Развивающие игры с конструкторами Лего с детьми от 2 до 4 лет

Для начала обязательно посмотрите все игры и упражнения, предложенные в теме для детей от года до двух. Многое из этого может пригодится и вашим деткам.
А мы продолжим!

Напомню, что теперь вы можете использовать как по-прежнему конструкторы Duplo, так и мелкое «Лего», так и сочетать их (они отлично сочетаются).
Задания подбирайте, конечно, такие, которые по силам вашему ребёнку и те, которые будут наиболее интересны.

Помните, что это игра, а не занятие. И ребёнок не обязан выполнять задание.

:arrow: Расположение в пространстве

В процессе игры (не специально усадив ребёнка «заниматься, а просто в процессе игры) стройте разные башенки, заборчики, домики из деталей разных цветов.
Во время игры с обращайте внимание ребенка на слова:
:!: «большой», «маленький»,  «высокий», «низкий»
:!: «больше», «меньше», «выше», «ниже»,
:!: «верх», «низ», «вверху», «внизу»,
:!: «над», «под»
:!: «справа», «слева», «в середине», «рядом».

Стройте небольшие домики и играйте с ними.
Во время игры с обращайте внимание ребенка на слова:
:!: «внутри», «снаружи»,
:!: «видно», «не видно».

:arrow: Ищем деталь по контуру
Нарисуйте на листке бумаги контуры некоторых фигур (не кирпичиков). Просто положите и обведите. А ребёнок пусть угадает, где нарисована какая деталь.
А потом пусть попробует сам обвести детали. Это не так просто, как кажется. Для начала пробуйте давать такое задание только с деталями Duplo, а не мелкого «Лего». Не забывайте, что многим детям очень сложно пока управляться с карандашом. И если ваш ребёнок относится к таким малышам, то ему это задание не предлагайте.

:arrow: «Обезьянка»
Поиграйте с малышом в «Обезьянку» (игра описана в книге Никитиных «Интеллектуальные игры»). Возьмите для начала две детали (два кубика, или кубик и кирпичик, или два кирпичика). Точно такие же по форме, цвету и размеру детали дайте малышу. Договоритесь с ним, что он обезьянка, а обезьянки очень любят за всеми все повторять. Вы будете строить, а обезьянка будет повторять за вами.
Постройте простейшую модель – башенку, дорожку, заборчик. Дождитесь, пока ребенок ее скопирует, потом собирайте следующую. Слишком долго играть не стоит, заканчивайте, пока ребенок не устал или ему не надоело (а надоест буквально после 3-4 повторений и это нормально). Тогда он с удовольствием поиграет с вами в следующий раз. Не выполняйте задание за ребенка, если у него не получается скопировать вашу модель самостоятельно. Лучше предложите другой, более простой вариант.
Постепенно перейдите к копированию построек из трех – пяти и более деталей. В процессе игры просите малыша подумать, на что похожа та или иная постройка.

:arrow: Переделываем
Следующее по сложности задание – преобразование образцов. Взрослый строит небольшое сооружение и просит ребенка построить такую же модель, изменив некоторые параметры. Самое простое – это изменить цвет. Ваша башня целиком красная, а его пусть будет из таких же деталей, но синих. Затем – пусть меняет размер. Вместо маленьких деталей пусть берет большие (или наоборот), если, конечно, у вас есть и «Лего» мелкое и Duplo. Потом – меняйте форму – вместо кубиков – кирпичи (но количество деталей, их цвет и их соотношение между собой сохраняется) и так далее.

:arrow: Строим по описанию
Это уже к 4 годам, конечно. Не в два года, точно.
Предложите ребенку самостоятельно построить два домика – для большой и маленькой куколки (или гаражи для разных машин). Пусть сам подбирает детали и продумывает конструкцию так, чтобы персонажи (предметы) поместились в дом (гараж).

:arrow: Последовательности
Научите ребенка выполнять задания по продолжению ряда, в котором последовательно повторяются те или иные фигуры. Выложите начало дорожки (заборчика, улицы города, клумбы вдоль дорожки и так далее), например, кубик – кирпичик – кубик – кирпичик или кубики: красный – синий – красный – синий. Попросите ребенка угадать, какая деталь будет дальше.
Для того, чтобы ребёнок понял, почувствовал задание, проговорите вслух несколько раз последовательность выложенных фигур. Чаще всего, на слух детям проще понять, в чем смысл.
Постепенно усложняйте задания, чередуя три разных детали. Или деталь одного типа – две детали другого типа и так далее.
Обращайте его внимание не только на последовательность фигур, но и на их расположение: кирпичик на кубик, потом просто кирпичик и так далее.

:arrow: На что это похоже?
Сделайте несложную абстрактную постройку. Можно из одноцветных деталей, можно из разноцветный. Рассмотрите внимательно со всех сторон, попробуйте найти образы — на что это похоже, целиком или частями.

:arrow: Для тех, кому надоело Duplo
Если вы уже играете в мелкое «Лего», но у вас много деталей Duplo, то можно их использовать очень «хитрО».
Например, возьмите небольшие картинки или нарисуйте сами картинки.
Разрежьте их на кусочки, наклейте на боковые части кубиков Duplo.
«Высокие» картинки можно складывать, ставя друг на друга. Например, жирафа.
«Длинные» картинки можно собирать, ставя их на панельку, например, крокодила.
Картинки могут составляться из одного ряда или столбца. А можно из двух-трёх рядов или столбцов.
Разговаривая с малышом в процессе игры, используйте слова:
:!: «левая половинка», «правая», «середина»,
:!: «верх» картинки, «низ»,
:!: верхний правый угол или нижний левый и т.д.

:arrow: Для тех, кому надоело Duplo — 2
Можно наклеить на боковую часть деталей буквы или склады (МА, ША и так далее). И использовать кубики или кирпичики при обучении чтению.

 

Как хранить «Лего» там, где дети от 2 до 4 лет?

Если мы продолжаем работать только с сериями Duplo, то можно придерживаться того же принципа, что бы описан в теме о детях от года до двух — удобный доступ. В доступе базовые кирпичики и немного других деталей.

Если мы пользуемся классическим «Лего», тогда нужно уже оборудовать удобно место для игры и одновременно для хранения «Лего».
Это может быть столик и ящички над ним. Но удобнее — небольшая невысокая полочка или мини-столик на высоте 30-40 см от пола. За таким столиком удобно играть, сидя на полу.
Называется такое место «игровой уголок». Там удобно играть!
Рядом на стенке должны быть полочки, где будут стоять коробочки с деталями.
Или же стеллаж с полками, где всё это будет находится.

Детали лучше всего рассортировать по типам: кубики, кирпичики, длинные «полосочки», мелкие детали, окошки и двери, колесики.
Удобно хранить в полупрозрачных небольших контейнерах или даже «бутербродницах».
Через прозрачные стенки видно, где что лежит.
Если стенки не прозрачные, нарисуйте или сфотографируйте те типы деталей, которые должны лежать в этой коробочке.
Тогда искать нужное будет удобнее и раскладывать по местам — тоже.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"