Мне очень часто задают вопросы про гаджеты — когда их давать детям, что показывать, а что нет. Когда я говорю, мол, не стоит спешить, успеется, в ответ слышу «А как же! Ребенок потом будет иметь проблемы с компьютером!». Вроде того, что будет хуже всех, не сможет так ловко управляться. А реально — даже если сядет за компьютер в 16 или в 18, за неделю освоит всё, что необходимо для работы.
«Но это же так несовременно!» — твердят молодые родители. Особонно продвигутые папы…
Но потом, лет в 12-13 начинается кошмар. Ребенок не хочет делать вообще ничего! Он не читает, не играет, не гуляет, не общается со сверстниками. Он только сидит за компьютером. А родители в ужасе! Как отучить?
Но к 13 годам проблема становится настолько глобальной, что отучить уже почти невозможно. Для этого надо будет начинать учиться жить заново.
Сегодня я наткнулась на сайте психолога Деминой Катерины на прекрасную статью об этом (ссылка на источник). И не смогла с вами не поделиться.
Я солидарна с каждым словом автора!
Автор: Демина Катерина Александровна, психолог-консультант, специалист по детской психологии.
Как оторвать детей от компьютера?
Айфоново детство
Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: полтора года.
Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай! Играаааать!».
А я-то гадала – кого здесь на части режут?
Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера?
Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.
История вопроса
Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало хотя бы наше собственное детство.
От нуля до полутора лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…
С полутора до примерно трех лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела… От трех до пяти. Стоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе – выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…
Идет в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…
Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или окошко булочной, помойка – источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей.
Это волшебный, совершенно реальный мир.
В отличие от цифрового нынешнего.
Матрица. Загрузка.
Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение.
От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир.
А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но, если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете.
Поэтому как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается телевизор.
О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.
Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.
Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ
— добиваться послушания (Если ляжешь без капризов – дам поиграть)
— наказывать и угрожать (Будешь себя так вести – отберу айпад)
— получать передышку самим
— делать подарки
— и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый айфон на Новый Год).
Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».
Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.
Научить детей жить
Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.
Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста, у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.
То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» — в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» — сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.
Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп, выйти из Сети, отключить все гаджеты…
Вспомнить свое детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?
Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?
Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию – ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните, что письмо можно распечатать, и не с помощью принтера. И что игра – это когда друзья видят глаза друг друга.
Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть.
Если выключить компьютер.
Меня тоже очень беспокоит привязанность к компьютеру, поэтому ребёнка лишаю его ))) только мультики иногда смотрит. Вместо этого увлекаемся настольными играми и чтением книг.
Все очень правильно! только меня мучает такой вопрос, почему взрослые дяденьки лет 35, не отрываются от компа, хотя у них в детстве таким и не пахло? А вообще мне кажется, дети уже наигрались с компом, я сужу по своему окружению. У нас во дворе мальчики от 10 лет и старше все на улице играют, спортом занимаются, с гитарами часто сидят. При этом все с телефонами и планшетами. Значит не так это все заразно? Может же быть и жизнь и комп, раз век у нас такой или я ошибаюсь?
Я думаю, что 30-35-летние дядечки получили свои первые компьютеры с играми как раз 20 лет назад в свои 10-15 лет. Так что, успели подсесть в бурной молодости…
А на счет заразности скажу, что если есть очень интересная жизнь вне гаджета, то есть вероятность того, что дети и подроски не подсядут. А гаджет будет занимать положенное ему место — приложение в реальности, а не замену. Но есть большое «НО»! Все люди устроены по-разному, и кому-то не сложно воздержаться, а кого-то не оторвать — азартная натура. И вы не знаете, как именно ваш ребёнок будет реагировать. Подсядет или нет. По мне — так лучше не пытаться ставить такой опыт….
Страшная правда… Моим детям 15, почти 12 и почти совсем 3 года. Зависимость от компа по убывающей. С трёхлеткой смотрим только презентации и мультики по темам (Заюшкина избушка, Чучело-мяучело). Когда младшая начала разговаривать с компьютером (он ведь спрашивает её заискивающим голосом «В какой ящичек надо положить 4 яблока?»), я не стала радоваться — «Какой умный ребенок, правильно ведь ответила!», а испугалась этому суррогатному общению. Благодаря материалам сайта ЛД у нас есть чем заняться и поинтереснее! Осталось совладать с собой.
День добрый!!! а можно ссылку на вами рекомендуемый сайт?
Лена, спасибо за статью. Хотелось бы узнать вы младшим детям мультики показывали? Если да то какие и как часто? И во сколько они будут учиться работать на компьютере? Спасибо.
Показывала. Но не часто. И показывала, в основном, старые советские мультики.
А компьютером они начнут пользовать, как и старшие, уже лет в 16. Хотя овладевать компьютером, скорее всего, начнут раньше. Но не дома, а, может быть, в школе. Когда они ходили в школу в Эквадоре, у них был два раза в неделю компьютерный урок. Но это именно урок — на школьном компьютере, на испанском языке, обучающие программы в очень разумных пределах. А дома — только мамин компьютер…
Для нас компьютер и ребенок очень больная тема, так как папа наш очень много проводит время за копьютером и работа его связана с ними, и ребенок это естественно видит. Нашему ребенку сейчас почти три и раньше мы давали ему играть на планшете. И хотя там все игры были развивающими, как то карточки с животными, которые издают соответсвующие звуки, музыкальные инструменты с классическими мелодиями и интерактивные книжки, я заметила что ребенок стал агрессивным. То есть если поиграет на планшете, истерика в этот день гарантирована. А уж занять его чем-то, оттащить было невозможно. Решили просто не давать. Попросила мужа унести планшет на работу, чтобы даже желания не возникло. Первые дни ребенок, конечно, просил, но когда нету, то нету, и о чудо, он переключился на игрушки! Мобильник я держу всегда далеко и ребенок его даже не видит, а компьютер запаролен, так что если он его и включит то на этом и остановится. Единственное, когда мы пользуемся планшетом сейчас, это чтение английских книг, так как в России бумажные они нам дорого обходятся, а читаем мы много. Правда в последнее время приходится отказываться и от этого удовольствия, замечаю что дитю больше интересны не книги, а возможность чего-то нажать, пока я ему читаю. Даже не знаю как теперь быть. Может такой повышенный интерес именно потому что компьютеры запретный плод?
А я использую планшет, чтобы удержать ребенка на горшке. В полтора года долго он на нем без дела не высидит. А тут, минут 5-10 развивающих игр, и все все дела сделаны. Он уже привык — бежит к планшету, снимает штанишки и на горшок. Не знаю, правильно ли это? И как теперь отучить?
Вообще, конечно, это удобно. Но лучше постепенно отучить… А как? Затрудняюсь сказать, потому что по яркости впечателиний книжка, например, с айпедом не сравнится…
Добрый день! На собственном опыте испытали от долгого сидения на горшке проблему с здоровьем-выпадение прямой кишки. Врач объяснил что ребенок на горшке должен сидеть максимум 3 минутки, иначе у ребенка запор и бороться уже надо с ним.
Лена, благодарствую за статью! Согласна по многим пунктам. Кстати, читала еще интервью с Юлией Гиппенрейтер, где она высказывает свое, не столь кардинальное мнение по этому вопросу. Ссылка http://gestaltclub.com/articles/stati/obshchaya-psikhologiya/1561-yuliya-gippenrejter-kogda-vy-razgovarivaete-s-rebenkom-pomolchite
И я, и муж работаем с компьютером, причем много, и в том числе, дома. Ребенку (3,5 года) можно сидеть за компьютером, ноутбуком и у нее есть личный планшет, но строго по разрешению и строго отведенное время.
У нас в доме нет телевизора, а компьютер (и другие устройства), нужны для просмотра видео, передач, прослушивая аудиосказок, музыки с ребенком. Капризы по этому поводу были пресечены сразу, и дочь знает, что если было сказано через 5 минут прекратить занятия, она это делает без напоминания сама. В случае если были бы капризы, доступ к технике был бы закрыт.
Сегодня с мужем изучали цены на роликовые коньки и велосипеды для всей нашей семьи…. Вывод один: дешевле купить планшет/компьютер и доступ в интернет… Печально (((((( Вот вам еще одна причина детской зависимости
А мы купили Васе год назад ролики в Декатлоне буквально за 900 рублей. У всех остальных уже были… И велосипеды у всех есть — не слишком дорогие.
Мы поэтому всем по очереди покупаем. Ребёнок в приоритете. Но, как показала практика, лучше, если у всех всё есть. Ролики у нас только у дочки — и она не катается совсем. Коньки, лыжи, велосипеды есть и у меня и у ребёнка = катаемся. Папа вот тоже велосипед вроде хочет, но он у нас любит просто бегать, без приспособлений. 🙂 Поэтому иногда мы гуляем вместе: мы на велосипедах, он бегом.
О, эта тема очень интересует. У меня годовалый сынок, плюс 12 и 5 летние племянники и 14-летняя племянница. Племянница никогда особо играми компьютерными не увлекалась, но в последнее время зависает в соцсетях, что не мешает ей учиться, заниматься танцами, гулять, так что для нее это не проблема. А вот старший племянник подсел на компьютерные игры, его от них не отогнать. Я хочу избежать такой участи для Никиты и пока не решила, как это сделать. Пока я только запретила мужу играть при ребенке. Но мы оба работаем на компьютере (правда я работаю, пока сын спит), что-то ищем в поисковиках (режим работы лечебного учреждения, например), смотрим с Никитой презентации, слушаем музыку. Никита сразу просится за компьютер, если он включен, требует телефон, если его увидит. Пока не знаю, что с этим делать, т.к. совсем отказаться от компьютера уже просто невозможно.
Лена, Вы вроде как против компьютеров, а как быть с презентациями? Получается, что сами же подсаживаем ребенка на комп. Я пока очень не хочу их использовать именно по этой причине, боюсь.
Можно ли их чем-то заменить? Если не карточками, то окружающим миром, игрушками? Так ли они необходимы?
Я против активного использования компьютера или планшета самим ребенком. А если мама показала презентацию (сама листала) и они пошли активно общаться в реальной жищни — это не мешает. Мои младшие выросли с презентациями. Проблет нет! они не воспринимают компьютер, как свой. Мама показала (как книжку) и всё…
Одно дело показать презентацию, а другое дело — дать в руки планшет или мышку компьютера. Когда мама показывает — это как чтение книги. Посмотрели и пошли активно жить в реальной жизни!
Мамаши я человек как со стороны лет 15 почитал ну да сидим в компах ну да в телефонах мы без них ни как если будем сидеть то будем заниматся всякой непонятно чем вот сами посмотрите, иду я такой и наулице ребенок лет так 4 говорит маты а потом он тебя посылает а дальше там парни моего возраста орут и харкаются и мне приходится обходить целый район что бы не получить проблемы мда вот эта молодешь сказал я да и будущее не загарами так што нам нужны эти компы и телефоны потом на работе они будут ОЧЕНЬ нужны . Так теперь о компах а впервые узнал английский за компом и мне понравилось и я стал его учить чтоб нормальна общатся даже в играх я выучил некоторые немецкие слова да я понимаю что ваше любимое слова зомбируется не обусловлена можно сказать вы просто посмотрели с одной стороны да я знаю есть люди которые не выходят из компьютора целыми днями но это их проблема психилогическая а не компьютера даже если мне ну или любому дать комп не
целую неделю то я буду не иметь единственого понятие что мне там делать мне будет скучно сходе свего опыта если вы там говорите свои запреты то у нас не будет собственной морали нас надо чем нибудь заинтерисовать а не заставлять нас читать книги есть и другие ентересные занятия а хотя нет как вы придумаете это будет пипец как скучно вы хотя поймите своих детей что они хотят почему они гуляют и все это так просто. С пощью игр развивается иностраные языки, тактика и реакция говорит тот человек которые получает хорошие оценки ни надо заставлять нас делать и у нас потом появится собственная мораль и наш мозг будет говорить ты должен сам это сделать говорю от своего опыта как говорится пофилосовствуй ум вскружится.