Творческая аппликация (от 1 до 100 лет)

Как превратить занятие аппликацией в творчество?

Любите ли вы аппликацию? Вспомните,  как вы делали это в детском саду?

Вам раздают кружочки и образец… Вот так должен выглядеть ваш снеговик. А теперь давайте все дружно повторим!

Я помню, как не любила делать аппликации по образцу. Но воспитательница хвалила тех, у кого получалось похоже на её работу. И приходилось стараться!

Но вот я стала мамой, вот мой сыночек дорос до аппликации… И мне ужасно не хотелось даже начинать делать аппликации, таким скучным и бессмысленным занятием это выглядело в моих глазах.

Но я знала, что это «действо» необходимо, не зря же во всех садиках его активно применяют. И продолжала пробовать. У сына моего ничего не получалось! Вырезать, конечно не получалось. Намазывал он клеем ужасно, приклеивал не туда, куда следовало…. И мы забросили попытки.

Но потом, через несколько лет, когда росла уже третья дочка, как-то всё само собой вдруг получилось. Я сидела и делала… карточки по Доману – наклеивала картинки на картонки. А Катюша сидела рядом и потянулась к бумаге и клею.

Я намазала ей клей прямо на картонку и дала обрезки бумаги, спички, пуговички, листики. И дело пошло! Оказалось, что аппликация может быть очень интересной! И даже очень творческой!

 

Что делает большинство мам при занятиях с ребенком аппликацией? Вырезает некие фигуры из цветной бумаги, потом еще и рисует на бумаге шаблон – контур для приклеивания. А ребенок должен намазать фигуру клеем (или даже мама ему намажет) и приклеить нужную фигуру в нужное место.

Вы всё еще вырезаете готовые фигурки из бумаги?

Тогда мы идём к вам!

 Давайте порассуждаем, а для чего же нужны занятия аппликацией?

Для развития творческих способностей? Вряд ли это поможет, как раз наоборот, если ребёнок делает поделки по шаблону.

Познакомить ребенка с геометрическими фигурами? Но это можно сделать иначе, без клея уж точно можно обойтись.

Для умения действовать по определённому алгоритму: вырезал, намазал, наклеил?  Пожалуй! Именно эти навыки занятия аппликацией и развивают. Но годовалому малышу это точно ни к чему. Такие задания хороши в пять-шесть лет, чтобы потом ему в школе было сподручнее не отставать от других в исполнительском «искусстве». Но по правде сказать, и без них можно обойтись. Ведь  научиться делать по определённому алгоритму можно и без цветной бумаги, клея и ножниц. Но это уже другой разговор.

Как же заниматься аппликацией с малышом?

Так, чтобы это было и интересно, и полезно, и без напряжения.

Первый принцип: намазывать клеем не детали, а основу.

Основу намазываем клеем

Это проще для малышей, потому что ускоряет процесс. Намазывать, конечно, сначала будет только мама, потом можно вместе, а после сможет и сам малыш. Причем, клей можно будет смешивать с красками! Это вдвойне интересно! Не клей – карандаш, конечно, а ПВА из большой банки. Можно использовать вместо клея и разведенный в воде крахмал.

Используем разнофактурные материалы для аппликации

Что мы будем наклеивать? Только не фигуры из цветной бумаги! А что тогда? Да что угодно!

Например:

— маленькие клочки разных тканей (заведите коробочку для сбора такого материала),

— нитки шерстяные (отлично – из распущенных старых вещей: они получаются кудрявые) и обычные – по одной и пучками,

— тесемки, ленточки – маленькими кусочками разной длины,

— разнообразную крупу, макароны, фасоль, горох, семечки разные, пряности и специи,

— бисер, бусины, пуговицы,

— клочки креповой бумаги (не геометрические фигуры, а просто обрывки),

—  кусочки фольги,

— кусочки цветных целлофановых пакетов,

— кусочки картона (желательно фактурного, но, конечно, не квадраты и треугольники),

— палочки, спички без серы,

— высушенные утюгом через газету листья деревьев (не обязательно осенние – весенние крошечные – тоже интересно!),

— скрепки, шайбочки, гайки,

—  другой хозяйственный «мусор», которого в любом доме полно!

Главное, чтобы клея было достаточно!

Как организовывать процесс аппликации? Давайте разберёмся!

Во-первых, чтобы избежать большой уборки после занятия, застелите стол двумя-тремя слоями газеты. Потом вы её свернёте, в пакет и в помойку.

Клей ПВА, который, как я уже писала, удобнее покупать в большой банке в хозяйственном магазине, нужно отлить в небольшую бутылку заранее и немного разбавить водой. Так он лучше размазывается.

Приготовьте так же широкую щетинную кисточку или просто небольшую резиновую лопаточку (шпатель из хозяйственного магазина) – для размазывания клея.

Как же делать работы? Сначала лучше брать небольшие листы картона. Именно картона, а не бумаги. Можно, кстати, для экономии использовать картон тех коробок, которые вы выкидываете – от каш, чаёв. Размер для малыша вполне подходящий и плотность достаточная. И для начала он пусть импровизирует — наклеивает что попало и как попало. А уже потом, когда войдет во вкус, научиться управляться с вымазанной клеем картонкой, можно пробовать создавать что-то более определённое, имеющее узнаваемый образ. Конечно, сначала только мама будет делать образы и, конечно, это будет что-то простое.  Но никаких шаблонов (из «развивающих» книжек)! И никаких заданий!

Здорово, если фактура предметов, которыми вы делаете аппликацию, будет задействована. То есть, если это ткань, то можно делать «драпировки», если это шершавая бумага, то из неё можно сделать камень или ствол дерева, если же это нитки, то из них можно делать и волосы, и ветви и что-то еще.

Когда ребёнок будет подрастать, он полюбит аппликации и сможет уже сам организовывать процесс. Главное, чтобы клей был в удобной упаковке и все материалы были под рукой.

Хорошо если у ребенка в свободном доступе появятся так же ненужные буклеты, журналы, старые открытки из которых можно вырезать рисунки или просто использовать бумагу. Это будет уже новый виток в его творчестве – создание коллажей.

Хорошо, если даже с подрастающим ребёнком, хотя бы иногда вместе будет творить и мама или еще и папа. Это незабываемое ощущение – творчество в едином порыве!

Желаю вам творческих успехов! 🙂

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"