Одарённые дети

Представляю вам еще одну статью Михаила Федотова, педагога, врача, отца 10 детей.

Что такое одарённость? Это врождённое или приобретённое качество? Подарок судьбы или заслуга родителей? А так ли это важно? Строго говоря, нас не интересует теория, но нам нужно понимать, как оценивать своего ребёнка и как с ним двигаться дальше. Но внутри теплится надежда, что одарённость у моего ребёнка природная, а не созданная нашими родительскими руками. Всем родителям кажется, что «природное» – это как-то честнее. И мне тоже время от времени так кажется, но не всегда.

Мой сын прыгнул в высоту на два метра двадцать сантиметров. Что ценнее – что он от природы такой прыгучий или что мы вместе с ним, не имея никаких природных данных, преодолели притяжение Земли и показали 875-ый результат в истории? При этом ещё научились работать, поняли, почём фунт лиха и фунт пота, узнали цену победам и поражениям и так далее. А результат похожий, вполне сопоставимый – там 2.20 и тут 2.20!

Конечно, можно мечтать, что природная одарённость встретится или совпадёт с работой родителей, чтобы в таком случае состоялся невероятный творческий резонанс! В каком-то смысле это всего лишь мечта, но мечта, которая должна заставить родителей бережно и внимательно присматриваться к любым, самым неожиданным детским проявлениям. Не пережимать, но и не пропустить – вот что должно быть задачей чутких родителей.

Говоря о детях, мы часто употребляем слова талантливый, одарённый, способный. Англичане говорят «gifted child» или употребляют термин «brightness» , но если gifted значит одарённый, то что значит эта «яркость», остаётся для меня загадкой. Наши психологи пишут о разных уровнях способности человека – это одарённость, талант и гениальность. Гениальность, встречающуюся в одном случае  из четырёхсот миллионов, я хочу сразу отставить в сторону (из монографии В.П. Эфроимсона «Предпосылки гениальности»: «Вероятность гениальности существенно повышается при подагричности, синдроме Линкольна, синдроме Жанны д’Арк, синдроме циклоидности, высоколобости…»). Лучше говорить о реальных вещах – об одарённости. Я читал громадное количество литературы, где даны  показатели, характеризующие одарённого ребенка. Вот пример таких показателей:

  •  в первые месяцы жизни легко узнаёт родителей, открыто улыбается им, внимателен к происходящему вокруг, любит, когда с ним разговаривают и читают;
  • к 8-9 месяцам самостоятельно ходит;
  • к году сам переворачивает страницы журналов и рассматривает картинки, интересуется происходящим на экране телевизора и компьютера, выделяет любимую телепередачу, легко просыпается, но, даже не выспавшийся, редко бывает сонным или раздражительным;
  • к 14 месяцам произносит двусложные слова;
  • к полутора годам понимает все родительские «инструкции»;
  • к двум годам различает буквы, считает до десяти;
  • к четырём годам умеет читать и писать, имеет развитое чувство юмора и понимает шутки, знаком с простыми математическими действиями, пользуется компьютером и ещё многое другое.

Так вот, все дети, родители которых добросовестно (без фанатизма «домановских блондинок») занимались с ребёнком по программам раннего развития, всё это легко проделывают. Значит, это не «природная одарённость», а просто показатель развития ребенка (и одарённости воспитателей)! А значит, для многих детей такие показатели одарённости должны быть нормой.

 

Мне кажется, что показателем небесной (или генетической) одарённости будет, если с ребёнком никто не занимается и все его способности появляются из ниоткуда. Это самородки, и, как говорилось выше, гениальные способности встречаются в одном случае из многих миллионов. Но это и не важно, потому что если вы будете интересно, легко и стабильно заниматься с ребёнком со дня его рождения, то достигнете потрясающих результатов в любой области человеческой деятельности. И для вашего ребёнка все сказочные показатели одарённых самородков будут не более чем рабочими достижимыми результатами. А способный человек способен во всём, только  пахать нужно шире!

Я пишу не с точки зрения многоликой науки психологии, а с точки зрения родителя-практика, который пытается применить научные термины к «человеческому детёнышу», который стоит передо мной или вами и не очень готов классифицироваться. Как может родитель понять, что у его ребёнка с рождения есть особенные задатки, которые он должен прицельно развивать, или, напротив, ребёнок принципиально к чему-то неспособен, например, нет в нем художественных или музыкальных «генов». Обязательно ли родителям заниматься этой детективной деятельностью? Думаю, что нет. Будьте просто внимательны и не давите, не навязывайте своих пристрастий.

Чаще всего получается, что родители  хватаются за что-то внешнее, развивают самое очевидное: потянул руку к книге – читатель, нарисовал каляку-маляку – художник! А он, может быть, не читатель, не художник, а физик. Нам почему-то показалось, что ребёнок двигается в этом направлении, и мы начинаем изо всех сил тянуть его в одну сторону, а нужно создавать как можно больше вариантов, при этом не пичкать, не отбивать охоту учиться, а оставлять ребёнку хоть чуточку свободы.

В идеале семья должна так широко заниматься с ребёнком, чтобы вы с большим перекрытием могли коснуться и музыкальных, и математических, и физических «рецепторов», и ждали, что же из предложенного попадёт в резонанс с какой-то его большей склонностью (или большей потенцией).

Вывод: на одной чашке весов торжественные и волшебные слова –одарённость, талант, гениальность, – а на второй чашке весов развитие, воспитание, навыки, образование, тренировка – очень приземлённые слова.   Но суммой этих приземлённых слов можно добиться высоких результатов и создать стартовую площадку для скачка в какой-то одной, пока невидимой родителям области.

Конечно, страшно пропустить нечто прекрасное, что дано ребёнку свыше при рождении. Если этот дар просмотреть и затоптать, то мы очень обедним жизнь ребёнка. Но пожалуйста, соблюдайте меру, не докапывайтесь, выискивая, в чём гениальность вашего ребёнка – вспахивайте глубоко и большую площадь, и гениальность сама отыщется.

Другими словами, наша задача – не навязывая, создать для ребёнка возможности развивать свой мозг, чувства, при этом чутко выявлять склонности ребёнка, не забывая подтягивать и самые слабые места. Какую систему вы используете – несущественно. Можно по Зайцеву, можно по Монтессори, можно по Доману. У меня бывали разные отношения к каждой из педагогических школ, и предположение, что существует только одна «правильная» школа, для меня очень сомнительно.

В большинстве школ США и Европысегодня созданы программы для работы с одарёнными детьми. Но все наши дети, которых родители развивали с рождения, должны попадать в разряд ОДАРЁННЫХ и учиться в таких школах. И конечно, это правильно, потому что школы, в которых ориентируются на самых слабых учеников, в которых учительница вытягивает двоечников, неинтересны способным детям, и они перестают работать, и результат может быть самым непредсказуемым.

Пушкин сказал магические слова, которые должны быть нашей путеводной звездой: «Гениальность – это талант плюс работоспособность». Только придётся эти слова немного изменить: одарённость – это любой малыш плюс работоспособность родителей! Ведь Пушкин тогда ещё не знал, что гениальность – это вариант Синдрома Аспергера, одной из форм аутизма, при которой не страдает интеллект, но существенно снижаются социальные способности (контролируется теми же генами, которые отвечают за творческое мышление).

Многие великие люди: Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл и Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, и масса других мыслителей – страдали лёгкой формой аутизма и именно поэтому были гениями. Один из самых мощных гениев двадцатого века Норберт Винер – образец такого рассеянного гения, который живёт в своем мире. Вот кусочек из его биографии, который легко переведёт любой из пользователей Интернета!

When he and his family moved to a new house a few blocks away, his wife gave him written directions on how to reach it, since she knew he was absent-minded. But when he was leaving his office at the end of the day, he couldn’t remember where he put her note, and he couldn’t remember where the new house was. So he drove to his old neighborhood instead. He saw a young child and asked her, «Little girl, can you tell me where the Wieners moved?» «Yes, Daddy,» came the reply, «Mommy said you’d probably be here, so she sent me to show you the way home».

Если встать на точку зрения биохимика и в двух фразах суммировать причины гениальности, то выходит, что гиперурикемия, гиперадреналинемия или мужской гормон, не воспринимаемый тканями-мишенями (то есть явно болезненные состояния), могут стимулировать интеллектуальное развитие, но такой же эффект стимуляции достигается ранним развитием интеллекта! Поэтому давайте не будем гнаться за ущербной гениальностью, а вырастим просто способного здорового ребёнка! При этом помня о чертах гениев, которые нам нужно развивать, – это любознательность и способность удивляться, умение преодолевать трудности, оригинальность мыслей и действий, потрясающая  память, критическое мышление, а главное – бесконечная работоспособность!

И не тормозите ребёнка, не мешайте ему работать!

Михаил Федотов

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"