Лего. Строим по инструкции?

Мне часто приходится слышать вопросы родителей, вроде: Что делать, если ребёнок не хочет строить по инструкции? Или так: Хочет строить по инструкции, но не может и больше ничего не делает из «Лего». Как быть?

Начну с самого главного. Большинство детей ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУТ строить по инструкции. Не только ваш — особенный.
Второй секрет. Строят по инструкции каждую из купленных моделей ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ, то есть, купили, собрал (или папа собрал) и тут же начал переделывать, перестраивать, доделывать. Или просто разломал и смешал с тем, что уже есть.

В общем, то, что некоторые мамы фанатично требуют от детей не смешивать наборы, держать каждый в своей коробке, не терять инструкцию…. практически дело не только бесполезное, но и даже вредное!
Смысл конструкторов «Лего» в том, чтобы как можно больше фантазировать!
Имею набор деталей для постройки пожарной машины, ты можешь построить 100 пожарных машин! Ведь главное, что тебе надо — уже есть! Это раздвижная лестница и поворотный механизм к ней!

Получается, что строить по инструкции вообще никогда не надо? Надо!
Получается, что ребёнок вообще никогда не захочет строить по инструкции?
Захочет. Но ГОРАЗДО позже, чем мы думаем.
Скорее всего, захочет тогда, когда ему нужна будет именно эта машинка (допустим, Молния Маквин) и он хочет с ней играть. Но тут скорее, он захочет, чтобы папа или старший брат скорее ему собрали эту машинку.
А вот собирать сам он захочет уже в том возрасте, когда будет готов к этому, когда почувствует вкус к разгадыванию схем, выполнению последовательных действий, ведущих к нужному результату.

Обычно это происходит тогда, когда мальчик вступает в эпоху коллекционирования моделей. То есть, когда игры уже позади.
Но я сейчас говорю о полностью самостоятельном изготовлении модели — от начала до конца. Причем, о сложной модели.

Но для того, чтобы прийти к такому моделированию (а это уже именно моделирование, а не игра в «Лего») можно и нужно НАУЧИТЬ ребёнка пользоваться инструкцией. Если этого не делать, сами дети этого не освоят или освоят с трудом. Не все конечно, у всех разные характеры. Но большинству детей это сложно или скучно…

 

Как научить строить по инструкции

Итак, чтобы научить ребёнка собирать по схеме, надо пройти все три этапа, которые ребёнок проходит в любом обучении:
сначала делает мама (лучше папа) — потом делаем вместе — потом делаю сам.

Сначала собирайте простые модели при ребёнке, поясняя вслух всё, что делаете. То есть, как бы разговариваем сами с собой, но так, чтобы ребёнка это касалось.
Например:
— Так, что мы делаем сначала? Ага! Берем вот эту большую деталь, как здесь нарисовано. И еще вот такую маленькую синенькую. Соединили. Смотрим дальше. Теперь берём колёсики — вот они на следующей странице нарисованы. Присоединили. Ага, вот так. А теперь эту…
Ну и так далее.

Когда ребёнок не раз и не два видел, как вы складываете модельки по схеме, пусть даже не часто, но видел, попробуйте предложить ему немного помочь вам.
Сначала, например, искать нужную деталь. Прямо тыкаете пальцем на схеме, какую надо искать и вместе ищете.
Потом можно сменить тактику. Вы находите детали и показываете на схеме, где она должна стоять, пусть пробует ставить.
Дальше продолжаете сами, но если ребёнок включился, предлагайте еще помочь. Не настаивайте и не стыдите, если не хочет или не может.
Так, от раза к разу, когда вы будете покупать маленькие новые наборчики, у вас будет возможность строить вместе по схемам.
А потом уже можно будет предложить ребёнку от начала до конца сложить, но в вашем присутствии. То есть, он складывает, вы подбадриваете и помогаете в случае явных затруднений.

Не стоит сразу замахиваться на сложные модели! Начинаем всегда с простого (да и много простых — выгоднее и интереснее, чем одна огромная).
Как и в любом деле — сначала ребёнок может прочесть только отдельные слова, причём, очень простые: ДОМ, или КОТ, или МАМА, а потом уже и Шекспира. Но от ДОМа до Шекспира — большой путь!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"