Должен ли ребёнок помогать взрослым по хозяйству?

Маленький помощник

Должен ли ребёнок помогать взрослым по хозяйству?
С одной стороны, ребенок никому ничего не должен. И заставлять его нельзя.
С другой стороны — мы одна семья и должны помогать друг другу. Кто же, если не мы?
Нельзя же растить эгоиста, правда?

А что делать, если ребенок не хочет помогать? Ну не греют его рассказы мамы о том, что ей тяжело!
И не понимает он, зачем еще и еще раз тереть и так чистую кастрюлю (раковину, полочку, вазочку — выбирайте на вкус).

Для того, чтобы ребенок помогал по хозяйству, тоже надо всё грамотно организовать, а не просто ждать, что он сам начнет помогать и будет это по зову сердца — регулярно и качественно…

Итак.

1. Не думайте, что если годовалый малыш при первой же возможности хватается за веник, то он хочет помогать вам! Он даже и не собирался! Он просто подражает маме (папе, бабушке, домработнице). Словом, ребенок делает то, что делают взрослые рядом с ним. Отсюда вывод: если вы будете поддерживать порядок, рано или поздно ребенок тоже будет делать это. Но не в год или два. И даже не в школе. А когда заведет свою семью. Честное слово — не раньше. А раньше — ему будет обязательно нужно наше руководство в вопросах уборки общих помещений и вообще — помощи по дому.

2. Не навязывайте ребенку ОБЯЗАННОСТЕЙ раньше времени! У малышей еще нет и не может быть чувства ответственности. И требовать его наличие нельзя. Это то же самое, как требовать от пятилетнего мальчика, чтобы у него росли усы.
Любая помощь должна быть игрой! До поры до времени, конечно. Постепенно надо будет и обязанности возлагать. Но постепенно!
Возраст начала — примерно после 4 лет. До этого — только игры в помощь и то — неутомительные.
А еще — обязанности не должны быть раз и навсегда! Это надоедает, становится каторгой! Например, меняйтесь обязанностями с ребенком (месяц вы поливаете цветы, а он кормит рыбок, а потом наоборот).
Если, конечно, ребенок сам говорит, что будет всегда сам кормить рыбок, то пусть кормит! Раз это его увлечение, то он будет делать это без напоминания…. А если нет, то следите, чтобы животные не отправились в лучший мир раньше времени….

3. Не поручайте ребенку делать то, что с точки зрения ребенка не имеет смысла – когда результат труда не виден или плохо виден. Меня в детстве угнетала необходимость пылесосить. Пол и так чистый! Грязи не видно! Так что его тереть-то? А мама еще и подходила и показывала, с какой силой надо давить на трубу пылесоса! У пылесоса была алюминиевая труба, она пачкала руки. Так вот, мама говорила, что руки у меня должны быть черными — только это могло быть её точки зрения признаком моего старания.
Работа ребёнка должна быть продуктивной, результат должен быть видимым!
Кроме бесполезности внешней, у ребенка не должно откладываться впечатление, что он работает только для того, что его необходимо чем-то занять! Типа «от забора до обеда». Нельзя работать ради самой работы! Ради галочки: «Я помогал!». И это ребенок должен чувствовать! Вы ждете не самого факта работы, а реального результата. В отличии от игр, творчества, занятий, где часто процесс важнее результата – как для ребенка (всегда), так и для мамы (для мудрой мамы).

4. Обязательно научите ребенка делать то, что вы поручаете. Если действие сложное, то оставьте ему шпаргалку, где по этапам будет расписано или нарисовано, что в какой последовательности необходимо делать.

5. Обязательно хвалите ребенка за выполненную работу, а точнее за результат. Говорите, что ребенок очень сильно помог вам, что вам гораздо легче, что вы ему благодарны!
Если у него есть постоянные обязанности, не относитесь к их выполнению как к само собой разумеющимся делам. Всё равно хвалите! Можете ввести какую-нибудь систему поощрения.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"