Сегодня первый день, как моя дочь Катя, ученица 9 класса, официально находится на семейном образовании. Что это такое? Это когда семья отвечает за то, что и как ребёнок учит. А сдаёт итоговые зачеты и контрольные ребёнок в той школе, к которой он прикреплён.
Семейное обучение — это не экстернат. Хотя многие уверены, что это одно и то же. Но нет. Экстернат — это особая школа, где все дети в школе учатся экстерном. И расписание сдачи экзаменов по предметам — стабильное для всего класса. И обычно подготовка к сдаче каждого предмета идёт ровно месяц. Например, 30 сентября весь класс (да и вся школа) сдаёт географию. А 30-го октября вся школа сдаёт биологию. И так далее. В конце года в последнюю очередь сдаются русский и математика. Таким образом, готовится к устным предметам можно буквально бегом. А основные предметы — можно готовить весь год. Это экстернат. К слову сказать, мой сын Миша учился в 11 классе именно в школе- экстернате.
А вот Катя — на семейной форме обучения. Её так же часто путают с домашним обучением, думая, что это одно и то же. Мало того, даже в администрации большинства школ никто не знает, что это разные вещи. Ан нет. Домашнее обучение — это когда ученик болен и не может ходить в школу. Например, это ребёнок-инвалид. И тогда он учится в школе по обычной программе вровень с классом, к которому прикреплён, но не посещает школу. Наоборот, учителя по мере надобности приходят к нему домой, дают задания, проверяют уроки.
А семейная форма — это когда дети и родители по собственному желанию учатся самостоятельно. То есть, решение, конечно, принимают родители. Но, я думаю, желание ребёнка тут принципиально. При такой форме обучения все знания ребёнок получает дома или в центрах дополнительного образования, или с репетиторами. Но отвечают за всё только родители. Ребёнок лишь сдаёт аттестацию. Каждая школа на своё усмотрение назначает количество зачётов и контрольных. В идеале — это раз в год, в конце учебного года. Но бывает и два раза в год (по полугодиям). Нам еще не дали график аттестации. Но пообещали дать на следующей неделе.
Дома Катя сидит уже больше недели. Но оформились мы только сегодня. За это время Катя занималась историей и литературой. Мы с ней решили, что углубляться в один-два предмета очень удобно. Удобнее «распыления». Но вот что интересно. По литературе — «Горой нашего времени», а по истории — революционное бурление в России начала двадцатого века. И как сочетать эти два предмета при таком смысловом разбросе? У нас не получилось…
Мне кажется, что очень здорово и логично было бы в тот момент, когда проходят революции в России, читать что-то, что поможет понять эпоху. Ну, например, «Мать» Горького. А Лермонтова читать-то уже поздно. По логике вещей его надо было читать тогда, когда была история 19 века. В итоге, литературу по программе пришлось отложить, а историю подкрепить Горьким.
И слава Богу, что мы теперь на семейном. Потому что, конечно, в школе надо читать то, что задано. А мы? А мы еще успеем вернуться к Лермонтову. А заодно обсудим, что же это за люди такие — дворяне. И почему они «ничего не делали». Вот Кати именно такой вопрос возник после прочтения «Героя нашего времени» до половины): «Вот странно, ну почему здоровый взрослый мужчина месяцами НИЧЕГО не делает!? Ему не скучно?»….
А что с историей? Как мы её учим?
Как обложилась справочниками по истории и разнообразными книгами (не учебниками). Сидит и выписывает основные вехи в тетрадь — составляет подробную хронологическую таблицу. Потом будет учить по таблице. Этот способ она выбрала себе сама. Кстати, я тоже 9 и 10 (выпускной) классы училась на домашнем обучении (тогда — по состоянию здоровья). И тоже для себя сама придумывала разные способы конспектирования и заучивания нужной информации. Выработала даже свою систему! И считаю, что этот опыт дал мне гораздо больше, чем предыдущие 8 лет в школе за партой.
Кроме Катиных конспектов у нас есть еще большая хронологическая лента времени, в которой отображены все важные события 20-го века. Ленту я делала для Кати сама. Сама бы она не справилась пока с такой работой. Но от неё этого никто не требует пока что. Такие ленты в нашей семье появляются давно (больше 15 лет подряд) и я их всё время изменяю, модернизирую, делаю их в разном масштабе. Некоторое время назад я перестала делать и переделывать такие ленты. Как-то энтузиазм прошёл. Но вдруг мой старший и уже взрослый сын Миша сказал мне по секрету, что самое любимое его дело в детстве было — разглядывание ленты времени! Он, оказывается, помнил вообще всё, что было на наших лентах! И имел чёткий образ в голове, где была ясная последовательность исторических событий.
Так что, мой труд не прошел зря. И вот и новая лента после этих слов появилась очень быстро. Теперь Катя учит историю с моей новой лентой.
У нас впереди еще много предметов. И много поисков по наиболее оптимальному их освоению. Но сейчас всё проще, чем 20 лет назад, когда я осваивала школьные предметы сама. Теперь есть интернет-уроки, есть интерактивные справочники, есть википедия, есть многое другое!
А что малышня? Когда я оформляла Кате семейную форму образования, директор школы спросила меня, куда пойдут учиться мои младшие дети. И я ответила — никуда. То есть, мы в любом случае будем на семейной форме. А уж где будет аттестовываться и будем ли это делать в России в принципе, пока не решили.
Если вам интересна тема семейного образования и экстерната, то загляните в соответствующий раздел на форуме.
Если вы сами проходите или прошли этот путь, обязательно напишите об этом в комментариях к этому посту или в темах на форуме. Заранее благодарю!
Мы уже второй год на семейном. По договору аттестация раз в год, в мае. Но я знаю, что это не так просто, в обычной школе перевести ребёнка на семейное образование. В некоторых школах нет таких учеников, и администрация даже не знает, как это оформлять. В этом случае вы можете помочь, если найдёте в Интернете типовое заявление и типовой договор. Некоторые директора принимают ваше желание забрать ребёнка из школы как личное оскорбление, совершенно искренне считая свою школу лучшим местом для обучения. Не советую доказывать обратное. Будьте предельно вежливы и доброжелательны. В случае активного сопротивления поищите более дружественную школу. Потому что проблемы могут быть разные: от бесконечных аттестаций (а смысл тогда переводиться, если в школу ходить раз в неделю?), могут пугать расторжением договора не только из-за того, что ребёнок что-то не сдал, а даже если он «потерял уровень» (по мнению администрации школы, естественно). И даже бывают случаи обращения в органы опеки. Я вас не пугаю ни в коем случае. Для меня лично семейная форма обучения единственно возможная в данный момент. Но знать об этом нужно обязательно.
Ира! Спасибо за комментарий. Мы тоже пока в неведении по поводу аттестаций. Но ходить раз в неделю точно не будем…
И директор, конечно, интересовалась, почему уходим. Но мой ответ её вполне удовлетворил. На удивление — очень вменяемый директор.
В Санкт-Петербурге есть школа №277, которая специализируется на домашнем обучении, есть клуб «внешкольников», семинары для родителей. Вдруг кому-нибудь пригодиться :-)))
Аноним, Вы просто моё спасение. Поискала — эта школа в нашем районе!!! Просто спасение, как отходной путь, если ближние к дому школы станут вдруг отказываться.
Лена!
В каком режиме Вы помогаете Кате осваивать школьную программу? Что она делает самостоятельно, в чём приходится помогать, подсказывать? Есть ли предметы, в которых Вы не можете ей помочь? Всё-таки 9 класс — это не начальная школа… У нас старший в 8 классе, физику, например, делает сам, я помогаю алгебру, иногда геометрию, английский, французский. Беседы про историю в доме почти всегда. По точным наукам иногда приходится читать параграф, чтоб вспомнить материал. У нас, конечно, не семейное обучение, но от простого хождения в школу толку не очень много, вместе учиться веселее. А старшего уже можно и маленьким посадить объяснять. Поэтому тема очень для меня неожиданная (думала, Катя уже у Вас совсем сама по себе) и очень интересная! Что будет, когда уедете в США? Как-то будете продолжать помогать?
Катя в основном учится сама. Где надо, там есть репетиторы. Например, по алгебре и геометрии — прекрасный учитель приходит раз в неделю. Но он приходил и когда она ходила в школу. Есть репетитор по-английкому (через скайп).
Перед экзаменами, конечно, еще подработаем с репетиторами. Подготовиться к ГИА без серьезной индивидуальной работы — почти невозможно.
Когда мы будем в США, Катя будет справляться сама.
Елена, извините, возможно вопрос несколько не по теме, но поясните пожалуйста, Ваша школа для малышей, в частности «школа годовасика» направлена на развитие или скорее на системное обучение. Ранее Вы упоминали о том, что необходимо заниматься развитием, а не обучением детей? Хотелось бы разобраться, прежде чем покупать. Спасибо!
«Школа годовасиков», как и другие наши возрастные школы, направлены в первую очередь на развитие, на раскрытие потенциала ребёнка. В наших школах много творческих игр.
В наших школах мы не обучаем детей, а помогаем им получить яркие впечатления. И эти впечатлениями могут стать знаниями и умениями, если ребёнку понравится, если он увлечётся.
И, конечно, никакого принуждения, никаких оценок, никакой жёсткой программы. Любое занятие можно пропустить, занятия можно сокращать или расширять по желанию родителей и детей.
Лена, подскажите, пожалуйста (однозначно для себя решила, что ребенка оставлю на семейном или экстернате, хотя сама лично закончила школу с золотой медалью и не испытывала недостатка в поклонниках, да и подружек пару было), вы обмолвились о заграничной аттестации. Я вот давно о ней думаю… На сколько это реально, не имея гражднаства той страны, в которой хотелось бы это осуществить? Программа?? Можно ли аттестовываться одновременно, например, в школе в Италии и в России и получить 2 аттестата)) ?? Уровень языковой подготовки?? Разница между экстернатом и семейным? Отличие экстерната и семейного у нас и в Европе?
Совершенно реально закончить школу в другой стране и получить аттестат. У них, конечно, другие программы, но не хуже. Просто другие.
И два аттестата тоже получить можно. Там учитесь, сдаёте, приезжаете в Россию, готовитесь к экзаменам и сдаёте.
Языковой подготовки не надо. Прямо там в школе ребёнка научат говорить, читать, писать, учиться на языке страны.
Экстернат — это особая школа, где все дети сдают предметы в течение всего года — раз в месяц один экзамен. А семейное — это когда ребёнок учиться дома по обычным учебникам и в обычном темпе, а сдает контрольные раз в полгода или даже раз в год.
И еще, можно ли увидеть фото Вашей ленты истории??
С какого возраста считаете можно (хоть совсем по чуть-чуть) уже знакомить ребенка с историей?
Фото нет, но постараюсь сделать.
Лена, а Вы правда собираетесь эмигрировать в США?
Нет, не правда. В США мы просто поехали путешествовать.
И само слово «иммигрировать» мне не слишком нравится. После многочисленных путешествий, мир не кажется мне чужим. Разные страны, разные континенты — настолько всё своё, не чужое. Мир не так уж и огромен. И чужие страны — не такие уж чужие.
Мне нравится идея жить там, где на данный момент мне и мои близким хорошо, интересно, полезно. Это просто свободный выбор. И он не привязывает к месту на всю жизнь (как иммиграция).
Мы хотим пожить несколько лет (а может и дольше — жизнь покажет) в Южной Америке. Мы уже ездили туда — два раза на несколько месяцев. Страна называется Эквадор. Вот туда мы пока что и планируем поехать. Возможно уже летом, но скорее всего, в октябре. Там мы планируем поселиться в небольшом городке в горах. И там мы планируем вместе с друзьями сделать мини-школу. Это пока планы, но, надеюсь, что они осуществятся.
Удачи Вам и «попутного» ветра!
Уточните, пожалуйста, с какого возраста полезно начинать вешать исторические ленты?
Будет интересно в дальнейшем узнавать про ваш процесс и «схему» семейного обучения — в каком режиме, сколько времени .. Заранее спасибо, что делитесь.
Если всё получится, то я буду писать о том, что и как у нас происходит.
Лена, если можно, все-таки задам вопрос: до 9го класса худо-бедно система школы вас с дочкой устраивала, а что стало решающим фактором в переходе на семейную форму? И еще, на ваш взгляд, с семейной формой обучения справится мама с графиком офисной работы или это больше для мамы с возможностью работать дома? Или это не так уж важно — было бы желание? Заранее спасибо.
Нет, до 9 система не устраивала. Она не устраивала с самого начала. Но не было альтернативы и не было смелости взять всё на себя.
Семейная форма возможна и для работающей мамы, но больше подходит для мамы, сидящей дома.
Это вообще — жизнь вне системы. А мама, ходящая в офис — сама живет в системе..
Спасибо за ответ. У нас еще есть время набраться смелости… и маме с работой, и малышу 🙂
У меня сын учится на домашнем.Правда занимаюсь я, учительница 1-2 раза в месяц приходит — проверят, дает новые задания. Ребенок в школу не хочет, да и учительница признает, что я дома ребенку даю больше, чем она бы могла дать в классе.
Семейное образование — интересная штука. Я вообще не слышала о таком. Все больше о домашней форме и экстернатной. Чтобы дома самостоятельно учиться нужно быть очень организованным человеком. Ведь и контроль сам себе устраиваешь и временные рамки тоже нужно соблюдать. Но думаю, что очень эффективное средство обучения. Очень интересно было почитать про Ваш опыт.
Лена, а высшее образование ваши старшие дети получают?
А у вас самой какое образоваие?
Высшее образование получают двое старших. Средняя еще в 9 классе.
У меня высшее искусствоведческое образование. Правда, не оконченное — я год не доучилась в связи с рождением второго ребёнка. Это мне в жизни не мешало нисколько, кстати.
И на данный момент я не сторонник обязательного высшего образования. Есть профессии, где оно обязательно нужно — зубным врачам, хирургам, физикам-ядерщикам )) и прочим узким специалистам. Но вот хорошим журналистом можно стать без журналистского образования, хорошим учителем и так можно еще перебирать.
Дело в не в бумажке — дипломе. А дело в общем культурном уровне, в начитанности, в опыте общения и так далее.
Спасибо, что расширили мой кругозор. Я в понятиях тоже немного путаюсь. Впрочем, нам до школы уже далеко, но хорошо, что уже сейчас посеяны зерна, над которыми можно поразмышлять и найти для себя подходящий вариант образования.
тема образования меня волнует уже лет 5. сегодняшние новведения меня повергают в шок, в ярость.в школе 2-5 отличнейших учителей, а остальные так себе ни заитересовать, ни научить. моей дочке до школы далеко. но уже сейчас точно уверена, что школу будем подбирать очень тщательно. оканчательного мнения по поводу обучения своего ребенка еще не сложилось. но я знаю точно, что не хочу, чтобы мой ребенок вырос бездарной серостью и работал в офисе с потухшим взглядом.
честно говоря, впервые слышу о семейном образовании. но это направление для дальнейшего размышления. может быть это идеал — какую то информацию ребенок добывает сам, какую то дает семья (мама, папа, баба, дед и т.д.), и дополнительно приходящие педагоги, профессионалы своего дела, приходящиеся ребенку по душе. вот как то так. пока такие мысли по поводу этой статьи.
Прочитала про домашнее обучение в 277 школе СПб. Там для больных детей и по решению мед.комиссии. А где можно посмотреть законодат.акты про домашнее обучение для здоровых детей?
Для здоровых детей не домашняя форма обучения, а именно семейная форма. На неё обязаны принимать в любой школе. Хотя по факту это не так. А про законы в интернете много информации. Есть сообщества родителей, которые обучают на семейной форме. У них точно есть информация о законах.
Лена,здравствуйте.А подскажите ,пожалуйста вы в Эквадоре жили в гостинице или снимали жилье.Если снимали ,то уже на месте или же у нас в России(через какую фирму?).И вообще ,как выгоднее и где покупать и бронировать билеты и проживание в этой стране.А мини школа -это со скольки лет? А для малышей 2-3 лет ничего не планируете?Можно узнать,почему именно в горах собираетесь жить,а не ближе к океану?А прививку против желтой лихорадки себе и детям делали?Извините,за такое количество вопросов,просто очень хотелось бы тоже съездить в Эквадор.
Спасибо.
Боюсь, что задали вопрос совсем не в той теме. )) Я отвечу на них в другой теме, хорошо?
Да, конечно.Буду ждать.Спасибо.
Просто потрясающе! Это даже круче, чем волшебная школа Хогвартса для маленьких)) Надеюсь, у Кати не иссяк энтузиазм учиться дома).
Катя успешно закончила 9 класс. Но продолжать учиться в школе у неё не было желания. И она поступила в педагогическое училище, чем удивила вообще всех — и родных, и знакомых.
Теперь учится очно.
Мы тоже на семейном, но не все так просто…Чиновники всячески препятствуют развитию этой формы образования.
Была программа по ТВ «Омский педсовет» ссылка есть тут http://family-school.su/category/news/
помотрите.. очень полезно..
Вечно так: заинтересуешься чем-то, все по теме потом на глаза попадается!
Интересное интервью как мне кажется!
http://slon.ru/russia/nas_lishayut_prava_vospityvat_detey_a_dalshe_budut_pryamo_v_roddome_otnimat_-1017664.xhtml
Всем здравствуйте! Мы не давно перевели своих девочек (8лет, 6 лет) на семейное обучение, но уже успели по достоинству оценить все его преимущества. Делимся опытом и приобретаем новые знания в рамках этой темы в нашей группе Фиолетовый ребенок http://vk.com/club61632774. Приглашаем так же посетить Наш новый, семейный проект http://violetchild.ru/
Всем привет!!!! Мы на семейном образовании. учимся с репетиторами, сдаем аттестации тут http://family.amigeschool.ru
Скажите, за какой срок оформляется семейное образование?
Сейчас по законам не обязательно быть прикрепленным к какой-либо школе. Просто пришли в любую школу, сдали аттестацию за нужный класс и ушли.
http://mel.fm/blog/serge-parkhomenko/50347-5-sovetov-kak-perevesti-rebenka-na-semeynoye-obucheniye-i-ne-stat-zhertvoy-byurokratii
А если ребенок в 9 классе, возможен ли перевод в середине уч. года?
Мы Катю именно в 9-м перевели. И именно в середине года.
Спасибо за ответы! Просто слышала, что вроде как нельзя в 9-ом, т.к собирают документы на допуск к сдаче экзаменов.
Экзамены-то всё равно сдавать. В своей же школе, например, раз уже начали оформление.
Здравствуйте. Подскажите. Ребенок закончил 8 класс. 9 хотим на семейном обучаться. Никто не хочет брать в 9 классе. Берут в вечернюю на семейное, но с 15 лет (15 исполняется в октябре), а до этого сказали, что обязательно должен где-то числиться. Надо ли заключать договор и прикрепляться к школе до 1 сентября или можно позже.
Это какая-то самодеятельность местных педагогических властей. Вам нужно обратиться к юристу, который поможет. Я законы в таких тонкостях не знаю.
Если в Вашем городе нет такого юриста, ищите дистанционно — в Москве. Там законы знают.
В фейсбуке есть группы для семейников и там всегда можно найти помощь и поддержку, включая юридическую.
Например, спросите тут: https://www.facebook.com/arsorf.ru/?fref=ts