Почему малыши жадничают?

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Почему дети жадничают?
Что ими движет? Природная жадность? Или это возрастное?
Как с этим быть? Надо ли бороться?

Эти вопросы мучают родителей, особенно тех, у кого первый ребёнок.
Ребёнок, который борется за свои (или даже не свои) игрушки, вещи, предметы — вызывает осуждение не только у посторонних мамочек на площадке, но и у своих любимых — мамы, папы, бабушки…

Но малыш — не жадина и не скандалист! Отнимает он игрушки не потому, что «плохой» и даже не потому, что хочет привлечь к себе внимание. Он прежде всего — маленький ребёнок. А маленькие дети устроены иначе, чем мы! Они иначе воспринимают вещи (одежду, игрушки), а мы меряем своими взрослыми мерками и представлениями.

Понимание того, что такое собственность, приходит к ребёнку очень постепенно. И 2-3-летнему можно сколько угодно говорить «я же тебе объясняла, надо делиться с мальчиком» или «вон смотри еще сто машинок» — это бесполезно.

Давайте разберёмся, что же такое жадность?

Итак, ребенок, когда родился, для него весь мир — это он! И мама — это часть его, и вещи вокруг — тоже часть его.
И даже если игрушку забирают – не страшно, ведь она остается МНОЮ – остается частью мира.

После года (редко — ближе к полутору) ребенок начинает различать, что он — существо отдельное от мамы и от всего мира.
И в этот период жадности, как правило, еще нет. Большая часть годовасиков — щедры и просты в отношении к вещам и предметам.
Но отделение от мира началось, границы собственного тела начинают обозначаться и появляется понятие «я» и «всё остальное».

Примерно в полтора года ребенок вдруг начинает понимать эмоции и чувства. Мама радуется — маме хорошо. Я радуюсь — мне хорошо.
То есть, ребенок не мыслит такими формами, но ощущения свои уже способен понимать. Мало того — они становятся для него главным мерилом всего! Мама довольна мною — отлично! Мама расстроена или сердита, надо срочно маму выручать, пусть всё бросит и бежит ко мне! А что для этого надо сделать? Поорать, конечно…

Словом, на первое место выходят эмоции. А теперь представьте, ребенок взял в руки машинку, ему с машинкой хорошо! Она его интересует и радует! Он испытывает яркие эмоции! И ценна для него, на самом деле — не машинка, а эмоция, которую он испытывает!

А вот появился кто-то, кто тоже хочет взять эту же машинку. И не важно, что их еще сто штук стоит на полке!
Ведь любая вещь, попавшая ко мне в руки или даже в поле моего зрения – уже «моя». Она часть меня, как моя нога. И отдать её я не могу. Ногу ж я не могу отдать никому, правда?

Конечно, это касается вещей и предметов, имеющих отношение к ребёнку, находящихся в его поле зрения. Папины ботинки или мамина книжка — мало интересуют, пока просто стоят на полке, потому что не вызывают у ребёнка ярких эмоций. А стоит взять предмет и начать с ним что-то делать (например, класть в папин башмак игрушки и катать в нём, как на машине), то вещь уже становится супе-значимой. А чья она, кто её покупал, кто ею обычно пользуется — для малыша вообще не важно!

А уж тем более игрушка — предмет яркий, привычный, предмет, который дарит много радости. С ним расстаться очень сложно, а тем более, отдать другому человеку. Боль при расставании ребёнка с предметом, увлёкшим его, сравнима в болью взрослого при потере очень дорогого предмета (представьте, что вы потерялись свой мобильный или у вас угнали машину, упаси господи).

То, что мы называем жадностью — это нормальное свойство растущего ребенка (но не взрослого человека). И означает она — нечеткое понимание границ собственного тела, границ своего Я.

И если формирование ощущения собственного Я проходит правильно, без нажима со стороны взрослых, без полной подмены взрослым его роли (роли ребенка), то ребенок начинает отделяет мир от себя, от своего тела. Когда он начинает понимать, что вещи и предметы — это не есть весь мир и не есть он сам — жадность постепенно начинает проходить. Приходит понимание понятия о самостоятельности вещей, об их постоянстве, о собственности вообще, понимание значимости тех или иных вещей и их принадлежности.

В период острой жадности — не просите ребёнка делиться, не отбирайте у него ничего, не заставляться отдать своё.
Не называйте жадиной!
Будьте на стороне своего ребёнка, не бойтесь, что кто-то скажет «Ах, он у вас жадный мальчик!» или что-то похожее.
И не бойтесь, что он вырастет жадиной. Это пройдет!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *