Сколько надо заниматься с детьми?

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Мне часто задают вопросы о том, как должно проходить занятие с малышом? Сколько по времени оно должно длиться в 1, 2, 3, 4 года? Родители сетуют на то, что малыш «невнимательный», плохо сосредотачивается, мало интересуется занятием, всего лишь… полчаса и хочет бежать играть!

Честно говоря, после таких заявлений мне становится немного не по себе…  Потому что полчаса для малыша — это реально пытка! И какие же выносливые есть дети и нетерпеливые родители…  Полчаса для годовалого – это что-то вроде мирового рекорда.

Внимание такие малыши держат буквально минуту-две. А иногда и несколько секунд. А остальное время им нравится бегать, лазать, играть. И это нормально! Наша Саша, например, могла порисовать или полепить несколько секунд и тут же убегала… Иногда получалось  5-7 минут. И тогда я считала, что мы много позанимались!

Но если делать 3-5 коротких (даже если всего по минуте!) занятий в день, то это просто превосходно! А все остальное время ребенок будет осмысливать и пытаться сам использовать то, чему вы его научили на занятии. И тут наше вмешательство не требуется.

Под занятиями я подразумеваю некую совместную деятельность, при которой ребёнку предлагается выполнить то или иное действие (задание) или просто преподносится некая новая информация (в презентации, на карточках, в книжке). Если же ребёнку просто даётся игра или дидактический материал и он сам с ним произвольно занимается, то это не совсем занятие — это свободная деятельность ребёнка. И если хочет, то он может вообще уйти. А хочет, будет играть так, как ему вздумается. Это тоже полезно, но мы не будем считать такую деятельность занятием.

В 3-4 года дети уже могут с удовольствием заниматься и 15-20 минут, а некоторые даже и час. Но, конечно, степень вовлеченности и сложность материала будет не всегда одинаковой на протяжении всего занятия. Ну и, конечно, важно понимать, что занятие должно быть только игровое. Именно в игре, а не в «игровой форме», когда детям подсовывают игрушку или картинку и от этого, якобы, занятие становится менее сложным и менее скучным. Всё, что не является игрой – противоестественно для малышей! Никаких прописей и тетрадок! И никаких обязательных для выполнения заданий! Всё только по желанию.

Если «занятие» «не идет», значит тут что-то не так. Или ребенок не в духе и от него надо отстать, или ему еще рановато давать этот «материал».

А как же усидчивость? Или приучение к порядку? Или умение доводить дело до конца?

А это всё надо будет «осваивать» уже в 6-7-8 лет и далее. Но не в 3-4 года точно!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

12 комментариев

  1. Меня всегда интересовал вопрос «Сколько надо заниматься с детьми?», причём именно сколько минут-часов. Только недавно отошла от этого, главное не количество, а качество. Теперь я «занятиями» наслаждаюсь, а не отрабатываю.

  2. Мне иногда кажется что мы почти совсем не занимаемся, но оборачиваясь на день смотрю… Бассейн, совместное приготовление еды(очень любит складывать то что почищено, порезано, блендер, посуду «мыть», мусорубирать, тереть на терке) пластилин, конструктор, ррисунки мелом на асфальте… И спасибо вам Лена, понимаю что я не самая бездельная мама 🙂
    Сыну год и семь.

  3. Лена, расскажите пожалуйста, осознают ли Ваши младшие дети свой «особенный» образ жизни? Что они, например, не посещают стандартную школу, что регулярно путешествуют по разным странам? Или для них это само собой разумеющееся? Ведь наверняка их друзья и знакомые задают им вопросы на эту тему?

    1. Их друзья и знакомые ведут примерно такой же образ жизни… 🙂
      И, конечно, они особо не понимают, как живёт большинство детей. Если бы они походили в школу в России год-два, то поняли бы потом разницу.

  4. Здравствуйте, Лена! Спасибо за статью! Только одна фраза меня смутила: что значит, в игре, а не в игровой форме. Я просто сама учитель английского и с детками маленькими 5-6 лет совсем недавно начала заниматься. И мне после Вашей статьи теперь кажется, что я как раз занимаюсь с ними «в игровой форме» — то есть делаю что-то совершенно неправильное и противоестественное для детей. Можете поконретнее объяснить, в чём разница?

    1. Когда скучные занятия облекают в игровую форму, предлагая сделать что-то не просто так, а для зайчика — это не игра, это, как говорит Зайцев, заигрывание.
      А игра — всегда сама по себе очень интересная, искренняя, захватывающая. А уже в ней может быть сколько угодно учебных элементов.

  5. Лена, а как вы считаете: что надо делать, если ситуация с занятиями и концентрацией внимания ровно наоборот? У меня сын с рождения не хочет много бегать, лазать и т.д. У него потрясающая память, ему больше всего нравятся рассматривать картинки и описывать их, рассуждать и т.д. С ним очень просто общаться и договариваться, так как своим поведением напоминает взрослого (по крайней мере он очень самостоятельный и инициативный).
    Стоит ли вопреки его воли, изо всех сил стараться увлечь его физкультурой или довольствоваться тем, что в свои 2 года он в принципе крепкий и физически развитый?Регулярно у нас получается очень много ходить (сейчас стал еще и бегать по улице), подниматься и спускаться по лестницам, ходить по бордюру, он сам постоянно залезает и слезает с взрослого стула. Постоянно что-то делает руками и пытается изображать около 5 пальчиковых игр. А самое для меня приятное, что сын все-таки стремится познать возможности своего тела-сам придумывает пальцами ноги достать что-либо с пола, соединить ступни, лечь на спину и развести ноги, вроде стремится сделать мостик. А смущает меня, что он еще никак не пытается прыгать.Так что когда я замечаю, что мой ребенок уже сам с интересом показывает разные предметы и говорит, что их два, то я всегда думаю»Уж лучше бы учился кувыркаться»

    1. Светлана! Думаю, что более правильно было бы стимулировать физическое развитие. Если не развивать сейчас, то потом будет гораздо сложнее. А ведь физическое развитие — это не только залог здоровья. Без нормального владения своим телом жить гораздо сложнее…

  6. Спасибо!!!я тоже чаще всего так думаю, просто самой сложно расшевелиться. После родов я быстро вернулась в форму, так как много делала зарядку с сыном на руках и немного танцевала в свое удовольствие. А вот после года то бросаю что-либо делать (чтобы и сын подражал), то начинаю

  7. Что делать? У меня две дочки одной 3 года другой 4 года. Та которой 3 занимается по два часа в день. Та которой 4 занимается с удовольствием по 7 часов!!! И не устаёт ! Это нормально?

    1. Мне кажется, что это перебор… То есть, конечно, ребёнок в состоянии воспринять любое количество информации. Но детям нужно много свободного времени, когда они будут играть самостоятельно. Это нельзя заменить никакими занятиями.

  8. Здравствуйте! Спасибо за ответ! У нас старшей дочке (4 года) занятия нравятся- говорю ей: отдохни, поиграй, а она не хочет. Тащит меня к столу и говорит: ещё чуть-чуть и всё. А чуть-чуть у нас превращается в 15 минут после которых её уже от занятий не отвлечь!!!! Что делать?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *