодически вызывало приступы паники «ааа, они же ничего не знают». Но к четвертому классу Маша стала выполнять все задания по своему желанию, все аттестации сдавала успешно. Не скажу, что блестяще знает, например, русский, но скорее всего та же картина была бы, посещай она обычную общеобразовательную школу.

5. Дети на уроках чувствовали себя довольно свободно. Можно было заниматься стоя, ходить по классу (но это не значит, что все ходили, только те, кому совсем не сиделось на месте и больше в первом-втором классе).

Про походы хочется написать отдельно, потому что это и преодоление, и работа в команде, и в то же время это праздник, общение с друзьями. А ещё чувство свободы – особенно для взрослых. Я обычно на третий день похода чувствую, как «отпускает», суета в мыслях сменяется спокойствием, все сложные задачи заменяются простыми – как не промокнуть/высушиться, как развести костер, как приготовить еду и так далее, и это особенное счастье).

Я расскажу вам о наших походах и надеюсь, что если вас вдохновит мой рассказ, вы сможете организовать и свой поход.

Походы у нас всегда получаются массовыми (до сорока человек), потому что родители тоже хотят! Часто бывает взрослых и детей примерно поровну. А компания собирается очень душевная.

Поход – это отличный способ растить и воспитывать ребенка. Тут ничего не нужно придумывать, постоянно возникают ситуации, когда нужно принимать решения, а потом и ответственность за эти решения.

Начинается всё с подготовки. Обычно мы, родители, сами все продумывали – маршрут, меню и раскладку продуктов, как добираться до места, собирали необходимый инвентарь и так далее.

А в прошлом году в весеннем походе мы столкнулись с одной ситуацией, которая помогла нам посмотреть на этот процесс с другой стороны. Весенний поход у нас обычно лыжный. В конце марта в горах снега ещё много, а воздух уже тёплый, не так, как зимой. Поэтому на лыжах кататься одно удовольствие. И вот, на третий день похода, который был последним, мы пошли кататься на лыжах и договорились дойти до определённого места и повернуть назад. Но дети почему-то намного раньше начали просить повернуть обратно. Дружно ссылались на усталость, в какой-то момент ушли вперёд сами и вдруг повернули, сказав, что дошли до условленного места.

Конечно же, они не дошли и значительно, а мы стали думать, почему это произошло. Понятно, что это был последний день похода, дети устали. И почему-то им показалось весело «сбежать» раньше времени. Обсуждая эту ситуацию (а мы, часть взрослых, таки поехали вперед, куда хотели), мы пришли к мысли, что дети не считают поход «своим», ведь не они придумали сегодня идти именно сюда, а вчера туда, а позавчера куда-то ещё. Мы их приглашаем в каждый поход как гостей, на всё готовое, а в плане маршрута ставим перед фактом.

Поэтому к майскому походу, который задумывался как пятидневный пеший поход, без машин и радиальных вылазок, то есть всё снаряжение и все продукты на все дни мы несли на себе, мы решили подготовиться по-другому, привлечь детей.

Подготовка происходила в еженедельных походах (я выше писала, что они у нас каждую среду).

Дети сами выбирали маршрут и стоянки, составляли меню, распределяли инвентарь (топоры, котелки, тросики и т.д.). Каждому досталась какая-то роль. Был начальник похода, начпрод (заведующий по продуктам), массовик-затейник (готовил игры для всех), летописец (записывал интересные моменты) и т.д.

В походе дети сами распределяли дежурства, следили за меню, выдавали продукты. Действовали слаженно и дружно. И поход получился отличным! Мы и медведя побоялись, который шёл где-то рядом с нами, чуть впереди, и на метеостанции лекцию послушали, и салатов из травы наелись, и маршрут прошли весь, от и до. Никто не отставал, никто не убегал, мы чувствовали себя одной командой.

Каждый поход – это яркое событие, это возможность отключиться от повседневной суеты, почувствовать себя частью природы, частью команды, испытать новые ощущения. Устать и выспаться. Наговориться, попеть песни у костра. Подышать свежим воздухом, посмотреть на красоту вокруг.

Самое главное в походе – это хорошая компания, тогда и любая погода не страшна. Поэтому если вы не туристы, а желание ходить в походы у вас есть, попробуйте поискать единомышленников.

Но это может быть семейный поход, особенно, если ваш ребенок ещё маленький и ему будет трудно подстроиться под группу.

Можно поискать туристические сообщества и компании там. Почти в каждом городе есть турклуб, либо туристический центр для детей.

У нас в Челябинске есть несколько разных открытых туристических компаний, у которых есть группы ВКонтакте и которые берут всех желающих.

Так что походы играют большую роль в нашей семейной школе и я надеюсь, что они будут продолжаться, а потом наши дети начнут ходить в походы самостоятельно. Как когда-то мы в студенчестве.

Свой рассказ я назвала «Ода походам». Очень надеюсь, что и вас он вдохновит на подвиги!

Автор следующего фото Иван Карлышев.

И добавлю немного фотографий из наших походов.

Это фото из похода «по средам».

Автор фото следующего фото Иван Карлышев.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



5.00 avg. rating (96% score) - 1 vote

3 комментария

  1. Сердце радуется, когда вижу, что есть вот такие учителя с таким здравым подходом к обучению.К сожалению, в моём городе такого не найти…

  2. Здравствуйте! 22 года я вожу детей в походы. Весной и осенью — в пешие, а летом — байдарочные. Я учитель биологии и экологии, поэтому все наши путешествия посвящены изучению природы. У нас — детское самоуправление и это очень классно! Дети умеют практически все: убирать, чинить, вкусно готовить, оказывать первую медицинскую помощь, придумывать интересные развлечения, руководить разновозрастной группой до 20 человек, дружить.
    К сожалению, с каждым годом все меньше детей можно привлечь к нашим походам. Возражают, в основном, родители, а дети — ленятся, боятся, не проявляют интереса ни к приключениям, ни к природе. Романтиков все меньше.

    1. Татьяна, из какого Вы города?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *