Детские центры: ходить или не ходить?

Сегодня в гостях моего блога — моя подруга и соратник Ирина Долгополова (на нашем форуме — Irish). Она поделится своими размышлениями на тему:

Детские центры: ходить или не ходить?

Хочу с вами поделиться своими наблюдениями за тем, как мой ребёнок посещал разные занятия в детских центрах. Водить на занятия дочку я начала примерно в 4 года. До этого мы практически никуда не ходили (не считая месяца занятий в 3,10), так как вычитала в какой-то книге Лены Даниловой, что до трёх лет это совсем не обязательно.

А сейчас мои наблюдения и далее выводы, которые могут оказаться полезными родителям детей разного возраста (в том числе и до трёх лет).

Наблюдение №1.
Я водила ребёнка в несколько студий и секций в возрасте от 4,8 до 5,4 — нагрузка была большая, ребёнок к весне совсем устал, погас энтузиазм даже к самому разлюбимому бисероплетению, это даже преподаватель по бисеру отметила.

Наблюдение №2.
Когда дочке было 6,8, мы попали в монтессори-группу (3 раза в неделю по 4 часа), ходили в музыкальную школу (2 р), на бисероплетение (2р) и на танцы (4 раза). Какой-то усталости я не заметила, потому что в монтессори ребёнку было очень комфортно, занятий в музыкальной школе было не так много. Танцы не особо жаловала, но ходила. «Продержались» весь год на подъёме, мне кажется, за счёт особой атмосферы в группе монтессори, а так же за счет того, что чередовали монтессори и бисер, т.е. занимались с утра, и было много свободного времени до вечера. Простывала чаще, чем до этого.

Наблюдение №3.
В прошлом году дочка пошла в школу и ходила дополнительно на танцы 3 р, музыкальную школу 3 р (каждый раз по 3 часа занятий), 1 р на рисование. В среду вместо учёбы в школе был поход. Выходной, когда совсем никуда дополнительно не нужно был всего один — воскресенье. Ребёнок страдал от того, что не хватает времени просто побыть наедине с собой, в своей комнате, заняться поделками и просто почитать. Приходила с танцев в начале девятого и всегда переживала: ой, уже вечер, спать надо, а я опять не читала. Но какой-то особой усталости не было, потому что школа «заряжала» на целый день (у нас не обычная школа), давала силы и эмоциональную подпитку. Простывала очень часто, часто были сопли, нередко кашель.

Наблюдение №4.
В этом году мы пока до сих пор не ходим в школу, из нагрузки у нас музыкальная школа — 2 дня в неделю, а уроков всего 3 по 45 минут, плюс раз в неделю бисероплетение (вернулись после двухлетнего перерыва — душа у ребёнка просит ). В свободное время ребёнок читает, делает поделки, пишет прозу в стихах, делает математику (все занятия по школьным предметам по собственной инициативе), занимается домашними делами, гуляет — и не болеет (ттт), и всегда настроение хорошее, и день длинным кажется, и вот я не знаю даже, добавлять ли нагрузку. Такой мир у ребёнка наступил. Всё-таки есть потребность быть наедине с самим собой, в привычных стенах. А ведь душа развивается как раз тогда, когда человек один на один с собой. Я вот думаю, стала бы она писать свою сказку, если бы мы везде ходили, на кучу кружков, достаточно ли было бы времени, чтобы придумать, хватило бы сил записать? Со здоровьем, как я писала, всё в порядке.

Делаю такие выводы (можно только их прочитать ) и со мной потом обсудить:
1. В нашем случае наблюдается прямая зависимость болезненных состояний от количества занятий. А каждая болезнь это так или иначе шаг назад в развитии, поэтому нужен баланс. Я следую такому правилу (вычитала в дневничке на нашем форуме): «лучше сидеть дома со здоровым ребёнком, чем с больным». Если ребёнок начинает болеть, возможно, ему просто надо подрасти и окрепнуть, возможно, надо какие-то специальные меры.

2. Занятия это хорошо, но чем больше занятий, тем больше должно быть времени и пространства для проживания и переработки событий ребёнком. Нельзя грузить, грузить, грузить — это однозначно приведёт к эмоциональной и психической перегрузке и болезням. Так как временной ресурс у нас ограничен, соответственно, должен быть баланс между временем для «занятий» и «свободным временем». Причём, по моему мнению, в пользу свободного времени. Лучше съесть одно яблочко и переварить его на 100%, чем съесть килограмм, и избавляться от этого балласта путём перегрузки организма.

3. Все эти балансы и варианты сугубо индивидуальны, зависят от ребёнка, условий в семье, качества сна ребёнка, познавательной и «общательной» активности, темперамента. Поэтому выход один: внимательно наблюдаем, следим, отмечаем состояние детей, делаем выводы, и не боимся отказываться от занятий, если выявляются какие-то существенные негативные моменты, тем более в раннем возрасте.

4. Чтобы ребёнок меньше болел, обязательно много гуляйте. Привяжите прогулки ко времени до и после занятий. И обязательно это делайте. Если гулять много не получается, лучше вообще не ходить . Лучше на полчаса выходить просто погулять. (это моё личное мнение, не настаиваю!)

5. В случае занятий без мамы наблюдайте, как ребёнок реагирует на отделение от мамы — всё ли в порядке, не меняется ли поведение, не появились ли конфликты «на ровном месте», ребёнок может начать реализовывать свой стресс, свой страх разделения, и эта связь с занятиями не всегда очевидна.

Подчёркиваю, всё это моё личное мнение, буду рада дискуссии и вашим наблюдениям.

Ирина Долгополова

***

Если вас интересует эта тема, то вы можете прослушать материалы прошедшего вебинара Лены Даниловой «Нужно ли ходить на развивающие занятия до 3 лет? Все «за» и «против».
Подробности здесь.

По вопросам участия в вебинаре пишите на почту.

Или звоните: 8-800-333-92-93

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"