Опорные сигналы и опережающее обучение

Представляю вам статью Михаила Федотова об опережающем обучении.

В истории советской педагогики было много педагогов-новаторов, простые идеи которых могли бы произвести революцию в нашем образовании, но этого благополучно не произошло. Я говорю о здравствующих учителях С.Н.Лысенковой (Москва) и В.Ф.Шаталове (Донецк), которые добились потрясающих результатов в своих школах. Но переносить их опыт в другие школы так никто и не стал. Конечно, они касаются в основном школьного обучения, но если применять их не буквально, а только сформулировать себе, в чем заключаются главные принципы, то окажется, что эти принципы универсальны и могут пригодиться и дошкольникам.
В двух словах о каждом. Лысенкова еще 50 лет назад придумала способ опережающего обучения, при котором, например, сложные темы конца первого класса вводились по капле за 50-60 уроков до того, как эта тема будет разбираться. Эта будущая тема вывешивалась как наглядная таблица и каждый день, в заключительной части урока, будущие темы очень коротко разбирались учителем. Фактически все сложные проблемы русского языка и математики светились таблицами на стенах и в момент, когда эта тема разбиралась на уроке, даже слабые ученики были полностью к ней готовы и воспринимали её безо всякого напряжения.
Оба преподавателя, и Лысенкова, и Шаталов, ввели идею опорного сигнала или опорного конспекта.
Опорный сигнал – это лаконично записанный, какой-то базовый момент данного предмета, который логически связан, подкреплён ассоциациями, легко воспроизводится, обособлен от других блоков, может быть усилен образностью или цветом.
Эти блоки многократно повторяются, разучиваются наизусть, сдаются учителю, к ним возвращаются через недели и месяцы, можно сказать, что преподаватель добивается их пожизненного запоминания. Но из 10-20 таких подготовленных блоков и состоит этот предмет, будь то физика или география. Сигнальный блок охватывает узловые моменты предмета, мимо которых не пройти, и дополнительные детали потом уложатся на сигнальные блоки как ёлочные игрушки на ветки. Беда только в том, что создание таких блоков требует от преподавателя глубочайшего знания предмета, умения увидеть узловые моменты каждого из разделов, и вообще желания преподавать не формально, а с выдумкой. А это очень сложно. И быть хорошим отцом или матерью тоже очень сложно. Потому что нужно растолкать наш ленивый ум, которому очень не хочется напрягаться.
И всё-таки как можно использовать идеи опережающего обучения для малышни? Для этого нужно иметь чёткий план на текущий год и вводить элементы будущего по чайной  ложке, только лишь их (по нарастающей) упоминать! И ежедневно с ребёнком заниматься. Занятия могут быть сколь угодно короткими,  но они должны быть регулярными, весёлыми, праздничными. Они не должны быть скучными и однообразными! Это не тяжёлая повинность, а удовольствие и для вас, и для ребёнка. Подневольных занятий не нужно! И главная формула Лысенковой – повторение, сегодняшняя тема плюс упоминание будущего.
Раз вы забрались сюда, на этот сайт, значит, вы находитесь в состоянии поиска (до тех, кто не ищет, достучаться нельзя), и нужно напомнить: не ищите готовых рецептов! Пол, возраст, темперамент, условия – всё разное, и на всё родителями делается поправка. А дальше вы, как джазовый музыкант, изобретаете фантазию для своего собственного ребёнка «на мотив Домана», «на мотив Монтессори». И если продолжать говорить об опорных сигналах, то очень важна импровизация «на мотив Зайцева». Дело даже не в конкретных кубиках или карточках, а в принципе ТАБЛИЦ. Вот эти таблицы Зайцева являются мощнейшим опорным сигналом.
Ещё раз: опорный сигнал – это какая-то смысловая опора, легко запоминающаяся и помогающая зафиксировать сложную тему. Важны и ассоциации, можно играть и на сознательном, и на бессознательном.
Это может быть картинка, часто похожая на кого-то из известных абстракционистов, наполненная фигурками, обрывками слов, треугольниками или многоточиями. Или это скороговорка. Мы в школе разучивали очень содержательные скороговорки, как запоминать падежи и цвета радуги: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку» – именительный, родительный, дательный и т.д. Я помню их со второго класса, это всё опорные сигналы. По ним восстанавливается тема. При работе с маленьким ребёнком для меня лично такими опорными сигналами являются песни на иностранных языках, сказки, которые я повторяю многие сотни раз (когда понадобится язык, они начнут работать).
Если вы учите чтению, то опорным сигналом будет кусок стихотворения, которое ребёнок знает с года, например, «наша Таня громко плачет» (я разучивал такую поэзию с афроамериканцем из Бостона, у него очень хорошо получалось). Громадными буквами на стене, разделённое на цветные склады. То, что М похоже на сломанный мостик, а Е – на упавшие грабли, тоже опорные сигналы. Это символы, которые могут в секунду восстанавливать в памяти известную вам ранее и разжёванную информацию.
А если вы учитесь слезать с  дивана, то опорным пунктом будет отработанное слезание в привычном и легком месте – разворачиваемся ногами вперед и на пузе соскальзываем! Это опорный пункт движения, он поможет нам в дальнейшем слезать с незнакомых препятствий, с горок и заборов. Отработка до блеска удара в баскетболе или теннисе – это тоже, видимо, опорные пункты, потому что в игре всё будет по-другому, но опорный пункт движения позволяет на него полностью полагаться.
Чем забавнее, чем неожиданнее ассоциация, скороговорка, упражнение, тем легче будет запомнить. Придумывайте их сами, надо только понять принцип, а ума у каждого из нас хватит, потому что мы знаем, для кого мы работаем.
Опорные таблицы сэкономят ваше время и дадут несопоставимый положительный результат. По опорным таблицам четырёхлетки начинают читать за неделю (да ещё и считать в пределах ста), более того, их младшие братья и сестрёнки, на которых никто не обращал внимания и они где-то болтались под ногами, по тем же опорным таблицам учатся читать не хуже старших!
Бывают дети НЕОБЫЧНЫЕ – гиперактивные, травмированные, с разными формами отставаний, – но дело не в диагнозах, а в том, что табличное обучение, по сигнальным таблицам, – единственная форма обучения, которая им подходит. Не нужно скучно усаживаться, можно быть активным, бегать, задирать голову, превращая все занятия в игру. Можно кататься на качелях и поглядывать на опорные таблицы. Занятия становятся средством борьбы с адинамией, нашим главным бичом века. Не зря все ученики Шаталова обязательно занимаются спортом. Спорт – это только часть содержательного и блестящего обучения. Мы учимся мыслить, находить нужный столбец или строчку В ДВИЖЕНИИ, мы боремся с физической закрепощённостью и при этом укрепляем и развиваем свой мозг.
Это не рецепты, а напоминание. Самому умному и чуткому родителю нужно напоминать о простых и продуктивных ходах. Я сейчас в виде тимуровской помощи занимаюсь английским с молодым 25-ти летним актёром (будущим), который всю жизнь занимался спортом и школу прошёл по легкой касательной. Он не знает, что такое местоимение, и объяснить ему что-нибудь линейно просто невозможно. «Мамочки мои!» – спохватился я, – «да ему нужно придумать опорные таблицы по английскому, которые он будет разучивать в метро! Больше ничего помочь не может». Разрабатываю сейчас для него индивидуальную таблицу…
 
Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"