Семейное образование в нашей семье

Сегодня первый день, как моя дочь Катя, ученица 9 класса, официально находится на семейном образовании. Что это такое? Это когда семья отвечает за то, что и как ребёнок учит. А сдаёт итоговые зачеты и контрольные ребёнок в той школе, к которой он прикреплён.

Семейное обучение — это не экстернат. Хотя многие уверены, что это одно и то же. Но нет. Экстернат — это особая школа, где все дети в школе учатся экстерном. И расписание сдачи экзаменов по предметам — стабильное для всего класса. И обычно подготовка к сдаче каждого предмета идёт ровно месяц. Например, 30 сентября весь класс (да и вся школа) сдаёт географию. А 30-го октября вся школа сдаёт биологию. И так далее. В конце года в последнюю очередь сдаются русский и математика. Таким образом, готовится к устным предметам можно буквально бегом. А основные предметы — можно готовить весь год. Это экстернат. К слову сказать, мой сын Миша учился в 11 классе именно в школе- экстернате.

А вот Катя — на семейной форме обучения. Её так же часто путают с домашним обучением, думая, что это одно и то же. Мало того, даже в администрации большинства школ никто не знает, что это разные вещи. Ан нет. Домашнее обучение — это когда ученик болен и не может ходить в школу. Например, это ребёнок-инвалид. И тогда он учится в школе по обычной программе вровень с классом, к которому прикреплён, но не посещает школу. Наоборот, учителя по мере надобности приходят к нему домой, дают задания, проверяют уроки.

А семейная форма — это когда дети и родители по собственному желанию учатся самостоятельно. То есть, решение, конечно, принимают родители. Но, я думаю, желание ребёнка тут принципиально. При такой форме обучения все знания ребёнок получает дома или в центрах дополнительного образования, или с репетиторами. Но отвечают за всё только родители. Ребёнок лишь сдаёт аттестацию. Каждая школа на своё усмотрение назначает количество зачётов и контрольных. В идеале — это раз в год, в конце учебного года. Но бывает и два раза в год (по полугодиям). Нам еще не дали график аттестации. Но пообещали дать на следующей неделе.

Дома Катя сидит уже больше недели. Но оформились мы только сегодня. За это время Катя занималась историей и литературой. Мы с ней решили, что углубляться в один-два предмета очень удобно. Удобнее «распыления». Но вот что интересно. По литературе — «Горой нашего времени», а по истории — революционное бурление в России начала двадцатого века. И как сочетать эти два предмета при таком смысловом разбросе? У нас не получилось…

Мне кажется, что очень здорово и логично было бы в тот момент, когда проходят революции в России, читать что-то, что поможет понять эпоху. Ну, например, «Мать» Горького. А Лермонтова читать-то уже поздно. По логике вещей его надо было читать тогда, когда была история 19 века. В итоге, литературу по программе пришлось отложить, а историю подкрепить Горьким.

И слава Богу, что мы теперь на семейном. Потому что, конечно, в школе надо читать то, что задано. А мы? А мы еще успеем вернуться к Лермонтову. А заодно обсудим, что же это за люди такие — дворяне. И почему они «ничего не делали». Вот  Кати именно такой вопрос возник после прочтения «Героя нашего времени» до половины): «Вот странно, ну почему здоровый взрослый мужчина месяцами НИЧЕГО не делает!? Ему не скучно?»….

А что с историей? Как мы её учим?

Как обложилась справочниками по истории и разнообразными книгами (не учебниками). Сидит и выписывает основные вехи в тетрадь — составляет подробную хронологическую таблицу. Потом будет учить по таблице. Этот способ она выбрала себе сама. Кстати, я тоже 9 и 10 (выпускной) классы училась на домашнем обучении (тогда — по состоянию здоровья). И тоже для себя сама придумывала разные способы конспектирования и заучивания нужной информации. Выработала даже свою систему! И считаю, что этот опыт дал мне гораздо больше, чем предыдущие 8 лет в школе за партой.

Кроме Катиных конспектов у нас есть еще большая хронологическая лента времени, в которой отображены все важные события 20-го века. Ленту я делала для Кати сама. Сама бы она не справилась пока с такой работой. Но от неё этого никто не требует пока что. Такие ленты в нашей семье появляются давно (больше 15 лет подряд) и я их всё время изменяю, модернизирую, делаю их в разном масштабе. Некоторое время назад я перестала делать и переделывать такие ленты. Как-то энтузиазм прошёл. Но вдруг мой старший и уже взрослый сын Миша сказал мне по секрету, что самое любимое его дело в детстве было — разглядывание ленты времени! Он, оказывается, помнил вообще всё, что было на наших лентах! И имел чёткий образ в голове, где была ясная последовательность исторических событий.

Так что, мой труд не прошел зря. И вот и новая лента после этих слов появилась очень быстро. Теперь Катя учит историю с моей новой лентой.

 

У нас впереди еще много предметов. И много поисков по наиболее оптимальному их освоению. Но сейчас всё проще, чем 20 лет назад, когда я осваивала школьные предметы сама. Теперь есть интернет-уроки, есть интерактивные справочники, есть википедия, есть многое другое!

 

А что малышня? Когда я оформляла Кате семейную форму образования, директор школы спросила меня, куда пойдут учиться мои младшие дети. И я  ответила — никуда. То есть, мы в любом случае будем на семейной форме. А уж где будет аттестовываться и будем ли это делать в России в принципе, пока не решили.

 

Если вам интересна тема семейного образования и экстерната, то загляните в соответствующий раздел на форуме.

Если вы сами проходите или прошли этот путь, обязательно напишите об этом в комментариях к этому посту или в темах на форуме. Заранее благодарю!

 

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"