Представляю вам вторую беседу Алексея Карпова из цикла «Учимся сочинять и рассказывать сказки».
Импровизация как основной способ сочинения сказок. В чем преимущества сказок, рождающихся прямо в процессе их рассказывания? Что мешает научиться легко и свободно импровизировать в сказочном творчестве? В этом занятии говорится об одном из ключей к умению импровизировать, сочиняя сказку для ребенка. На примерах сказок, которые автор сочиняет прямо в ходе занятия, иллюстрируются психологические принципы этого мастерства.
Скачать здесь
Здравствуйте, Алексей. Вот слушала начало вашей второй беседы, там. где про алгоритмы, и думала: «Ну вот, сейчас я получу готовый алгоритм сказки, и с легкостью сочиню десяток своих.» А потом вы сказали, что для сказок никаких алгоритмов не существует, что можно сочинять просто так, без всякой подготовки. А это, оказывается, очень сложно: намеренно, отказаться от шаблона, без этих «жили-были», «пошел куда-то», «нашел что-то», «и жили они долго и счастливо». Следующими моими мыслями были воспоминания из университетского прошлого. У меня гуманитарное образование, и на лекциях по литературе рассказывали как раз о шаблонности классических сказок, все начинаются с «жили-были» и далее зачин-развитие-кульминация-концовка. Впрочем, эта структура характерна для любого текста. И не является ли она своеобразным алгоритмом? Раз мы начали рассказывать сказку, в ней должно что-то происходить и это должно чем-то закончиться.
Здравствуйте, Анастасия. Я сознательно выбрал в своем аудиокурсе именно подход через вдохновение, интуицию, волшебство… Мне кажется, что это гораздо более продуктивный и гораздо более интересный путь, чем расписывать алгоритмы сказок. Да и сам я не пользуюсь алгоритмами. Поэтому и рассказываю именно о своем подходе. Я вполне понимаю ваши трудности. Но настоящее творчество — это стихия, это приключение, это нечто непредсказуемое… Я думаю, что когда вы послушаете сколько-то бесед про сочинение сказок, вы почувствуете, что тоже легко можете их сочинять. Это как танец — вы же можете просто танцевать, безо всякого алгоритма…
Спасибо за ваши серии «Бесед». Очень интересно и мотивирует пробовать 🙂
Ваша ссылка «скачать» ксожалению не работает , второй день пытаюсь скачать безрезультатно ((,
Добрый день, Алексей. Прослушав две ваших лекции, у меня сложилось такое впечатление: во-первых, не соглашусь, что нет алгоритма в сказках, он должен быть, тогда и сказки получаются гораздо интереснее. И в вашей сказке то же есть своеобразный алгоритм так или иначе (есть персонаж, который что-то делает, с ним что-то происходит волшебное, есть и кульминация и есть конец), может быть я не права, но мне так показалось. И во-вторых, сказки для детей на мой взгляд должны нести более конкретную смысловую нагрузку, не просто рассказ о волшебстве, а например о волшебстве, которое помогает, спасает и прочее. Ну т.е. я воспринимаю сказку как инструмент, чтобы научить ребенка быть добрым, справедливым, сильным и т.д. А сказки про грибы и про козу показались мне обо всем и ни о чем. Поправьте меня, если я не права
Здравствуйте, Юля. Сказки, которые я привожу в данном цикле бесед в качестве примеров, и создаются как примеры — к темам, о которых в данной беседе идет речь. «Полновесная» сказка у меня — это обычно минут на 20-30. И я рассказываю ее конкретному ребенку. А в беседах получаются, действительно, сказки немного ни о чем, вы правы. Их задача — дать вам некую пищу для размышлений, некие впечатления, некие отправные точки для ваших собственных поисков. У вас свой взгляд на жизнь и на сказки — прекрасно! Сочиняйте так, как видится правильным вам! Лично мне кажется, что в сказке смысл не столь важен. Разве что специальные обучающие сказки я сочиняю с преимущественной ориентацией на смысл. А вообще-то сказка для меня — это дар Божий. Это именно подарок нам. Я сказку не планирую заранее. Специально не планирую. Я просто стараюсь помочь сказке родиться.
Здравствуйте, Алексей! Рассказывать сказки — это прекрасно. Но мне тоже кажется, что людям, которые хотят научиться это делать, нужны не столько примеры (их и в книжках хватает), а как раз-таки алгоритм. Еще Веселовский в 1940 году написал фундаментальный труд про то, что все сюжеты сводятся к определенному набору мотивов в разном сочетании. А давайте попробуем какой-то алгоритм дать. например.
Жила-была (красавица/девочка Маша/мальчик Сережа). Была у красавицы волшебная вещь (любимая кукла/машинка/заколка). Ее украла злая волшебница/баба яга/потерялась/убежала от неряхи/укатилась за горы. Пошла красавица ее спасать/искать, встретила любимого героя из мультика/робота Валли/зайчика/Молнию МакКвина и он ей помог. Хепи енд и мораль. и по этому алгоритму получится и «Мойдодыр» и «Волшебная иголочка» и еще 100 сказок, которые ребенку покажутся разными. и мораль, если хотите, будет разная.
Я, правда, не уверена, что и с алгоритмом можно научиться рассказывать сказки, если не умеешь. А вы?
Мне сложно судить об эффективности обучаться сочинению сказок через алгоритмы. Просто нет такого опыта у меня — я и сам так не учился, и никого так не учил. Мне лично удобнее без алгоритма. Но все люди ведь разные… Я могу с должной компетенцией рассказывать лишь о тех путях, которые сам прошел. И мне кажется, что именно сказки, которые я в данном курсе привожу в качестве примеров, несут основную информацию — не в плане их логического смысла, а в аспекте того творческого состояния, которое вы можете почувствовать, слушая их. На мой взгляд, именно умение привести себя в творческое состояние является ключом. Хорошо известно, что филологическое образование само по себе еще не означает умения сочинять. Это две немного разные функции: анализ творчества и само творчество. Я недавно как раз обучал одну маму троих детей сочинять сказки. Она кандидат филологических наук, преподает в вузе и в школе, знает про сказки в миллион раз больше, чем я))) Но чтобы процесс сочинения сказок у нее пошел, надо было включить нечто иное, некие естественные творческие струны… И это работает.
Я бы еще так сказал: мораль в сказке — это очень-очень условная вещь, она работает крайне слабо. Особенно если она не является естественной частью истории. В сказке важнее всего ощущение правды, реальности, достоверности происходящего, так мне кажется. Ребенок, подросток гораздо больше ценит не «инструкции, как жить», а рассказы о жизни, о приключениях (может, и в сказочной реальности). А выводы слушатель сделает сам.