Личное пространство ребёнка или Индивидуальный игровой уголок

У любого человека есть своё личное пространство. У папы — диван, или рабочий стол, или мастерская, или спортзал. У мамы — кухня, или рабочий стол, или место для рукоделия. У бабушки — своя комната или угол за шкафом… Даже у собаки в доме есть своё место…
В своём личном пространстве человек — хозяин. И может делать то, что нравится. И приносить туда то, что хочет.
Как вы любовно расставляете на письменном столе канцелярские принадлежности или в уголке для рукоделия расставляете катушки и раскладываете пуговицы, так и у ребенка должно быть своё место, где он будет полноправным хозяином. И даже наличие собственной комнаты не гарантирует, что у ребенка будет удобное место для игр и раздумий, чтения или просто создания своего мира.

Эта тема широко и глубоко обсуждается на семинаре по организации детского пространства. Об этом шла речь так же в «Золотых правилах хорошей мамы». Это бесплатный семинар, на который вы можете подписаться, если не сделали этого до сих пор.
А здесь я расскажу о ней кратко, потому что, не зная о важности личного пространства, почти не возможно научить ребёнка играть самостоятельно. А для многих мам это очень актуальная проблема. Итак.

 

Примерно после 2-2,5 лет каждому ребенку нужен свой персональный игровой уголок.

Это такое место, где будут лежать только его игрушки, только его вещички и ценности. Где будет хозяйничать только он. Вмешиваться в жизнь такого уголка, — все равно, что ковыряться на чужом рабочем столе или залезть в чужой компьютер.

Игровой уголок может быть очень маленьким или, наоборот основательным. Но опыт показывает, что и маленький вполне подойдет. Главное, чтобы он был уютным, укромным. А еще – хорошо оборудованным.

Играть удобно сидя. И не просто сидя, а сидя на полу. Поэтому и игровой уголок удобно делать внизу комнаты – на полу, а не на столике, как может показаться более удобным (для взрослых). На том месте, где ребенок будет сидеть, можно положить тонкую подушку, или кусок туристического коврика – «пенки».

В игровом уголке должна быть хотя одна полочка, на которой ребенок будет располагать свои сокровища и любимые игрушки. А лучше – маленькая этажерочка. Допустим, она будет по правую руку. А по левую хорошо бы разместить небольшой осветительный прибор, который будет освещать «рабочую» поверхность.

Главное в игровом уголке – это, конечно, «рабочая» поверхность. То есть, собственно, то место, где будут разворачиваться игры. Конечно, можно играть и на полу. И чаще всего так и бывает – дети играют на полу, порой, занимая огромные пространства, заполняя собой весь дом.

Так вот, лучше, если у ребенка будет игровая зона с «рабочей» поверхностью, на которой и будут разворачиваться его игры.

Это должно быть небольшое возвышение, перед которым удобно сидеть, не слишком задирая руки. Когда мои старшие дети были маленькими, для рабочей поверхности я выбрала два плотных ящика из картона. Поставила их у стены в комнате, красиво декорировала тканью с детскими рисунками, подоткнув ее края под ящики. Плотность ящиков должна быть такой чтобы «столешница» не проваливалась, когда ребенок на нее опирается.

Можно поставить два узких ящика рядом в линию или один широкий. Размеры не имеют большого значения!

Гораздо важнее ваше отношение к этому место! Соблюдение суверенитета!

Нет, конечно, вы можете навести там порядок. Но так, чтобы ребенок этого не видел. Например, поздно вечером, когда малыш уже спит. Просто расставьте игрушки аккуратно и все тут. Малыш проснется и решит, что игрушки сами выстроились в ряд. А вы можете поддерживать его предположение.

Если в доме двое детей, то КАЖДОМУ необходим такой личный уголок!

Мои дети Саша и Василий имеют по такому уголку. Они находятся по две стороны комнаты, а в середине – коврик, на котором идут совместные игры. Когда-то пятнадцать лет назад и Миша с Лизой, мои старшие дети, которые росли вместе, имели игровые уголки. Они были рядом, а между ними на просвет стоял большой стеллаж с открытыми полками, доступными с обеих сторон. Он разделял пространство, делил его на зоны. Но давал детям и общее пространство, так как часть полок была общей, а часть – только для личного пользования. И в три и пять лет они строго соблюдали личное пространство друг друга, спрашивая, можно ли поиграть «с тобой вместе у тебя».

Если же один ребенок слишком маленький и еще не может уважать личное пространство старшего, поселите не младшего в манеж, а старшего – наверх двухэтажной кровати (в ногах, куда спящий ребёнок еще не дотягивается ногами), или за шкаф, или еще куда-то.

А «укромная норка», которую так любят искать или устраивать все дети и индивидуальный игровой уголок — это совсем не одно и то же. В норке уединяются и мечтают. А игровом уголке играют. Норка — тесная, а уголок удобный для длительной игры.

В самом начале, когда вы только обустроили уголок, покажите ребёнку, как расставить игрушки, как удобно играть, как и на чем удобно сидеть. Постепенно ребёнок втянется и это место станет любимым.

Оборудование такого уголка занимает минимум времени. Сам уголок – минимум места. А польза от него – огромная! И сразу будет видна всем – и ребенку, и родителям.

 

Вот немножко фото Сашиного уголка в её два года и 10 месяцев.

Изображение

Около её двухэтажной кровати стоит шкаф. Он придвинут к стене. На его «крыше» и в полках играет Саша.
А внизу — место для Васи. Но он его не использует.

Изображение

На «крыше» у Саши разложены разные любимые предметы.
В верхней внутренней полке — самая активная игра — чай, диванчик, куколки и т.д.

Изображение

Чуть ниже — склад того, что очень ценно, но сейчас не используется.

Изображение

Вид сверху — с кровати вниз

Изображение

Саша играет

Изображение

Изображение

—-

Вот если у ребенка БУДЕТ такой уголок, то он, несомненно, будет проводить ТАМ время с удовольствием. А от ребенка, который младше указанного возраста достаточно, что он играет сам, но рядом с мамой. Или просто играет с мамой, но мама может время от времени отвлекаться на свои дела.
Такие игры очень хорошо проходят на кухне. Не обязательно в кресле для кормления :lol: Точнее, лучше, если ребенок имеет право выбора — сидеть или не сидеть!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"