Домашнее театральное творчество, как средство развития детей

У меня часто спрашивают — на вебинарах и в сообщениях на форуме, какие занятия в семье с детьми школьниками будут наиболее полезны  (речь идёт не о школьных занятиях, а о домашних занятиях, где главные — это дети и родители).

А действительно, какие?

Ответить на этот вопрос, скорее всего, просто невозможно. Сколько детей, столько будет ответов, ведь все дети — разные. Каждый ребёнок — целая вселенная.

Но есть, безусловно, и какие-то общие для всех «полезности». И если попытаться выявить «признаки» полезного занятия, то получается вот что:

  • занятия должны быть интересными (ведь когда интересно, тогда от занятия есть толк), увлекательными, захватывающими;
  • занятия должны быть полезными — должна быть новая информация, или новые умения, или развитие речи или ещё какая-то продуктивная составляющая, а еще лучше, если их несколько;
  • занятия должны быть творческими, ведь рутинных занятий, формирующие исполнительские навыки, детям и в школе хватает;
  • хорошо, если в занятиях принимают участие вся семья (речь ведь идёт о семейном занятии).

Так вот, с моей точки зрения, подо все эти признаки отлично подходит семейное театральное творчество. Когда вся семья или хотя бы её часть к какому-то празднику или просто так устраивает театральное представление.

Это только кажется, что театр — не имеет отношения к занятиям. Так — развлекаловка… А надо бы заниматься чтением, развитием речи, математикой. Можно еще рисованием и так далее. Да, поделки тоже полезны… А ребёнок не хочет — ему это уже скучно.  Да и вообще, после школы он категорически не желает заниматься чем-то дополнительно. И в общем, он прав.

Но театральное творчество детей (с родителями!) — это интересное времяпрепровождение, которое увлечет любого ребёнка! А кроме того, это прекрасный повод и для развития речи (умение говорить правильно, четко, с выражением), и для стимуляции чтения (текст надо прочитать и выучить, каким бы недлинным он не был).

Во время подготовки к спектаклю приходится делать костюмы и декорации (вот вам и творчество — рисование, поделки и не только). Математикой заняться не удастся (но этого и в школе хватает), а вот логика — очень пригодится, внимание, память, смекалка — всё это потребуется сполна. В процессе театральной постановки ребёнок тренирует свою эмоциональную сферу, учится лучше понимать сам себя, свои эмоции, эмоции других людей. И, конечно, развивает образное мышление.

А еще во время постановки можно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. По сюжету могут понадобится разные звуки, которые надо еще придумать, как изобразить. Словом, простор для работы — большой!
Не замахивайтесь на сложные спектакли — пусть это будут простые сказки или басни, стихи. Даже самые простые — давно известные.  Главное — с душой!
Выбор пьесы — прекрасный повод к совместному чтению сказок, рассказов, басен. Потом «читки» по ролям (вот где можно научиться читать с выражением!), потом репетиции (не более 3-5), где уже надо знать свой текст.
А потом и триумфальное выступление перед родными и друзьями.
В спектакле не может быть много участников, но каждый может исполнять несколько ролей. Вы же сами будете режиссерами — вместе будете искать пути решения проблем постановки… А еще — можно записать ваш спектакль на видео и потом вместе смонтировать фильм!

Вам кажется, что это очень сложно? Вам страшно начать?

Хочу для вдохновения показать вам «хоум-видео» моих друзей — Татьяны и Сергея Толубаевых. В постановке принимает участие их сын Владик и еще их подруга по имени Арина.

Скоро новогодние праздники! А как у вас в семье принято встречать праздники? Бывают ли театральные постановки?

До праздников есть еще время — успеете подготовиться!

Удачи на подмостках!

 

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"