Учимся резать ножницами

Как правило, родители не дают своим детям ножницы, боясь, что малыш поранится, порежется, уколется…. А если и дают, то детские ножницы с закругленными кончиками и… не режущими лезвиями. Такими ножницами не поранишься. Но ими и не научишься резать!
Конечно, давать ребенку ножницы можно только под строгим присмотром. Вы должны не просто быть в одной комнате с ребенком, вы должны сидеть рядом и смотреть, как он режет.

Дайте ребенку ножницы среднего размера, с острыми лезвиями и удобными ручками. Покажите, как нужно держать ножницы (сами возьмите ножницы в руку).
Вложите ножницы в руку малышу, помогая своими руками, попросите открыть и закрыть ножницы. Можно назвать их крокодильчиком и открывать и закрывать не просто ножницы, а рот крокодильчика.

Для начала ребенок должен освоить простое движение – делать один разрез ножницами, не продолжая резать дальше. Ручки у малыша маленькие и неловкие. Широко открывать ножницы он не сможет, поэтому и надрез, который он будет делать тоже получится совсем коротким – примерно 1-2 см.
Возьмите плотную бумагу, например, бумагу для черчения. И нарежьте ее на полоски длиной не больше 20 см, а шириной не более 2 см, а лучше начинать вообще с 1 см.

Скажите ребенку, что сейчас вы будете делать снежинки (если бумага белая). Если вы взяли бумагу другого цвета, это может что-то другое, допустим, корм для крокодильчика. Можете вообще никак не называть конечный продукт процесса кромсания бумаги ножницами. Насколько мне известно, дети и так с большим удовольствием без всякого сюжета и смысла любят резать ножницами. Особенно, если раньше им не давали даже подержать их.
Итак, вложите одну полоску в левую руку ребенка, своими руками придерживая ножницы в руках ребенка, сделайте несколько надрезов так, чтобы от полоски бумаги отделились и упали кусочки бумаги. Они не должны иметь какой-то четкой формы – за этим следить не надо. Важно, чтобы они просто отделились. И так же важно, чтобы ребенок делать только движения пальцами вверх-вниз. Некоторые дети параллельно начинают дергать ножницы вправо, как бы отрывая кусок бумаги, едва начав делать надрез.

Кусочки, которые падают вниз в конце процесса можно собрать и использовать для игры или для изготовления аппликаций.
Когда моей дочери Кате было около 1г и 8 месяцев это было главным увлечением, она резала страстно и много. Мы специально для этого покупали неплотный цветной картон. А в конце игры убирали остатки бумаги веником, потому что играть с ними ей надоело на третий день, а вот резала он долго.

Когда ребенок освоит один короткий надрез, увеличивайте ширину полоски бумаги до 2-2,5 сантиметров. Потом делайте их еще шире. Когда вы увидите, что одного надреза уже не хватает, покажите ребенку, помогая своими руками, как надо делать второй надрез, не вынимая ножницы.
После того, как и эта наука будет освоена, увеличивайте ширину полоски еще больше.
В итоге наша Катя, например, через пару месяцев тренировки могла отрезать почти безукоризненную полоску шириной сантиметра 2 от большой листа неплотного картона (или бумаги для черчения), которую сама же потом кромсала на маленькие кусочки.

Когда ребенок научится делать несколько надрезов, учите его резать по нарисованной вами линии. Сначала по прямой линии, затем по волнистой с небольшими «волнами».

Потом пробуйте вырезать большой круг из плотной бумаги.
А потом уже и другие фигуры.
Не ругайте малыша за то, что у него неровно получается, что он выходит за линию! Ведь он еще маленький! А многие его сверстники еще вообще не умеют правильно держать ножницы в руках!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"