Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план

1.00 avg. rating (52% score) - 1 vote

Предисловие от ведущей блога.

Вальдорфская система постепенно выходит в нашу жизнь – не так резко, как в нее когда-то ворвались Гленн Доман или Мария Монтессори, но тем не менее все чаще встречаются вальдорфские детские сады и школы, и интерес и к самой системе, и к тому, что она может дать детям и родителям постепенно растет. На первый взгляд, у вальдорфской системы и раннего развития нет ничего общего – раннее развитие предполагает некоторое количество спланированных и предложенных взрослым ребенку занятий. Причем, многие из них не всегда соответствуют традиционным занятиям маленьких детей. Система вальдорфского воспитания подходит к этому вопросу совсем иначе – она как можно дольше оберегает ребенка от интеллектуальной нагрузки, считая ее неестественной и зачастую избыточной. Однако, даже тем родителям, которые являются сторонниками раннего развития детей, есть чему поучится у вальдорфской системы: в первую очередь – терпению и доверию к ребенку и его природным силам, которые в естественной среде будут развиваться в том ритме, который необходим и естественнен для каждого малыша. Во вторую – уважение к ребенку и его занятиям, вовлечение ребенка во взрослый труд, когда участвуя в родительских делах, ребенок учится всему, что ему необходимо в естественной среде, внутри семьи и от тех людей, которые на самом деле – лучшие учителя для маленьких детей. В третью – трепетное и аккуратное отношение к внутреннему миру ребенка, бережное отношение к удивлению, к собственным открытиям ребенка, к его воле и любопытству. И еще много чему другому. Именно поэтому мы сегодня хотим предложить вам познакомиться с переводом небольшой статьи Сары Болдвин (Sarah Baldwin), мамы двух мальчиков и вальдорфского педагога, специализирующегося на раннем детстве, автора блога «Moon Child».

Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план.

Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план

Когда родители, заинтересованные в домашнем вальдорфском обучении просят меня помочь им в составлении учебного плана для их детей в возрасте от 3 до 6 лет, я отвечаю им: «Расслабьтесь! Жизнь и есть учебный план для ваших маленьких детей».

Маленькие дети научаться всему, что им необходимо знать и подготовятся к дальнейшему формальному обучению через участие в семейной жизни, домашние дела и воспитание.

Понимание, что дети нуждаются в физическом, умственном и духовном росте, позволит вам, через обычные ежедневные дела обеспечить их всем, что им необходимо на протяжении этих ранних лет жизни.

Домашний труд как искусство

Мамы, обучающие своих детей дома, знают, как порой сложно сделать так, чтобы и посуда была помыта, и белье выстирано, и еда приготовлена, и дома был порядок. Разумеется, эти обязанности должны быть выполнены в добавок к домашнему обучению, которое может восприниматься как избыточное и создающее суету.
Дети любят имитировать работу, которую выполняют взрослые вокруг них. Через сознавание потребности в имитации, которую испытывают маленькие дети, мы можем включить их в наши ежедневные дела.

Позвольте вашему дошкольнику помогать готовить еду, мыть посуду, развешивать белье, мыть полы и пр. Многие родители не понимают, как хорошо могут маленькие дети делать реальную работу с реальными целями.

Обеспечьте их настоящей, но подходящего детского размера посудой и хозяйственными принадлежностями, и они смогут помогать по-настоящему, а не только претендовать на помощь.

Готовьте натуральную, цельную и здоровую еду. Делая это, у вас есть шанс научить детей правильному питанию и показать им откуда берется еда.

В процессе такой деятельности дети не только обучаются навыкам практической жизни, но и через помощь приобретают уважение к себе. И конечно, дела, вроде нарезки овощей, развивают мелкую моторику, а большие работы, вроде подметания пола – крупную моторику.

Дети изучают математику, выполняя практические измерения и подсчитывая ингредиенты. И знакомятся с научными идеями, такими, как к примеру, изменения веществ и химией через выпечку.

Игра воображения

Вы, конечно, слышали выражение, что «игра это и есть работа для маленьких детей». В вальдорфской системе верят, что активные игры с использованием воображения в раннем детстве помогают в развитии творческого мышления в более поздней жизни.

В вальдорфском детском саду ежедневно много времени уделяется свободной игре детей, которая считается «сердцем утра».

Исследования показали, что те дети, которые в дошкольном возрасте активно и много играли (игры в дом, игры с переодеваниями, ролевые игры), в дальнейшем, когда приходит время для начала школьного обучения, демонстрируют лучшие результаты как в академической, так и в социальной сферах, в сравнении с теми детьми, которые посещали такие детские сады, где больше внимания уделялось чтению и математике.
Натуральные игрушки безгранично воодушевляют детей на разнообразные фантазийные игры. Например, корзина ракушек или деревянные кругляшки могут стать деньгами, посудой, едой, и т.д.

Музыка

Пение не только доставляет много радости и делает наши дни светлее и ярче, оно также помогает расширять словарный запас и совершенствовать речь.
Пение на протяжении всего дня – прекрасный способ облегчить переходы от дела к делу, а также скрасить время работы.

Для пения во время приготовления пищи, уборки и т.п. я очень рекомендую прекрасную коллекцию песен This is the Way We Wash a Day составленную Mary Thienes Schunemann.

Движения

Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план

Photo by Phil Romans

Важность движений для маленьких детей не может быть переоценена. Исследования мозга доказали, что существует прямая связь между развитием моторики – и крупной, и мелкой – и умственным развитием малышей.

Ежедневно выделяйте достаточно времени для активных игр на свежем воздухе. Такие занятия как прыжки, карабканье, раскачивание, катание с горки, лазанье по деревьям и строительство снежных крепостей выглядят как игра, но важно знать, что эти занятия на самом деле укрепляют и развивают мозг вашего ребенка и подготавливают его к обучению на протяжении всей его жизни.

Мир вокруг

Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план

Photo by nicoleta gramada

Наблюдения за природой во время прогулок на протяжении всех сезонов помогут вам обеспечить «учебный план» в области научных знаний. При этом нет нужды давать ребенку научные разъяснения природных процессов, которые абстрактны и с трудом понятны вашему малышу.

Поощряйте чувство прекрасного в вашем малыше, его благоговение и почтение к природе. Позвольте ему удивляться тем изменениям, которые он увидит в природе на протяжении всех времен года.

Собирайте найденные на прогулке дары окружающего вас мира и дома создавайте из них выставки на «столике природы».

Это ощущение чуда будет развивать в ребенке любопытство и интерес к миру природы, а также будет поощрять малыша, по мере того, как он будет становиться старше, узнавать больше.

Игры

Игры это развлечение, но как же много может быть изучено и получено ребенком через игры!

Классические физические игры, вроде прыжков через скакалку не только помогают развивать тело и мозг, но и через осознание ритмичности скакалки, ребенок также развивает память и свои речевые навыки.

Традиционные игры в кругу, такие как “Ring Around the Rosey,” или “Duck Duck Goose” помогают детям с развитием социальных навыков, например с пониманием идеи очередности.

Существует масса совместных настольных игр, помогающих детям развивать логику, речь, последовательности и т.п.

Конкурентные игры, где есть победители и проигравшие, очень сложны для детей младше 5 лет, т.к. часто заканчиваются либо слезами, либо попытками обмана, т.к. малыши на самом деле очень сильно хотят выиграть. С другой стороны, есть игры направленные на кооперацию, игры, позволяющие каждому участнику внести свой вклад в достижение общей цели.

Творческие занятия

Рисование карандашами и красками, ручной труд и изготовление поделок развивают тонкую моторику малышей.

Повторяясь мы напомним, что исследования нейрологов показали, что нервные окончания в пальцах напрямую соединены с мозгом, и через развитие мелкой моторики путем творческих занятий, формируются и укрепляются нейрологические связки, которые приводят к росту интеллектуального потенциала.


Живя сознательно и с целью, включая наших детей в ежедневные дела, «Жизнь» может преподать нашим детям гораздо больше уроков, чем смогут обеспечить самые престижные и насыщенные учебные предметы. 

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



1.00 avg. rating (52% score) - 1 vote

1 комментарий

  1. Думаю, что давая восторженную информацию о вальдорфских детских садах и школах, имеет смысл сообщать о том, что они являются детищем секты «Антропософское общество», хотя в самих детских учеореждениях информация о их сектанском характере явно не разглашается.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *