Как мы ходили в гости в Монтессори-школу в Америке

Недавно я, Саша и Вася вернулись из поездки по штату Флорида. Конечно же, во время поездки мы увидели много или даже очень много интересного, увлекательного, захватывающего. Чего стоит, например, «Legoland» (о котором стоит написать отдельно).

Или поездка в развлекательный парк «Islands of Adventure» (студии «Universal Pictures»), где мы побывали в настоящем (ну почти) Хогсмиде и Хогвардсе.

Но не менее сильное впечатление на моих детей произвела экскурсия… в школу.

Конечно, это не обычная школа. Это школа, работающая по методике Марии Монтессори, к которой я отношусь с глубочайшим уважением. Я не очень «за» занятия по Монтессори в года-два, но школа Монтессори — это шедевр, конечно. В такой школе дети получают знания не из уст учителя, а в самостоятельной деятельности. В такой школе дети учатся делать открытия. В такой школе детей не принуждают и не заставляют делать то или иное дело — дети сами выбирают, чем они хотят заняться прямо сейчас. Может, порисовать, а может. порешать математические задачки (с помощью уникальной системы пособий, которые помогают малышне открывать гармонию математики).

Итак, мы заранее позвонили и записались. С утра приехали к назначенному часу. В офисе школы нас встретила приветливая женщина, вроде помощника директора школы (затрудняюсь точно сказать название её должности). Нас зарегистрировали, записали в компьютер и выдали мне гостевую карточку — что-то вроде бейджика, который, как обычная наклейка, крепится прямо на одежду.

Сотрудники школы были чрезвычайно приветливы. И спросили, на каком языке мы предпочитаем экскурсию — на испанском или на английском. Саша тут же выпалила, что на испанском. Так и пошли.

Сначала нас отвели в класс, где занимаются шестилетние дети. Ведь у нас как раз есть шестилетний мальчик. В классе две учительницы. Одна, как я поняла, общается с детьми на испанском, другая на английском. Флорида — двуязычный штат.

Вот общий вид на класс. Комната просторная и светлая, поделенная на тематические зоны. Часть детей играет (работает, занимается) прямо на полу на ковриках, которые они сами себе стелют. Часть за низенькими столиками, за которыми удобно сидеть на полу, а часть за обычными столами. Парт, как видите, нет.

Думаю, что если вы сто раз бывали в школах Монтессори, то вам будет не интересно, потому что они все довольно похожи. Но если не слишком часто, то пошли с нами на экскурсию.

Фото я делала так, чтобы школьники крупно в кадр не попадали.

Слева от входа — зона математики. Сашу и Васю водили и краткоо показывали каждое пособие — зачем и для чего оно нужно.

Напротив зоны математики, справа от входа — зона речи, языка, письма.

Рамки и владыши у них лежат, как и положено, не в зоне математики (как у нас обычно), а в зоне письма. Ведь с их помощью тренируют руку для письма (ещё Никитины об этой стороне работы с рамками писали).

Сразу за зоной языка — зона изучения астрономии и рядом — зона изучения географии и биологии. За ней — небольшая кухонька, где дети кушают (кто когда хочет).

Вот на заднем плане мои дети с учительницей в зоне биологии. А на переднем плане так называемая зона бытовых навыков. Там много чего полезного и интересного. Например, можно учиться действовать отвёрткой и не только.

Далее зона художественного творчества и поделок (на переднем плане видна её часть, остальное осталось у меня за спиной). За ней — зона измерений, примыкающая к математическому блоку.

Конечно, в кадр попало далеко не всё. Невозможно было снимать слишком подробно.

Вот еще несколько фотографий из зоны наблюдения за природой (рядом с зоной измерений).

Ну и дети за работой (буквально немножко).

Есть у каждого класса свой уютный дворик, раздевалка и другие помещения. Словом, обстановка очень приятная.

Главное, что поразило детей — это то, что все дети делают, что хотят. А вокруг столько интересного! Так и хочется присоединиться к детям и всё тут потрогать, в всё поиграть.

Меня вдохновил порядок, тишина в классе (при полном отсутствии привычного нам урока) и невероятная увлеченность, с которой работает каждый ребёнок.

И вот еще немного фотографий из класса для восьмилеток (Сашиных ровесников). Без подробных комментариев, просто фото.

Есть в школе и отдельный класс для музыкальных занятий с прекрасными инструментами. Есть арткласс — для серьезных занятий рисованием, лепкой, поделками. Там же — зона для группы продленного дня. Всё это нам любезно показала та же милая девушка, которая встречала нас. После чего (прошло часа полтора) мы попрощались и вышли с территории школы.

Дети мои были под сильным впечатлением. Они по-настоящему плакали. Они спрашивали, что им надо сделать, чтобы иметь счастье учиться в этой, именно этой школе. Честного говоря, такой реакции я не ожидала. Но дети, уже попробовавшие школу с партами, звонками и уроками, по достоинству оценили возможность учиться самостоятельно.

Теперь сидим и думаем… До этого момента мои дети очень нахваливали свою школу, где они учатся сейчас. Видимо, потому что не знали альтернативы. Ну и потому, что школа тоже не плохая, учителя относятся к детям очень по-человечески.

Монтессори-школы в Эквадоре есть. Несколько штук. Но это не совсем Монтессори. Школа «Пача-Мама», находящаяся в пригородде Кито, в которой мы были на экскурсии, не произвела такого впечатления. Да и администрация школы прямо говорит, что они работают не по-Монтессори, а с использованием её пособий. А жаль.

Есть в Манте (городе, где мы сейчас живём) школа Монтессори — мы узнали об этом случайно совсем недавно. Надо будет туда сходить на экскурсию. Но даже если она так же хороша (в чём я не очень уверена), менять школу с середины учебного года, наверное, не будем.  Учебный год в Эквадоре кончается  в январе. А там будем думать…

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"