Сколько надо заниматься с детьми?

Мне часто задают вопросы о том, как должно проходить занятие с малышом? Сколько по времени оно должно длиться в 1, 2, 3, 4 года? Родители сетуют на то, что малыш «невнимательный», плохо сосредотачивается, мало интересуется занятием, всего лишь… полчаса и хочет бежать играть!

Честно говоря, после таких заявлений мне становится немного не по себе…  Потому что полчаса для малыша — это реально пытка! И какие же выносливые есть дети и нетерпеливые родители…  Полчаса для годовалого – это что-то вроде мирового рекорда.

Внимание такие малыши держат буквально минуту-две. А иногда и несколько секунд. А остальное время им нравится бегать, лазать, играть. И это нормально! Наша Саша, например, могла порисовать или полепить несколько секунд и тут же убегала… Иногда получалось  5-7 минут. И тогда я считала, что мы много позанимались!

Но если делать 3-5 коротких (даже если всего по минуте!) занятий в день, то это просто превосходно! А все остальное время ребенок будет осмысливать и пытаться сам использовать то, чему вы его научили на занятии. И тут наше вмешательство не требуется.

Под занятиями я подразумеваю некую совместную деятельность, при которой ребёнку предлагается выполнить то или иное действие (задание) или просто преподносится некая новая информация (в презентации, на карточках, в книжке). Если же ребёнку просто даётся игра или дидактический материал и он сам с ним произвольно занимается, то это не совсем занятие — это свободная деятельность ребёнка. И если хочет, то он может вообще уйти. А хочет, будет играть так, как ему вздумается. Это тоже полезно, но мы не будем считать такую деятельность занятием.

В 3-4 года дети уже могут с удовольствием заниматься и 15-20 минут, а некоторые даже и час. Но, конечно, степень вовлеченности и сложность материала будет не всегда одинаковой на протяжении всего занятия. Ну и, конечно, важно понимать, что занятие должно быть только игровое. Именно в игре, а не в «игровой форме», когда детям подсовывают игрушку или картинку и от этого, якобы, занятие становится менее сложным и менее скучным. Всё, что не является игрой – противоестественно для малышей! Никаких прописей и тетрадок! И никаких обязательных для выполнения заданий! Всё только по желанию.

Если «занятие» «не идет», значит тут что-то не так. Или ребенок не в духе и от него надо отстать, или ему еще рановато давать этот «материал».

А как же усидчивость? Или приучение к порядку? Или умение доводить дело до конца?

А это всё надо будет «осваивать» уже в 6-7-8 лет и далее. Но не в 3-4 года точно!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"