Развивающие игры с конструкторами Лего с годовалыми и дальше

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

В каждой семье есть много-много развивающих материалов. Но покупаются ещё и ещё! Ведь так хочется развить малыша. А кругом столько всего полезного в продаже! Остановиться очень трудно…

Я тоже прошла период накопления игр и пособий — покупала и покупала. Прошла и период бесконечного изготовления всё новых и новых — шила, вязала, клеила… Но теперь я отношусь к новым пособием с большим скепсисом и осторожностью. Сразу думаю, а зачем нам вот еще и такая игрушка? Что она развивает? И оказывается, что на развитие подобных навыков у нас уже есть и игры, и пособия, и конструкторы.

Да-да! Конструкторы — это не просто игрушки. Это развивающие игры. Причём, их можно использовать, как обычно — просто строить поделки. И это уже хорошо! Это развивает и мелкую моторику, и пространственное мышление, и воображение, и многое другое.

Но если взять конструктор и посмотреть на него, как на некий набор элементов, то он смело может заменить и мозаику, и кубики, и другие общепринятые пособия.

Начинаем с самых маленьких — с годовалых малышей. И попробуем развивать их с помощью «Лего».

 

Как выбирать «Лего» годовалому

 

Развивающие игры с конструкторами Лего с годовалыми и дальше
Базовый набор Duplo с кирпичиками

Конечно, это будут самые крупные конструкторы серии Duplo. И еще не меньше года, а то и полутора-двух выбор стоит останавливать именно на этой серии конструкторов «Лего».

Малышу можно купить набор с 1-2 человечками, несколькими кирпичиками, подставкой-основой. Можно купить набор, где есть какая-либо техника, например, машинка или самолётик. Но не разгоняться, не пытаться купить много всего! Потому что Duplo не будет актуально слишком долго. После 2-2,5 лет уже можно покупать настоящее «Лего».

Большие наборы из серии Duplo (магазин, полиция и так далее) менее функциональны для малышей, чем несколько маленьких, где больше простых кирпичиков. Они, всё-таки, рассчитаны на детей от 3 лет и старше. А в этом возрасте уже гораздо больше подойдут наборы классического, мелкого «Лего».

 

«Лего»? Или аналоги?

Если вы решили купить или докупить «Лего», то у вас может возникнуть вопрос, а так ли важно купить именно «Лего», то самое, настоящее. Ведь есть много конструкторов похожих на «Лего» и даже есть «Лего»-совместимые конструкторы. И стоят такие аналоги существенно дешевле!

Так, может, покупать аналоги? Зачем тратить в 2-3 раза больше, когда есть другие конструкторы?

Скажу вам сразу — ни один аналог не похож по качеству на настоящее «Лего».
Некоторые сделаны лучше, некоторые хуже, некоторые — совсем плохо. Но все они на дотягивают до «Лего»!

Почему? Ведь детальки точно такие же! А потому, что пресс-формы для них выполнены очень плохо, сам пластик — дешевле. А всё это вместе не даёт деталям подходить друг к другу с миллиметровой или даже микронной точностью.

Детали аналогов соединяются почти всегда с трудом. Пожалуй, у всех, кроме «Мега блокс».
Соединив их с трудом, вы потом еще больше намучаетесь, когда станете разбирать постройку или переделывать. Отделяются они сложно, часто приходиться применять силу.

Развивающие игры с конструкторами Лего с годовалыми и дальше
«Лего» для малышей

У некоторых аналогов детали, наоборот, прикрепляются очень легко. Но… они так же легко и отделяются, а попросту говоря, вообще не держаться. И модель разваливается уже в процессе строительства. А уж играть с ней — не получится!

У аналогов вы не сможете найти столь интересные и разнообразные наборы, как у «Лего». Выбор обычно меньше, модели простые или просто не интересные.
Докупить дополнение к аналогам будет гораздо сложнее. Сегодня они есть в продаже, а завтра уже нет. А к «Лего» вы всегда купите дополнения, даже есть будете находиться на другом конце света (как было однажды с нами).

А самое главное, что когда-нибудь настоящее «Лего» проберется к вам в дом и перемешается с аналогом. Аналог и «Лего» соединяются с трудом…
Вы замучаетесь отделять «Лего» от не-«Лего». Это, слава Богу, возможно, потому что на каждой детальке настоящего «Лего» есть крошечная надпись Lego. буквально на каждой!

В конце концов, многие, которые сначала покупали не «Лего», а потом попробовали настоящее «Лего», перешли на него.
Так почему бы сразу не начать с хорошего? Лучше меньше «Лего», чем больше аналогов!  И, кстати, на небольшие наборы цена вполне посильная.

 

Развитие и обучение с «Лего»-увлечением

:arrow: Знакомимся с цветом, формой и размером

Соберите «палочку» или «кубик» из нескольких деталей одного цвета.
«Палочкой» можно назвать несколько деталей одного размера, соединённых друг с другом, то есть, как бы надетых друг на друга.
Так же делаем кубик, допустим, из шести базовых кирпичиков — кладем два рядом, на них еще два, но не вдоль, а поперёк — для улучшение сцепления. И сверху еще два — в том же направлении, что нижние два.

Как играть? Показываете и называете: «Смотри, это красная палочка! А это жёлтые кубик!». И так далее.
Можно сделать полосатую «палочку». Чередовать детали двух разных цветов или просто — налепить, какие попадутся….
Показывая такую палочку, можно пальцем тыкать в нужный цвет и называть его. Но это после того, как неоднократно показывали одноцветные палочки.

Конечно, после любой «демонстрации» материала, давайте его ребёнку в руки. Пусть сломает, если захочет и если получится. Не у всех сразу это получается!

Играя с малышом, строя что-то, просто называйте цвета деталей.
Можете поиграть в игру, с раскладыванием фигур по «своим домикам» (домики можно просто вырезать из цветной бумаги, цвет бумаги, конечно, должен соответствовать цвету и оттенку деталей).

:arrow: Одинаковый — разный, такой — не такой, похожий

Познакомьте ребёнка с понятиями «одинаковый» и «разный».
Делайте простенькие постройки из 3-4 фигур. Две совсем одинаковые постройки.
Покажите и скажите, что они одинаковые. Потом возьмите совсем непохожую и замените одну из фигур. Скажите что эти фигурки разные.
Делайте это и с цветами (башенки одинакового цвета и разного), и с размером (две башенки одного цвета, но разные по размеру) и по форме (вроде похожие, но у одной сбоку «балкончик» и они уже разные).

Постепенно можно начинать использовать слова «такой же» — «не такой», «похожий» — «не похожий».

 

:arrow: Соединяем детали

Покажите ребенку, как соединять детали. Возьмите две детали, вложите в ручки малыша и своими руками покажите, как соединять и сразу же разъединять.
Пусть он сам попробует. Получаться будет далеко не сразу! Но не спешите! Наберитесь терпения!

:arrow: Ставим детали на панель

Покажите, как ставить детали на панель. Опять же, не спешите, не торопите. Не уговаривайте, если ребёнку не интересно.
Попробуйте увлечь игрой на основе того сюжета, который может быть понятен ребёнку.
Например, мы не ставим детальки, а… сажаем цветы (особенно хорошо, если есть зелёная панель, но и это не так важно!)!
Говорите: «Я беру красный цветок! И сажаю его! Распустился цветочек!» (ставите красный кубик на панель) и так далее. Затем просите малыша сделать то же самое. Обязательно похвалите малыша, если он включается в игру! Только не словом «Молодец!», а лучше «Какой у тебя хороший цветочек распустился!»

Когда малыш освоится и научится ставить детали на панель, то пусть это будет уже не «точечная» посадка цветов, а высаживание их вдоль дорожки. Дорожку можно выложить веревочкой и далее — сажаем цветы в ряд. Пусть ребёнок сажает, как у него получается. К двум годам ближе уже можно попросить сажать по «правилам», например, один рядом с другим, без пропусков пустого места. Или наоборот, чтобы между ними было расстояние.
Если ребёнок явно играет с удовольствием, можно добавить условие, с этой стороны только красные, а с другой — только синие.

Более сложные задания с чередованием по цвету пока вводить рано.

Если цветы не интересуют или надоели, меняем условия.
Например, делаем улицу — ставим дома вдоль дороги. Пусть часть домов будут одноэтажные, а часть двухэтажные. Осилим трёхэтажные? Хорошо! Нет? Не спешим!

:arrow: Duplo на ….бумажке!

Игру в город или цветы можно попробовать провести и на листке бумаги (лучше плотной, и лучше не играть на ковре — неудобно).
Обведите контуры деталей нужным цветом, предложите ребёнку расставить их по местам и дальше запускайте в город (или в парк с цветами) человечка, зверушку, машинки — кто есть.
детали будут стоять не так надежно, как на панели. Зато их можно подбирать и по цвету контура. И можно ставить не только параллельно друг другу!

Можно «рисовать» детальками на бумажке. Часть рисунка можно нарисовать, например, нарисовать стебелёк, а из деталей сделать серединку (кубик) и лепестки (кирпичики).
Можно выкладывать разных смешных гусениц и так далее, словом, использовать в качестве мозаики.

:arrow: Сортируем по типу

Развивающие игры с конструкторами Лего с годовалыми и дальше

Пока это довольно сложно, но вы сами увидите, когда ребёнок будет к этому готов.
Но не надо проводить специального занятия. Просто попросите тут строить только из кирпичиков, здесь живёт человечек по имени Кирпичунчик. А вот тут — только из деталей, похожих на кубик (половинка кирпичика). Тут живёт Кубарик.
Они дружат и ходят друг к другу в гости! Далее — разыгрываете сюжетную игру с диалогами между двумя человечками, которые тоже можно изобразить из деталек Duplo или использовать человечков, входящих в комплект.

Можно попробовать доставать детали из «Волшебного мешочка», угадывая руками, какая деталь для Кирпичунчика, а какая для Кубарика.
Можно просто изобразить, что кирпичики — это пирожки, а кубики — яблочки или булочки (лучше, если не конфеты). А у нас две куклы или две мягкие игрушки, которые просят угостить их — одна пирожками, а другая — яблочками. Для развития и закрепления навыка сортировки нам не обязательно сортировать по 40 деталей. Достаточно, чтобы каждой детали было по 5-6 штук.

 

:arrow:  Развиваем фантазию

Здесь, собственно, может расцветать фантазия и здесь, как раз и будет использование конструктора по первоначальному назначению.

Развивающие игры с конструкторами Лего с годовалыми и дальше
Строим дальше!

Но надо помнить, что малыш в год не в состоянии построить что-то серьезное и уж тем более, не всякий малыш сам может вдруг увидеть в своей постройке что-то похожее на реальный предмет или реально существо.

Начинайте сами — покажите ребёнку примитивнейшее существо, похожее на любое животное, какое вы захотите. То есть, «туловище» и выступающая «голова». Для годовалого — это вполне живое существо!

Постепенно постройки могут усложняться. Но не спешите покупать дополнительные наборы! Самые обычные кирпичики несут в себе множество возможностей!
:arrow: Duplo, как предметы заменители

Вообще, можно использовать детали «Лего» — Duplo в любой игре, как предметы заменители.
Нужна в игре булочка, мыло, груз в машину, денежка или что-то другое, смело берите детали конструктора! Пусть он живёт вместе с ребёнком, а не пылится до следующей игры!

Сделайте «тортик» со свечками и устройте куклам и мишкам день рождения.
Разносите почту — детальки станут письмами.
Играйте в магазин — детальки превратятся в денежку (более интересно и подробно в магазин можно играть с детьми постарше — я напишу в нужной теме).

:arrow: Duplo, как кукольный интерьер и антураж

Сделайте из деталей конструктора куколке (не «Лего» человечку, а просто небольшой куколке) кроватку, столик, стульчик. И дайте ребёнку играть!
Через день сделайте еще что-то. Потом еще. Это подтолкнёт ребёнка на аналогичные постройки и сооружения.
Пусть «Лего» не будет «вещью в себе, пусть активно сочетается с любыми другими игрушками!

 

:arrow: Квест для малышей!Все детали конструктора — растерялись! Нужно пройти по всему дому и собрать их! В ведерко — кирпичики, а в корзинку — кубики.
Выстройте препятствия из подушек, стульев, «Раннего старта» и так далее. Проходя их, ребёнок должен будет найти (заметить, например, торчащую с книжной полки) деталь или несколько.

Можно по ходу соединять детали друг с другом.
Можно таскать найденные детали в комнату и выстраивать в виде башни.

Развивающие игры с конструкторами Лего с годовалыми и дальше
Зверушки из Duplo
Где и как хранить «Лего» для годовалого (от года до двух)Если у вас небольшой набор, то сложите все в удобную коробку или две и поставьте на полочку в зону досягаемости ребёнка.
В две коробки стоит раскладывать детали разного типа. Например, все кирпичики и кубики (словом, основные блоки) в одну коробку, а все остальные детали — в другую.
Человечков при этом не надо сваливать в общую кучу. Пусть стоят на полочке рядом с коробками. Как-то более уважительно… И ребёнку удобнее играть.
Если есть «Лего» транспорт, то пусть тоже стоит отдельно на полочке. Ну, если транспорта много, то пусть стоит 1-2 предмета, остальное можно убрать в шкафчик с глаз долой. И доставать иногда, заменяя то, что есть на «новое».

Если у вас очень много деталей или несколько наборов, то сложите базовые блоки в одну коробку. Не слишком много, чтобы ребёнку удобно было самому доставать.
Некоторую часть других деталей сложите во вторую коробку. А часть — уберите в шкаф. Их так же можно будет доставать время от времени, заменяя на те детали, которые примелькались. Такая «ротация» деталей очень полезна!

P.S. Все фотографии взяты из открытых источников в интернете.
Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

17 комментариев

  1. Спасибо, очень познавательно! Вот только мы уже перешли за 2-х летний возраст, строим из конструктора все подряд. Допустим, сейчас страстное увлечение снегоходами (наблюдаем как делают трассу для лыжников), так из всего что под руку попадется у нас выходят снегоходы. Интересно, с какого возраста ребенок может начать собирать по образцу и насколько полезно следование инструкциям, которые идут вместе с конструктором?
    PS: Хотелось также отметить, что мы как-то купили по распродаже конструктор марки UNICO plus (сделано в Италии). Дешевле ЛЕГО, качество аналогичное, мы смешали его с Лего, все отлично соединяется и даже трудно определить, какие детали от какого конструктора, пока не прочтешь штампик. Так что, если попадется, можно смело покупать.

    1. Про игры и занятия для более старший я напишу в другой раз. В том числе о том, как и когда дети начинают складывать по схемам.
      А про аналоги… Я бы всё равно не советовала аналоги, даже если где-то встречаются неплохие. Не потому, что я фанат, а потому что прокалывались много раз. И потом выковыривали не-лего из «Лего».
      А сейчас у нас много «Лего»! За много лет накопилось. Дарим на праздники не очередную игрушку, а дополнение к «Лего» — еще один набор.

  2. а я — фанат. Лего — это наше все))) Сыну 3,5, Лего уже много и разного. Мне кажется, серию Duplo покупать мальчикам (про девочек не знаю) можно и с разгоном, потому что в нее классно играть в ролевые игры. У нас и дядя Миша прилетает на самолете прямо в кукольный домик, и мама разводит цветы на балконе, и дети едут на автобусе в аквапарк, а преступник (там есть такой человечек в полосатом костюме небритый) автобус угоняет! С маленьким Лего так не поиграешь (в 3-4 года, по крайней мере). Маленький лего мы больше складываем, например, машинки из набора со строительными машинами — вариантов несть числа. И маленький все же за столом, а большой — на полу, на ковре, на траве, наконец.
    И правду Лена говорит про аналоги — они напрягают ребенка изъянами и он не хочет строить. (я тоже)
    Жду статью для деток постарше — что мы проглядели в этой чудо-игрушке?

  3. Лена, спасибо за статью. У нас лежит лего, но первый пыл прошел и теперь он редко используется. Понравилась идея о том, что лего не должно быть вещью в себе. Обязательно начну внедрять его во всевозможные игры. Жду продолжения про детей постарше 🙂 И кстати, у нас настоящий Лего, с надписями на каждой детальке, но увы, не все детали крепятся хорошо 🙁 читала, что качество Лего в последнее время стало хуже, экономия фирмы…

    1. Юля! У настоящего «Лего» детали плохо скрепляются, когда они новые и мало использовались. Очень быстро они «разрабатываются» и всё в порядке.
      Мы постоянно покупаем «Лего» — по чуть-чуть. И я не заметила ухудшения качества по сравнению с 10-летней или даже с 20-летней давностью.

  4. Лена, а что делать, если ребенку уже 4, а его никак не возможно заинтересовать Лего. Тоже внедрять детали подобным образом? Ребенок постоянно стремится только строить из Лего и строить исключительно по образцу. И это не очень захватывает.

    1. Попробуйте играть сами — строить что-то необычное.
      А про игры для более старших я еще напишу обязательно.

  5. У нас оооогромный бак с лего-дупло, ребенку уже 4,5 и до сих пор он им не заинтересован((( Т.е. он может попросить меня построить всю железную дорогу, а плюсом автобусную остановку, рынок, ферму и дом, может помочь строить или искать определенные детали, но сам взять и что-нибудь исполнить — это вряд ли … уже и на мелкие детали пора переходить. но, боюсь, что они будут лежать мертвым грузом совсем…Очень жду статью о нашем возрасте))

  6. Это интересная статья, но про Лего, мне кажется, надо писать «НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ» ))). У меня вот в детстве был конструктор НЕЛего. И да, заедали части, и отваливались, но мне кажется, что трудности у ребенка только приводят к потребности решать нестандартные ситуации. Чего уж я только не строила. Мне кажется, что это родителям приятно, когда все подходит. А ребенку любой конструктор интересен и без слов Лего на боку.

    1. А мне кажется, что Вы не имеете права так говорить(про рекламу). Когда я была маленькая, меня очень сильно раздражало, что все отваливается. После очередной попытки собрать несобираемое желание строить пропадало совершенно. Если у Вас был другой опыт, то это не повод обвинять другого человека в рекламе.

      1. Лего в рекламе не нуждается! Согласитесь?

  7. Первый конструктор у дочки появился в 1,5 г. Участок железной дороги, два вагончика, человечек и немного блоков для домика. Строить башенки начала сразу, ну и разбирать, конечно, тоже. Сейчас 1,9 — катает вагончики, сажает в них человечков, катает с возгласом «ту-ту». Но в основном строим из блоков домик и заселяем пальчиковыми игрушками. Однажды собрала ей петушка по образцу и на один из кубиков приклеила глазки. Прошла уже неделя, а Аня до сих пор если попадается в руки этот кубик, вспоминает петушка ))

  8. спасибо, обязательно воспользуемся советами

  9. Лена, а что делать если малышу 1,5 года и ему интересно только разрушать, то что было собрано, и собирать кубики или что нибудь еще не хочет ни в какую, только разбрасывать

  10. Лена, это потрясающе! спасибо! мы как раз приобрела наш первый «не лего». в выходные поедем дупло покупать. спасибо за информацию и за игры! это такой толчок к действию! 🙂

  11. Лена, Спасибо за информацию! Вот только куда же девать несколько наборов «не лего» теперь… Подтверждаю, что не все детали хорошо крепятся. Но все равно это у нас основная игрушка. Что угодно можно из этих конструкторов сделать!

  12. Мы тоже «не лего» заменили на лего ) Т.к. «кроха» (а это был именно он) не выдержал натиска всего лишь одного малыша и детальки стали такие обтрёпанные ((. Да и в наборе вроде деталей много, а из низ 20 деревьев, 20 заборчиков, 40 подставок к ним и так по мелочи, что самих кубиков получается не так уж и много.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *