Почему дети скандалят?

Знаете, мне пришлось много лет проучиться бороться со скандалами всякими разными способами и хитростями. Я придумывала, как избежать, как отвлечь, как разбираться с последствиями…

А на Сашке меня вдруг осенило.
Ребёнок никогда не скандалит «просто так»!
То есть — вообще никогда!

У любого скандала всегда есть настоящая причина (скрытая, обычно, от глаз родителей) и видимая, за которую родители начинают цепляться, которую обдумывают, с которой сражаются…

Реальных причин, как ни странно, совсем мало. И они одинаковы у всех детей:
:arrow: ребёнок устал и\или хочет спать (недоспал, разбудили, не уложили, сбился режим), но часто просто этого не осознает;

:arrow: ребёнок хочет есть или хочет пить — и тоже или не понимает своего желания, или не умеет высказать еще, потому что маленький;

:arrow: ребёнок болен или ему нездоровится (то есть, еще не болен, но уже «на пороге» болезни) — и опять, ребенок не понимает, что с ним происходит, не понимает и его мама — и вот уже скандал разгорелся с особой страстью, потому что ни на какие привычные уловки (хитрости, угрозы, уговоры, сказки-песни-игры и т.д.) не реагирует;

:arrow: ребёнок был чем-то очень увлечен, был в образе, играл страстно, а его выдернули из игры или из образа неожиданно и даже часто грубо (а можно было потихоньку и подыгрывая игре ребёнка);

:arrow: ребёнок уже привык решать все свои проблемы скандалами, а мама никак не может научить его не входить в штопор и никак не научится предвосхищать конфликты и понимать их причины!

Вот, собственно и все причины.
Всё остальное — повод для скандала. Можем назвать это «видимость причины» или «видная причина» — как хотите!

А теперь представьте — ребенку плохо! Он не понимает, что ему плохо, не понимает вообще, что с ним происходит или что он делает не так! Он неосознанно начинает ныть или кричать, а его начинают ругать… И он совершенно не понимает, за что его ругают (в 90 % случаев!). А уж тем более — не видит связи между своим поведением и последовавшим наказанием. Ведь он вообще еще не слишком силен в причинно-следственных связях.
Да и не только поэтому.

Какие можно сделать выводы?

Во-первых, не стоит ругать ребёнка, надо быстро разобраться, что могло стать причиной «плохого поведения».
Во-вторых, быстро успокоить, переключить и постараться нивелировать причину (сгладить). Например, голодного ребёнка — быстро накормить.
В-третьих, надо самой быть спокойной во что бы то ни стало. Я знаю, как это трудно! Сама на себе это проходила не раз. Но это наш главный козырь. Если мама спокойна, постепенно успокаивается и ребёнок.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"