Конструкторы. Часть 1.

Размышления Алина Закревской на тему «Конструкторы»

Часть 1.

Эх, хочется порой сделать что-то кратенькое. Но, видимо мне еще взращивать и взращивать свои таланты. Может и научусь когда-нибудь быть краткой.
А пока — как есть.

Я обещала на вебинаре продолжить разговор о конструкторах.
Думаю будет 2 части. Вторая точно покороче. А в этой — много слов. Готовы? 

Человекам разумным свойственно что-то сотворять.
Что-то делать. И при этом важно видеть результат своей деятельности.
Взрослым человекам легко. Они что-то да умеют руками делать. Кто вязать, кто гвозди забивать.
Практически все взрослые – конструируют.
Составляют различные элементы и получают результат.

У меня был период, когда больше всего нравилось конструирование из петелек. При помощи крючка или спиц. Потом настал момент, когда мы с мужем игрались различными прямоугольниками из ДСП – в результате, на конструировали себе мебель в разные комнаты.

А в течение последних 2-х месяцев я игралась в конструктор, под кодовым названием «Спортивный комплекс». В условиях съемной квартиры есть определенные ограничения, для полета моей спортивно-комнатной фантазии. Поэтому я искала на сландо составные части будущего комплекса. А потом переставляла их (при помощи сильных мужских рук) как самый настоящий конструктор. Скину фотографии с фотоаппарата и обязательно покажу, что получилось. Мне нравится 🙂

Дети могут реализовывать свою потребность творить через конструктор.
Классная это шутка.
Порой лучше, чем рисование и лепка. Особенно в периоды, когда дети очень критично относятся к своему творчеству. А с конструктором легче, что-то к чему-то подсоединил – и уже результат. Ощутимый, значимый.

Сейчас очень много разных конструкторов.
Плоские и объемные
Из разных материалов (дерево, пластик, металл, камень)
С разными принципами соединения.

Конструктор и возраст.
Но прежде одно отступление.
Думая о возрасте – нужно подумать о целях. Какая цель игры с конструктором. Ведь и в 1 год и в 15 лет – это игра. 
Можно много говорить, о том, как конструкторы влияют на моторику, развитие логического мышления, творческий потенциал. Ага, но…
Какова цель игры с конструктором? Только не ваша, родительская, которая сверху и точно знает зачем.

А у ребенка..?
Чего он играет?
Поняв, почему играет, поймем, и почему не играет (а этот вопрос на вебинаре волновал многих участников)
А играют дети в конструктор, потому что это нужно для их внутреннего развития. Когда есть такая потребность, то играть интересно.

Но, бывают досадные мелочи, которые портят интерес, могут вызвать злость, раздражение или просто обивают желание.
Что же это за мелочи?
Материал конструктора может оказаться легким, скользким или еще каким-то, что при неосторожном движении – все, что делал усердно — рушится.
Крепления, которые или трудно соединяются, или легко разъединяются, ломая постройку. 
Непонятные задания, которые зачем-то нужно сделать. Ну, раз, два – маму порадую. Но надоедает же!
И в разном возрасте могут выступать на первое место то одна, то другая, то третья причины.

Вот годовалый малыш. Что он любит? Исследовать мир. Пробовать, вытаскивать, грызть.

башенка из кубиков (ребенок грызет)

 

 

 

 

 

 

 

И, первым делом малыш погрызет кубик. Повертит его в руках. Что с ним можно сделать? Можно его кинуть.Бух. Класс! Потом повертит и вопросительно на маму, что можно сделать еще?

А мама берет и башенку строит, приговаривая, кубик на кубик.

башня с кубиками и рука

 

 

 

 

 

 

И вот малыш пробует сделать башенку.

башня с кубиками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остановим на паузу и посмотрим на кубики в руках у малыша.

Приятно их держать?

башенка из кубиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

башня с тканевыми кубиками и годовас

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли устойчиво ставить один на другой?

Слишком гладкие от неловкого движения слетают и башенка не получается. Отчего интерес пропадает.

Какой у них размер?

Очень маленькими малышу будет трудно орудовать.

башенка из мини-кубиков

 

 

 

 

 

 

(но зато с ними можно делать много разного дитяке постарше, с хорошей моторикой)

Сделал башенку, а она рааз и упала.
Это смешно. И вновь хочется делать. И вновь рушить.
Это нормально.
А можно сделать несколько башенок рядом.
И на них запрыгнуть маленькие устойчивые игрушки.
Кстати, из чего можно еще строить башенки?
И вот в ход уже пойдут самодельные конструкторы из подушек, каменьев обычных и драгоценных, а может даже пап, мама и двоюродных братьев.

081221_pyramid01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но это все элементы, которые не соединяются между собой.

А в этом же возрасте можно предложить и соединяющиеся элементы.
(Предлагая, помним, что важно, чтобы и соединялось легко, и разъединялось легко, но при этом соединение было прочным)
И вот таке конструкторы с соединением я бы предлагала вторыми, после того, как освоится «башенка»

мягкий конструктор для малышей

башня из лего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И тут появляются первые открытия – башенка из кубиков легко рушится, а из элементов, которые закрепляются – трудно. 
Башенку из кубиков трудно пренести, а из элементов, котоыре закрепляются – легко.
И вот ребенок уже уверенно делает разные башни. Ему нравится процесс. 
Тут есть два направления развития (и вполне они могут совмещаться) – 
— усложняем постройки. Более высокие и разнообразные башни. Добавляем новые элементы.
— постройки используются как элемент игры, как элемент сказочных миров.

Что делать, если жалко ломать?
В какой-то момент у детей наступает момент, когда становится жалко ломать свои изделия. 
Тут можно договориться, и фотографировать работы, а потом делать альбомы работ или выставку фотографий с работами.
Такие выставки, а особенно альбомы непроизвольно показывают ребенку, как он продвигается в конструировании. Какие простые постройки были в начале, и какие разнообразные теперь.
Архитектурным строительством постройки из кубиков и элементов с креплениями не заканчивается.
Можно делать разных животных , транспорт , деревья, и все, что душе угодно.
То есть разные геометрические кубики, и наборы в духе «лего» — актуальны с года и до… 99 лет.
Просто вначале – игры с этими наборами направлены на развитие крупной и мелкой моторики, а постепенно это дело перерастает в развитие технического мышления и фантазии.

Алгоритм «работы» с такими конструкторами одинаков.
1) Даем ребенку конструктор и наблюдаем. Смотрим, что он с ним делает.
1.1) если делает что-то интересное, связанное с функцией конструктора – просто наблюдаем, пока действия развиваются. Когда вы заметите застопоренность, можно убрать конструктор или показать какую-то интересную фишку.
1.2) если начинает использовать как-то совсем не в тему или теряется – показываем интересную фишку. Т.е. то, что можно делать с конструктором. 
2) Когда чувствуем, что интерес идет на спад – убираем конструктор на время, даем что-то другое.
3) И вновь достаем. 
3.1) И вновь пункт 1.1. И вновь наблюдаем, появляются ли новые «фишки» — радуемся и молчим. Или рядом играем, вооружаясь этими новыми идеями ребенка.
3.2) – аналогично пункту 1.2.
И так циклично, постепенно «развивая материал» (такой термин в Монтессори-педагогике) играем (или работаем 🙂 ).

Источник: Живой журнал Алины Закревской http://alina-enila.livejournal.com/

Приглашаем на тренинг «Основы ТРИЗ для больших и маленьких»!

Сроки проведения тренинга
С 6 по 24 апреля 2015 года.

Ведущая тренинга — Алина Закревская — монтессори-педагог, руководитель монтессори-центра, ведущая тренингов по развитию мышления, сказкам, песочной терапии и экспериментам

0_b1238_e97d7908_orig

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что вы получите в результате:

  • у вас будет возможность прочувствовать, как мыслит ребенок;
  • вы поймёте, как можно улавливать мысли детей и направлять их в нужное русло;
  • научитесь использовать одни и те же игры для развития совершенно разных видов мышления;
  • увидите, как легко внедряются в жизнь (особенно детскую) принципы творческого мышления;
  • будете легко придумывать развивающие и творческие игры и занятия для детей.


Бонус! После тренинга участники могут продолжить общение на тему в «ТРИЗ клубе».

 

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"