Воспитание читателя в США

Как мне выращивали читателя в США.

Автор: Ирина Беляева, русская мама, временно живущая в США.

В начале года на встрече с американскими учителями словесности, нам радостно сообщили, что их девиз — «превратим чтение из наказания в страсть».

Вопрос нужно ли читать или нет, не умерла ли книга в XXI веке, важно ли быть человеком книжной культуры, чтобы достичь успеха в современном цифровом мире, в американском образовании не ставится, так как их многочисленные исследования однозначно говорят – да, важно. И чтение — это вовсе на способ получение информации, а гораздо более многогранная штука. Но я не об этом.

Я уже рассказывала, что в начальной школе чуть ли не единственное домашнее задание – ежедневное чтение (любых книг) за подписью родителей, есть каждый день специально выделенное время на чтение в классе. Урок «библиотека» вставлен в сетку (на уроке детей учат выбирать себе книжки), учителя читают вслух и тут же обсуждают прочитанное.
Сейчас я о программе, которой нам в России очень не хватает (если вдруг она есть, а я прошла мимо – срочно сообщите об этом).

Где-то месяц назад я обнаружила Сашку совсем забросившего русскоязычную литературу и запойно читающего книжки на английском. Оказалось, ему нужно успеть достичь определенного плана по чтению за месяц. Потребовав подробностей, я узнала, что в школе используется программа Accelereted Reader, это общенациональная штука, созданная, если я правильно понимаю, Амазоном.

Смысл прост:

с одной стороны, для родителей и всех желающих — просто удобный каталог по поиску книг (тема – сложность – возраст- награды, что угодно), краткое описание книжки и ссылка, где собственно ее купить (ну а как иначе:)
с другой – программа, мотивирующая детей к чтению, для школьных учителей.
Итак, ты прочитал книжку (любую, на свой вкус), зашел в программу и выполнил небольшой тест, таким образом подтвердив свое знакомство с прочитанным, и получил определенное количество баллов. В зависимости от сложности книги (определяется по двум критериям: сложность текста+ сложность сюжета) количество балов может быть разным, например, прочитав «Дневник придурка» ты заработаешь 3-4 балла, за Ямы Сашара – 10-12, а вот за Монте Кристо Дюма сразу 30.
Не обязательно читать художественную литературу, нон-фикшен тоже считается!

В начале каждого месяца ученик сообщает преподавателю, сколько баллов собирается набрать в этот раз. По словам Сани, «слабые ученики» обычно заявляют 7-10, «средние» — 12-15, «умные» — 20-25, но есть и такие, которые берутся сразу за 80. Учителя всячески поощряют тех, кто ставит себе высокие цели. И мальчишки соревнуются на тему «а сколько страниц за день можешь прочесть ты» и постоянно обмениваются книгами (в смысле – советуют). Понятно, что набрать баллы, прочитав что-то сложное, престижнее, чем начитавшись всякой ерунды.

Вроде бы все выглядит достаточно бессмысленно, а где же «обсуждение» и «обязательные список литературы, правильной и классической».

Цель данного мероприятия – «подсадить ребенка на книжку», отталкиваясь от его интересов. Заодно их учат правильно выбирать себе книги. К моему стыду, Саня, несколько дней поработав с сайтом и посетив пару занятий, на которых обсуждалось, как выбрать себе интересную книгу, стал лихо разбираться в современной подростковой англоязычной литературе и знает, чем отличается премия им. Марка Твена от Ньюберри. Почему ко стыду? Потому что про премию Крапивина и Книгуру он, к сожалению, не знает. Пока.

Наверняка подобная история сработает не со всеми детьми, но с многими. Ведь в чтении, как и во всем остальном, главное – войти во вкус. Создается такая среда, в которой читать принято и престижно, что-то вроде «все умные дети – читают, но все – разное». И еще мне нравится мысль, что чтение книг иногда – вызов и работа над собой, и важно учится читать не только для развлечения, но и взращивать свою компетенцию читателя, время от времени выбирая сложные книжки.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"