Как малыши приобретают новые умения

Современный взрослый человек привык всё делать быстро. И от ребёнка, разумеется, мы ждём того же самого. Мы почти уверены, что способны быстро и легко научить своего малыша всему, что требуется освоить. Но он почему-то упорно сопротивляется или осваивает новые навыки долго и неуклюже. Нас раздражает медлительность и неисполнительность ребёнка. Подсознательно мы ждём, что малыш будет удобным — показали, научили, начал делать. А маленький строптивец почему-то не хочет или вообще не может делать того, что нужно нам.

Но секрет заключается в том, что ребёнок не должен и не может быть удобным. Ни в каком возрасте. А уж тем более, в первые годы жизни он доставляет родителям массу неудобств.

Если пересмотреть свои требования и ожидания, то жизнь родителей станет явно легче. Просто вы больше не будете раздражаться и уставать от того, что ребёнок чего-то не умеет или осваивает не так, как вы ожидали.

Но ребёнку нужно не только наше терпение, ему очень долго нужна наша помощь и участие.
Всё, чему вы собираетесь научить ребенка, должно проходить в своем развитии четыре этапа:
— сначала всё за ребенка и для ребенка делает мама (папа, другой любящий взрослый);
— потом взрослый и ребенок делают вместе;
— ребёнок начинает делать сам, но взрослый помогает или контролирует;
— в конце концов ребенок начинает делать это сам.

Каждый этап осваивается постепенно и плавно перетекает в следующий. Мало того, первое время после перехода на новый этап, вполне возможны и естественны «возвращения» на предыдущий. Можно воспринимать это как откат назад в умениях, но нет. Это — постепенное отпускание предыдущего этапа.

Рассмотрим пример — как родители учат ребенка ходить?
Сначала малыш вообще был не в состоянии ходить — и мы ходили «за него». Он же пребывал в животе и потом — на животе, а точнее — на руках или в слинге.
Потом мы стали учить его ходить за ручку (научив стоять). Мы долго и много водили-водили-водили. Чтобы наступил следующий этап.
Ребенок сделал первые шаги и постепенно у него получается всё лучше и лучше, но взрослый всё время рядом, приглядывает, помогает.
И в итоге ребёнок ходит уверенно сам и мы об этом больше не думаем — ходьба становится естественным навыком.

Представьте теперь ситуацию, при которой взрослый требует от ребенка, чтобы он ходил сам! А ему всего два месяца, например. А мама обижается и говорит: «Я ж тебе сто раз показывала! Встаешь, переставляешь ногу, потом вторую! И так далее! Ну, неужели, нельзя понять?»….
Представили? Смешно? Грустно?

А ведь каждый из нас, родителей, пытался переложить на карапуза то, что ему еще не под силу! И не раз.

Итак — учим всему постепенно!
Кушать? Сначала мама кормит, потом вместе (мама помогает, например, или докармливает), потом сам — и то не сразу идеально, а постепенно! А потом уже совсем сам.
Одеваться? Сначала мама одевает, потом малыш помогает ей в меру сил, потом — когда-нибудь начнет и сам! Ну и потом будет делать это автоматически, не задумываясь.
Открывать-закрывать крышечки, собирать пирамидку, строить домики, ползать, стоять, плавать и так далее — всё в четыре этапа! А главное — спокойствие и терпение! Не раздражайтесь, что у малыша всё получается медленно и далеко не идеально. Он же не компьютер, чтобы сразу идеально выполнять заложенную программу.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"