Если ребёнок не хочет играть в пальчиковые игры?

Главная ошибка родителей при освоении пальчиковых игр (впрочем, как и многого другого!) состоит в том, что они ждут немедленного повторения или сразу синхронного включения в игру. Причем, этого ждут и от двухлетки, и от годовалого. И удивляются, почему же ребёнок не хочет играть в столь интересные и столь полезные пальчиковые игры.

А для детей пальчиковые игры —  это не просто сложно! А невероятно сложно! Повторить они смогут еще очень и очень не скоро! Их пальчики неловкие, сложить из них нужную фигуру — ох как не просто!
Зато всем детям нравится смотреть, не правда ли? Особенно если игра новая. Или, наоборот, очень-очень знакомая и любимая.

И, конечно же, не надо заставлять ребёнка играть с вами.
Для начала — это для него мини-спектакль, маленькое шоу. Которое интересно посмотреть! И не просто интересно, но и полезно!

Здорово, если ваши пальчиковые игры будут разнообразны. Вы будете рассказывать их под короткие, но веселые, ритмичные стихи.

Хорошо, если вы иногда (под некоторые игры) будете использовать дополнительные аксессуары. Тогда ребёнок будет ждать новых игр, как волшебства!

Это могут быть или специальные пальчиковые куклы, или простейшие самодельные добавления — хоть колпачки от ручек или фишки от настольной игры, хоть тряпочки и нарисованные рожицы. Всё это обогатит игру!

А когда же ребёнок начнёт повторять? Включится в игру?

Если вы начинаете с новорожденным, то пройдет год или даже больше. Если ребенок годовалый, то пройдет месяца 2-3 — не меньше. Или месяц если ребенок двухлетний или еще меньше, если ребёнок старше, и случится маленькое чудо! Ребёнок вдруг начнёт сам показывать все или часть движений вместе с вами.
Причем, на пять игр он может для начала только в одной игр показать что-то пальчиком в нужном месте. Но это уже начало! Дальше будет — как снежный ком.
Но при одном условии. Нет, даже при двух: регулярность и ваш интерес к этим играм.

А как обычно бывает? Родитель начал показывать, просит, чтобы ребёнок повторял. Или же родитель пытается своими руками делать малышовыми ладошками то, что «нужно», а ребёнок вырывает руки, отказывается продолжать.
Родитель делает вывод: «Пальчиковые игры у нас «не пошли»…» И откладывает по полгода-год. Потом вторая попытка — точно такая же и на этом всё….

Важно! Не надо трогать пальчики ребёнка вообще!
Вы просто делаете движения СВОИМИ руками! И приговариваете стишки, или сказки, или просто что-то изображаете!
В том-то и ошибка родителей, что они слишком рано хотят вовлечь ребёнка в активную игру, когда ребёнок к этом не готов ни физически (руки не смогут сделать ЭТО), ни психологически (не готов на такой активный контакт).
Малыш может только смотреть! и это уже полезно и интересно!
А пальцы пока надо развивать лепкой и игрой с песком!

Только грудничкам от рождения до 3-5 месяцев полезно делать пальчиковый массаж своими руками. Или, скажем так, полезно до того момента, как малыш даёт трогать свои ручки. Обычно это как раз до 3-4-5 месяцев.

А чуть позже, с года и дальше, уже можно найти массу других интересных и полезных дел, попутно развивающих ручки. Например, самая лучшая тренировка для пальцев и ладони вообще — висение на гимнастических кольцах. И ничего с этим не сравнится! Ни лепка, ни всякие развивающие игрушки, ни массаж. Поверьте!

 

Итак, подведём итоги:

  • Не стоит заставлять играть в пальчиковые игры.
  • Сначала много показываем и не требуем ни повторения, ни запоминания.
  • Обогащаем игры дополнительными аксессуарами.
  • Придумываем новые игры, повторяем старые.
  • Делаем пальчиковые игры частью жизни.

А вот о том, как сделать пальчиковые игры частью жизни, как придумывать игры, интересные именно вашему ребёнку, как вводить пальчиковые игры в другие развивающие занятия, мы поговорим на тренинге «Волшебный мир пальчиковых игр», который состоится с 21 марта по 1 апреля 2016 года.

Подробности здесь.

 

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"