Что такое скорость мышления и как мы её «гасим»

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Замечали ли вы, что бывают люди, которые соображают быстро, ответ на любой вопрос приходит к ним молниеносно, а бывают, что на простой вопрос ищут ответа долго-долго, хотя совершенно понятно, что вопрос для них не сложный?
Или на контрольной по математике — один сделал за 20 минут, а другой за 45 еле уложился, но оба сделали на пятерку?

Почему так?

Да потому что у всех людей — разная скорость мышления.

Не будем углубляться в дебри нейрофизиологии и пытаться изучить, как же «двигаются» мысли у нас в голове.
Будем ближе к жизни.
А жизнь показывает, что большинство детей мыслят быстро, мыслят образами, а не словами. Слова только затормаживают мышление.
В голове у ребёнка проносится вихрь образов, когда он играет или чем-то увлечённо занят.

Но взрослому обязательно надо СПРОСИТЬ о чем думает ребёнок, что он представляет себе, что рисует, о чем фантазирует! То есть, взрослые (для проверки или для «развития речи») хотят, чтобы ребёнок обязательно облек свои мысли в слова.
И тут ребёнок начинает спотыкающимся голосом что-то говорить, образы тут же мельчают (потому что выразить словами всю полноту образов он пока не может), их становится меньше, потому что объять их все и выразить речью — ему пока не по силам.
И что происходит дальше? Ребёнок постепенно начинает думать медленнее, создавать образы проще, что иметь возможность облекать их в слова, проговаривать всё происходящее в голове вслух.
Конечно, я немного утрирую. Но моя задача объяснить механизм действия.

Попробуйте понаблюдать за своими собственными мыслями! Одно дело, когда несколько мыслей одновременно проносятся в голове, разлетаясь во все стороны. А другое дело, когда начинаешь «проговаривать» про себя какую-то мысль, как бы разговаривая сам с собой… Вот чем меньше таких «разговоров» в голове, тем лучше работает мысль, тем больше связей в голове между различными образами…

А теперь представьте типичное занятие по «развитию» ребёнка, в котором много разговоров и обсуждений, но мало мыслей.
Большая часть наших занятий ТОРМОЗЯТ скорость мышления детей, а не развивают! Не дают мыслям разогнаться, втискивают их в рамки!

В конечном итоге в концу школы дети многое выучивают, но не в состоянии создавать свои мысли!

На эту тему есть прекрасное изречение, которому уж больше ста лет. Василий Ключевский (1844-1911) писал:

Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности.

Так вот, хотелось бы дать несколько советов, как с самого раннего возраста не мешать ребёнку разгонять свои мысли, не тормозить скорость его мышления.

1. Когда ребёнок играет, хоть нам и кажется, что он занят совершенно тупым, бесполезным делом, не лезьте к нему, не спрашивайте ни о чем, не вмешивайтесь. Это только мешает мыслить! В самостоятельной игре ребёнок развивает скорость мышления наиболее полно!

2. Когда ребёнок рисует, лепит, творит, не спрашивайте что он делает, если он сам не спешит говорить, не лезьте с советами и помощью. Его мыслительный процесс гораздо важнее зримого результата. По сути для детей дошкольников — лепка, рисование, конструирование — это тоже игра. И ей тоже не нужно мешать.

3. Давайте ребёнку повод для размышления, не лезьте с проверкой и контролем. Ребёнок сам будет думать — без посторонней помощи! Думать, а не подбирать удобный для взрослого ответ.

4. Стройте занятия так, чтобы ребёнок мог делать открытия! Пусть на уровне простых ассоциаций — видел это, слышал это и сделал вывод сам!

5. Не озвучивайте всё, что вокруг происходит, всё, что ребёнок видит вокруг. Дайте ему шанс ВДРУГ увидеть, услышать, понять, узнать, связать с тем, что он уже слышал!

6. Развивайте образное мышление — всеми возможными способами. И не мешайте ребёнку делать это самостоятельно. Это и даёт скорость мышления.

Буду искренне рада, если эти советы помогут вам осознать важность мыслей ваших детей.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

15 комментариев

  1. Елена, будьте добры, приведите по небольшому примеру на каждый пункт. По коротенькому.

    1. Я не очень понимаю вопрос. Пример конкретной ситуации?
      Ну, например, так:
      1. Ребёнок играет, увлечен, катает машинки, сам себе что-то бормочет. И не нужно лезть с «развивающим» подтекстом, мол, что делает машинку, куда едет, зачем…
      2. То же самое с рисованием, лепкой, другим творчеством. Не надо спрашивать, что это и зачем. И не надо говорить, как нужно делать. Если ребёнок увлечен, надо тихо-тихо не дышать… )))
      3. Задавайте вопросы, общайтесь, но не требуйте всегда ответа. Пусть остаются «зависшие» в воздухе вопросы. Это полезно! Потому что в этом случае ребёнок будет думать на эту тему. А если ответ есть — то тема закрыта.
      4. Про открытия можно долго писать и много примеров приводить. Я имею в виду прежде всего не опыты и эксперименты, где ребёнок должен делать выводы сам. А игры, занятия, где есть шанс увидеть что-то новое. На примитивном пример — увидеть, что металлический шарик катится с горки дальше, чем деревянный и пластиковый. Или если смешать белый и красный, получится розовый. Обычно мы сами заранее детям преподносим такие вещи, как факты, которые надо знать. А хорошо, если они сами вдруг это понимают.
      5. Примерно то же, что в предыдущем пункте, но не в играх, а в жизни. Не раскрывайте все карты. Пусть ребёнок учится наблюдать и делать выводы.
      6. Образное мышление — термин широкий и в двух словах и не расскажешь. Ну, например, все виды занятия творчеством развивают образное мышление. Придумывания, фантазирование, придание образов корягам, облакам и прочему — тоже полезно. Даже чтение книжек без картинок — прекрасная тренировка образного мышления.

  2. Спасибо за такие актуальные мысли! много об этом думаю в последнее время. Дело в том, что веду занятия по танцевальной импровизации для малышей. Группы детско-родительские. Так вот, самое сложное — это «заткнуть», простите за такие слова, мам. Они СОВСЕМ не дают продыха ребёнку, постоянно что-то ему говорят, внушают как и что делать… хотя вроде ситуация, когда есть ведущий. Стараюсь не вмешиваться, но приходится достаточно жёстко порой, ставить границы, например, сейчас мы семь минут, пока длится эта композиция, НИЧЕГО не говорим своему ребёнку, танцуем сами! Это нереально сложно для взрослого человека, а маленький человек, почувствовав свободу, начинает раскрываться совсем с других сторон, иногда удивительных для самих мам, оказывается он многое может и ГОРАЗДО интереснее мамы, в данном виде творчества)

    1. Благодарю за ваш комментарий. Мамам. действительно, надо научиться понимать и чувствовать ребёнка, а не только вдалбливать ему какие-то свои идеи и мысли.

  3. Всегда удивительно и радостно наблюдать, как ребёнок делает открытие САМ, для нас очевидное, но раскрывающееся по-другому, когда мы наблюдаем за процессом ОТКРЫТИЯ

  4. Спасибо!

  5. Добрый вечер! А с какого возраста действуют эти рекомендации? Лена, ведь рекомендуют с малышами до и после года больше разговаривать, показывать, называть вещи и т.д. Как быть с ними? Называть и объяснять минимум? У меня годовалая дочь, которая интересуется всем вокруг и с ней не проиграешь в молчанку. Актуально только не вмешиваться в её игровой процесс, когда она сама играет.

    1. Одно дело давать слова названия. Например, это стол, это диван, это тарелка и так далее. А другое дело подсказывать во время игры: сделай вот так и получится это. Допустим: положи кружочек в круглую дырочку и окошко закроется. Ну и всё в таком духе.
      Но это не значит, опять же, что ничего не надо объяснять и рассказывать. Конечно, кроме называния предметов надо рассказывать о предметах — зачем они нужны, что с ними делают. Не надо делать выводов за детей.
      Надеюсь, что не запутала вас еще больше. ))

  6. Так нужно или не нужно говорить: положи кружочек в круглую дырочку и окошко закроется. Ну и всё в таком духе. Это мешает?

    1. Не нужно. Если даёте подобный материал — просто дайте его исследовать. Что сделает, то и сделает.
      Родителям же нужен немедленный результат — закрытое окошко и гордость за своего ребёнка.
      А детям полезнее повозиться сто и раз без результата, а потом открыть для себя, что круг подходит в круглую дырку…

  7. спасибо. ясно ! 🙂

  8. Все правильно Вы Лена написали, все замечательно. Просто несказанно Вам благодарна за то, что заставляете мыслить над этими вопросами. Распечатываю Ваши статьи и вешаю на дверь (простите в туалете), чтобы и мужа привлечь к этим мыслям (иначе его сложно заставить в это вникнуть). Просто устаю бороться с тем, что не надо критиковать рисунки ребенка и вообще учить создавать свой мир. Огромное спасибо, что делитесь с нами..

  9. Цитата в тему: «Я убежден, что у каждого ребенка есть право на то, чтобы его голову не забивали чужими дурными идеями — вне зависимости от того, кому они принадлежат» Николас Хамфри

  10. Досадная опечатка в пункте «3. Давайте ребёнку повод для размышления, нО лезьте с проверкой и контролем.» переворачивает смысл до наоборот.
    В остальном все очень правильно и важно. Спасибо.

  11. спасибо

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *