Уроки травологии и другие чудеса в волшебной школе

Очень часто родители жалуются, что дети не хотят учиться, не хотят заниматься. Особенно первоклашки, находящиеся на семейном образовании. Они не ходили в школу и потом учиться не умеют, а дома маме можно было всегда сказать, что, мол, я не хочу. И пойти играть. Так было первые семь лет жизни, так продолжается и дальше. И никакого желания заниматься дома ребёнок не испытывает.

У нас похожая проблема. Дети ходят учиться в школу, преподающую на двух языках — испанском и английском. Но не русском. А мне бы хотелось, чтобы дети, как минимум, занимались русским языком или чтением, ну и, как максимум, проходили параллельно на русском языке и другие предметы, в том числе — итальянский и китайский языки (по чуть-чуть). Конечно, мы не учимся по школьным учебникам. Используем хорошие энциклопедии, а остальное делаем сами или же используем то, что под рукой (раскраски, картинки в журналах, материалы для творчества и так далее).

Но! Уговорить детей заниматься — ужасно трудно! А заставлять не хочется. Хотя они занимаются всегда с удовольствием, но с большим удовольствием они играют. Самые любимые их занятия — именно игровые. Это занятия в нашей «Артстудии». Вы можете увидеть одно из этих воскресных занятий здесь. Но артстудия проходит раз в неделю и у неё другие задачи, не такие, как у ежедневных рутинных занятий, где мы по чуть-чуть двигаемся вперёд и где надо научиться делать то, чего не очень хочется.

И на помощь снова приходит игра. Ведь дети больше всего на свете любят играть. А мои дети сейчас больше всего увлечены игрой в Гарри Поттера и его друзей, потому что мы как раз читаем сейчас вторую книгу из эпопеи про юного волшебника.

Итак, несколько дней назад у нас открылась волшебная школа! Идея, как всегда, пришла спонтанно. Я хотела почитать детям книгу про растения, но предвидела ответ «А можно мы еще поиграем?». В общем, я не стала предлагать почитать книгу, а торжественно объявила: «Сегодня начинается учебный год в школе Хогвардс! Приглашаю студентов на урок травологии!».  Что тут началось! Сколько было радости!

Приглашаю на урок травологии!

Сначала мы поговорили о том, что такое растения. Потом Саша вслух читала отрывок из энциклопедии, где описывалось, какие бывают растения. После этого дети в своих тетрадках рисовали цветок и подписывали его части. Вспоминали, какие бывают растения — называли названия. Потом рассматривали в книжке строение цветка, а на другой странице — какие бывают семена. В конце «урока» дети рисовали цветы — кому какие хочется.

На другом уроке травологии мы вернулись к той же книжке и узнали, что листья бывают разной формы, с разными краями и разными жилками. С таблицей листьев дети (Гермиона и Гарри) бегали по участку и искали листья разных форм, простые, сложные, линейные и так далее. После чего рисовали разные листья в тетрадках. Ну и вторая тема — корни. Рассматривали, какие бывают корни, а потом зарисовывали в тетрадках корневую систему.

Но это еще не всё! После травологии был перерыв, а затем дети потребовали продолжение волшебных занятий. И занятия продолжились! На уроках заклинаний мы… делали письменные задания по итальянскому языку. Это были заклинания, которые надо было запомнить. На уроке нумерологии мы, конечно же, решали примеры в тетрадках. И теперь у нас сплошные волшебные уроки!

Я изображаю по очереди разных преподавателей Хогвардса, обращаюсь к ученикам на Вы и по фамилии с добавлением вежливых «мисс» и «мистер» — всё, как в книжке. На отдых они ходят в хижину Хагрида (площадку с качелями во дворе). В кухне у нас то уроки зельеварения, то мы изображаем домовых эльфов, которые готовят на всю школу обед. В общем, жизнь задалась… 🙂

Да! Иногда я вдруг становлюсь Филчем (кто читал книгу, тот в курсе) и ученики начинают наводить порядок в школе. Очень быстро!

Думаю, что у многих возникла мысль, а когда же, наконец, прекратится игра и начнётся учёба? Ведь рано или поздно дети должны делать не только то, что хочется, а то, что надо.

Отвечаю. В этой игре дети уже делают не то, что хочется. А именно то, что надо. Но делают это в игра. Игра в данном случае служит «соусом», мотивирующим элементом. А если учесть, что одному ребёнку 6 лет, а второму — нет еще 8 лет, то вполне понятно, что играть им нравится больше, чем просто учиться, потому что НАДО.

Дети взрослеют постепенно. И Саша, например, три года назад отказывалась от многих занятий, особенно от занятий с учителями, а не с мамой. Теперь она повзрослела и с удовольствием ходит и в школу, и на секции, и даже занимается по скайпу. Хотя мотивации в виде игры у неё нет. Так что, мне кажется, постепенно она начнёт чувствовать вкус самой учёбы, радоваться полученным знаниям и умениям.

P.S. На одном из следующих уроков травологии мы будем сажать настоящие семена и потом наблюдать за ростом растений.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"