Чёрно-белые картинки для самых маленьких

Когда-то очень давно, когда еще рос мой старший сын, наша страна жила так бедно, что из-за границы нам присылали гуманитарную помощь. И вот однажды в университете моя подруга-аспирантка получила большую порцию гуманитарной помощи (у неё было двое малышей). Среди прочего, там были игрушки для маленьких. И одна из них была — тряпочная книжка гармошка, которую можно было повесить на бортик кровати. И все картинки в ней были — либо чёрные на белом фоне, либо белые на чёрном.

Тогда, в начале 90-х, меня очень удивила такая игрушка. зачем детям чёрные картинки? Думала я, думала, и решила, что, наверное, это для стимуляции зрения. А потом мы благополучно отдали кому-то ещё — игрушка отправилась в путь в новую семью.

Прошло, конечно, много лет, как мне попалась книга Сары Брюэр «Суперребенок». И вот что там было написано:

ЗРЕНИЕ
Для нормального развития зрение очень важно. Именно видя предметы, ваш ребенок захочет узнать, как они называются. Стремление тянуться к предметам, переворачиваться, ползать и ходить тоже происходит от любопытства и желания исследовать все, что он видит вокруг. В первые 2 месяца жизни ваш ребенок лучше всего видит на близком расстоянии.

При рождении поле зрения ребенка более ограничено, чем ваше собственное. Скорее всего он будет смотреть на предметы, которые находятся не дальше 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу и на расстоянии не более 90 см от тела. Когда он лежит на сгибе вашей руки и сосет грудь, он естественным образом может фокусировать зрение на предметах на расстоянии 17 — 20 см. Обычно к 2 неделям он начинает узнавать лицо матери и отца. Его зрение на 10 — 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. Новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). Новорожденные предпочитают прямые или ломаные линии кривым или волнистым. Кроме того, их привлекают простые изображения лиц.

К б неделям ребенок может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться. (Дети, которые получали стимуляцию до рождения, часто улыбаются уже через 1-3 недели после рождения). Его особенно привлекают изображения лиц и концентрических кругов. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Количество синапсов между нейронами в зрительной коре, которая занимается интерпретацией информации из глаз, начинает увеличиваться в первые 2 месяца после рождения.

Между 2 и 4 месяцами количество синапсов начинает резко расти и увеличивается не менее чем в 10 раз. Именно в это время зрение вашего ребенка резко улучшается, и он уже может следить за предметами глазами или поворачиваться в направлении звука. Ему начинают нравиться более сложные рисунки (4 концентрических круга, а не два) и кривые линии и формы, а не прямые или ломаные. Кроме того, его поведение показывает, что он помнит увиденное.
Многие дети к 2 месяцам начинают различать цвета, потому что в сетчатке начинают работать колбочки. Но до 3 месяцев, возможно, они не видят синий цвет так же хорошо, как красный или желтый.
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах. Ему очень нравится наблюдать за вами и за другими людьми, особенно детьми. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. Кроме того, у него появляется чувство объема, и к 4 — 5 месяцам он начнет тянуться к предметам, которые видит. К 7 — 8 месяцам ему будет удаваться хватать предметы и засовывать их в рот. У детей, которые получают дородовую стимуляцию, все это происходит гораздо раньше.

Ребенок, окружение которого визуально обогащено, обычно более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции. Если ваш ребенок не видит одним глазом -например, из-за врожденной катаракты, — необходимо хирургическое вмешательство. В противном случае мозг перестроится и перестанет принимать сигналы от сетчатки пораженного глаза. Если катаракту убрать позже, зрение глазу уже не вернуть, несмотря на то, что функционально он будет здоров. Это называется мозговой слепотой. Впрочем, если катаракта возникает в более поздний период, нормальное зрение может вернуться.

Количество синапсов в зрительной коре доходит до пика в 8 месяцев, остается максимальным до 4 лет и начинает постепенно снижаться в течение следующих 5 лет, доходя до половинного в результате частичного удаления.

Новые интересные исследования показывают, что маленькие мальчики узнают пол друг друга всего в 3 месяца, даже если они полностью одеты — это едва ли удается многим взрослым. Исследователи проводили психологические тесты среди 60 трехмесячных детей, которым показывали изображения мальчиков и девочек в одинаковой одежде, а также грузовиков, кукол и старших детей. Мальчикам было интереснее смотреть на изображения других мальчиков того же возраста. Девочки смотрели на мальчиков столько же, сколько на девочек.

Бинокулярное зрение продолжает развиваться в течение первых четырех лет жизни, и к 4 годам полностью формируется. Острота зрения практически приходит к 5 годам, но полностью формируется только к 10 годам.

Когда родилась Санька, мы активно начали заниматься изготовлением для неё чёрно-белых картинок. Рисовали их на плотном картоне и расставляли вокруг лежащего младенца. Но картинки стоять у стеночки не хотели совсем! Они постоянно падали….

И тогда я придумала, как сделать картинку, которая не будет падать. Картинки надо нарисовать на коробке — со всех сторон. И просто ставить коробку (или несколько) перед ребёнком.

Идея была моя, а сделал первую коробку мой старший сын Миша (ему в этот момент было 15 лет).
Взяли мы обычную картонную коробку среднего размера. Внутрь положили крышку от пластиковой бутылки (чтобы издавала звук при встряхивании – привлекать внимание ребенка).
Оклеили белой бумагой.
Сверху – произвольные творческие излияния моего сына.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Дочери Лиза и Катя не могли пережить, что Миша сделал игрушку для Саньки без их участия…
И вдвоем сделали такую же коробочку, как у Миши.
Катя оклеила коробку и вдвоем они рисовали — по три стороны..

Изображение

Изображение

Изображение

А вот еще одна коробочка, которую сначала только рассматривали, а потом она стара и погремушкой, и строительным материалом…

Коробочка совсем небольшая. Для сравнения я положила рядом пятак.

Изображение

А вот и ее будущее содержимое: морской камушек и бубенчик. Зачем камушек? Чтобы была явно тяжелее других — полезно держать в руках разные по весу игрушки. А не только легкую пластмассу. Но и вес у камня, как вы понимаете, совсем небольшой — никакой опасности не представляет.

Изображение

Всё это я положила внутрь коробочки и заклеила крышечку клеем ПВА.

Изображение

Затем нарезала из картона белые кусочки, каждая размером чуть меньше нужной грани коробочки, Чтобы получалась черная рамочка при наклеивании картонки на грань.
На каждой картонке я нарисовала черным маркером простые рисунки.
Приклеила картонки и обернула всё широким скотчем со всех сторон, чтобы нигде ничего не осталось без скотча.

Вот три грани с одной стороны.

Изображение

И три — с другой.

Изображение

Игрушка получилась интересная. Саня долго её любила!

После того, как я рассказала о наших игрушках на форуме, творчески мамы нашего форума придумывали всё новые и новые игрушки, мобили, картинки, карточки, книжки для стимуляции зрения новорождённых.

Есть, конечно, и критики у таких картинок. Пишут, что в природе не бывает ничего контрастного и чёрно-белого. И не лучше ли оставить ребёнка в покое.  Мол, раз ребёнок пока плохо видит, то так и должно быть.

Действительно, зрение развивается постепенно. Давая малышу возможность видеть контрастные рисунки, мы раньше помогаем ему пользоваться глазами более полноценно. Он видит, он начинает мыслить.
А тот, у кого все расплывчатое (из-за некоторого несовершенства зрения) пока не видит, не начинает это оценивать, значит и мозг некоторое время работает в полсилы, обрабатывая только звуковые раздражители. Получается, что стимулируя зрение, мы стимулируем развитие мозга. Разве это плохо?

В общем, с этих картинок и коробочек и началось Санькино раннее развитие.

Предлагаю вам попробовать нарисовать такие картинки самостоятельно. Если вы не обладаете фантазией, то можете скачать готовые подборки картинок совершенно бесплатно.

Ссылка для скачивания. 

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"