Откуда берётся самостоятельность?

Откуда берётся самостоятельность? Давайте попробуем задать этот вопрос себе, своим друзьям, у которых есть дети.

Мне кажется, что большинство родителей в ответ на этот вопрос сказали бы: «Чтобы ребёнок стал самостоятельным, его нужно научить одеваться без помощи взрослых, кушать, ложиться спать, играть, делать уроки….».

Конечно, это очень важно — научить ребенка самостоятельно есть, засыпать, умываться или переходить дорогу и так далее. То есть, дать ребёнку инструменты самостоятельной деятельности.

Но главная задача родителей состоит не в этом. Важнее — выстроить отношения с ребенком так, чтобы просто не мешать ему расти и взрослеть, не мешать ему становиться самостоятельным!

Удивительно, но стремление к самостоятельности заложено в детях самой природой. Дети упорно добиваются права быть самостоятельными, а родители сначала пресекают это на корню, а потом удивляются, отчего это мой малыш такой несамостоятельный!

Принцип обучения самостоятельности: «сначала мама — потом вместе — потом сам»

Ничего и никогда не рождается в готовом виде. Цыпленок вылупился из яйца (сам, кстати!) и некоторое время лежит и беспомощно дрыгает ножками, прежде чем встать.

Так и наши малыши должны сначала окрепнуть, что-то освоить. Поэтому, торопиться не стоит.

Всё, чему вы собираетесь научить ребенка, должно проходить в своем развитии три этапа:

  • сначала всё за ребенка и для ребенка делает мама;
  • потом мама и ребенок делают вместе;
  • в конце концов, ребенок начинает делать это сам.

Возьмём для примера обучение прямохождению.

Как мы учим (учили) ребенка ходить? Сначала он был не способен ходить — и мы ходили за него. Он же пребывал в животе и потом — на животе, а точнее — на руках или в слинге. Потом мы стали учить его ходить за ручку (научив стоять). Мы долго и много водили-водили-водили. Чтобы наступил следующий этап: ребенок пошел сам!

Представьте теперь ситуацию, при которой мама требует от ребенка, чтобы он ходил сам! А ему всего два месяца! А она обижается и говорит: «Я ж тебе СТО раз показывала! Встаешь, переставляешь ногу, потом вторую! И так далее! Ну, неужели, нельзя понять?»….
Представили? Смешно? Грустно?

А как мы выглядим, предлагая двухлетнему ребенку отвечать за уборку в комнате?

Или пятилетке — отвечать за то, чтобы заранее был приготовлен портфель для занятий рисованием?

Или годовасику — самостоятельно играть, пока мама кушает?

Или трехлетке — аккуратно складывать свои вещи (вещи сложить очень сложно! что мама сделала, чтобы этому научить? чисто физически — я уж не говорю о повышенной доле ответственности)?

Это то же самое, что требовать от двухлетки самостоятельного катания на двухколесном велосипеде или от трехлетки — самостоятельного похода в магазин!

Итак — учим всему постепенно!

Кушать сам? Сначала мама кормит, потом вместе (мама помогает, например, или докармливает), потом сам — и то не сразу идеально, а постепенно!

Одеваться сам? Сначала мама одевает, потом малыш помогает ей в меру сил, потом — читайте тему про одевание очень внимательно!

Кататься на роликах, читать, чистить картошку, стелить постель и так далее — всё в три этапа!

Играть самостоятельно?

Точно так же, как и всё остальное!

Сначала, причем, довольно долго, ребёнок способен играть только в мамином присутствии. Потом уже иногда может играть сам (ну буквально три минуты, пока мама отвлеклась на телефон или наливала чаю).

Далее очень постепенно количество времени, которое ребёнок провёл сам в активной игре, увеличивается. Причём, это совершенно не означает, что теперь раз и навсегда будет так. Ведь ребёнок — не робот, перестроившийся на новую программу.

Откаты назад

В любом обучении, в освоении любых умений — ОБЯЗАТЕЛЬНО случаются откаты назад. Даже в тех умениях и навыках, которые казались уже совершенно освоенными, казались уже частью жизни.

Это неизбежно!

И надо просто об этом помнить! И относиться к этому с пониманием, а не с раздражением или претензией.

Кто, как не мама поймет ребенка и пойдет ему навстречу!?

Понимая, что мама любит и готова помочь, ребенок с большей готовностью будет делать всё, что надо. Но не сейчас.

Откаты бывают разовые — если ребенок в данный момент чувствует некий дискомфорт: болен или только заболевает, устал или перевозбудился, не выспался или уже хочет спать, но пока этого не осознает. Обычно такие моменты еще и сопровождаются нытьем, а то и чем посильнее…

Но поверьте, всё быстро вернется (любое умение), всё встанет на свои места, если вы не будете настаивать, вставать в позу, упираться. А просто поможете уставшему ребёнку здесь и сейчас. И благополучно забудете об этом, как о мелком эпизоде.

Если откат более глубокий (не один день и не два), значит ребёнок просто ещё не готов до конца к тому, чтобы делать это самостоятельно.

Очень важно всегда и во всем относиться к ребёнку спокойно и терпимо. И всё наладится!

***

В 2012 году проходил мой вебинар «Возрастные кризисы. Проблемы поведения».
Чтобы попасть на любой мой вебинар или получить запись любого прошедшего вебинара, пишите по адресу: ru.danilova@gmail.com или звоните по телефону 8-800-333-92-93 (звонок бесплатный для абонентов из России).

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"