В вашей жизни может быть такая ситуация, что по какой-либо причине вы не можете весь день быть с ребёнком. И перед вами действительно сложный выбор: с кем оставить ребёнка, чтобы не навредить? Как сделать так, чтобы ваше отсутствие не было травмирующим опытом для малыша? Как учесть его индивидуальные особенности?
Ответы на эти вопросы вы найдёте в статье Елены Ленной, нашего детского психолога.
Садик или няня? Как выбрать?
Елена Ленной
Здорово, когда мы, мамы, можем находиться дома со своими детьми, наблюдать за тем, как они растут, записывать их первые слова и смешные выражения, можем сами решать чем и как с детьми заниматься, когда гулять и чем кормить.
Однако, чем старше становится наш малыш, тем чаще возникают два направления мысли: «а не пора ли мне…(дальше можно подставить все, что относится к интересам мамы и папы: на работу, заняться собой, родить еще одного ребенка и т.д.)» и «не пора ли моему ребенку … (в садик, учится жить в коллективе, учится считаться с другими, развиваться как-то еще и прочее)». Да и близкие, нередко, начинают давить на маму, призывая ее вспомнить и о себе. Иногда удается договориться – с собой, мужем, близкими – и можно отложить решение вопроса еще на какое-то время. Но бывает, что работа не может ждать, а от маминого заработка напрямую зависит благосостояние семьи. Бывает, что вопросы здоровья стоят настолько остро, что если ими не заняться прямо сейчас, потом уже будет поздно. Поиск вариантов рано или поздно обязательно приводит к вопросу, а кто будет присматривать за подрастающим малышом? И любой, кто задумывался над этим выбором, отлично знает, что вариантов не так много.
Кому-то везет – и бабушки дают родителям возможность спокойно работать или заниматься своими делами. И хотя в варианте «малыш с бабушкой» есть не только плюсы, встречаются и минусы. Но, в любом случае, малыш остается с любимым и хорошо знакомым ему человеком. Который при всех возможных недостатках, ребенка любит и желает ему добра.
А если бабушек нет, то выбор остается между няней и детским садом – муниципальным, частным или семейным. Как сделать правильный выбор? Причем правильный не общий, единый и усредненный, а выбор, который действительно будет верным и идеальным для каждой конкретной семьи.
Легко тем, у кого есть четкая позиция и они могут точно сказать, что ребенок пойдет в садик несмотря ни на что. Потому что детский садик закалит характер, научит считаться с другими, а ребенок будет уметь общаться не только с приятными ему людьми. А кто-то твердо убежден, что ребенок должен быть с няней. Няня организует подходящий семье режим, будет водить на занятия или заниматься сама, будет гулять и читать книжки. И для такой семьи вариант детского садика даже не рассматривается.
Но куда чаще бывает, что мама колеблется. Вроде садик строже, но там меньше индивидуального подхода, а для своего любимого ребенка хочется лучшего из возможного. Вроде няня многое умеет и знает, но будет ли она на самом деле этим всем с ребенком заниматься? Как контролировать няню? А если ребенка в садике будут обижать? В садике есть четкое более менее сбалансированное меню, а няня? Будет ли она кормить ребенка хорошей и полезной едой? Или будет идти у ребенка на поводу, угощая его конфетами и хлебом? А как же ребенок без детского общества? Не вырастет ли он дикарем и эгоистом? Если вам знакомы эти сомнения, давайте попробуем рассмотреть эти вопросы поближе.
Есть два критерия на основе которых стоит делать выбор в предпочтениях.
— возраст ребенка;
— индивидуальные особенности ребенка.
Возраст
Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в обществе заботливого взрослого и тем меньше – в обществе сверстников. В 6-8 месяцев малыш может открыть для себя факт наличия других детей – и радоваться им, наблюдать за ними. Но это пока не более чем исследовательский интерес. Общаться в том смысле, который мы обычно вкладываем в это понятие, малыш сможет еще не скоро. Он только наблюдает, только впитывает, только знакомится с вариантами как бывает. В западном обществе у работающих мам есть тенденция отдавать детей в детские сады очень рано – начиная с 3-х месяцев, в зависимости от страны – заканчивается декретный отпуск и пора возвращаться в строй. К году уже очень многие дети посещают детские сады, кто-то на полдня, кто-то на весь день. Можно долго дискутировать хорошо это или плохо, однако факт остается фактом – дети могут адаптироваться к садику в любом возрасте. И даже больше – чем ребенок младше, тем быстрее он принимает новые условия своей жизни, относясь ко всему как к само собой разумеющемуся.
Однако, если есть возможность выбора, то для ребенка до 2,5-3,5 лет лучше все-таки предпочесть хорошую и добрую няню. Разумеется к ее выбору нужно отнестись серьезно. И главное тут даже не специальное образование. Важнее то, насколько легко няня найдет общий язык с ребенком, насколько совпадут ваши взгляды и установки на воспитание ребенка. С няней ребенок будет чувствовать себя увереннее и защищеннее. И будет получать в разы больше индивидуального внимания, чем в самом хорошем детском саду. А ведь для ребенка в возрасте до 3 лет индивидуальное внимание, возможность учится через собственный опыт и помощь взрослым невероятно важны. На этом строятся основы самостоятельности, уверенности в себе, понимание, принятие себя как ценной и важной личности. И умственное развитие ребенка, имеющего индивидуальное внимание, тоже происходит быстрее, чем у ребенка, растущего в коллективе. Именно поэтому до наступления кризиса 3-х лет самым лучшим вариантом могла бы быть, конечно, сама мама или бабушка и лишь затем вариант няни.
Индивидуальные особенности ребёнка
Второй важный фактор, который нужно учесть, делая выбор – это характер самого ребенка. Или то, что обычно носит название индивидуальные особенности ребенка. Ни для кого не секрет, что дети бывают общительные, активные и застенчивые, тихие, замкнутые. Как правило, активные дети начинают очень рано интересоваться сверстниками, они, в прямом смысле этого слова, рвутся к другим детям – скучают, если рядом на площадке нет других детей, легко заводят совместные игры, не смущаясь, даже если не понимают другого ребенка. Активного и общительного малыша не нужно уговаривать: «смотри, там детки играют, беги к ним». Он и сам к ним убежит, как только в достаточной мере привыкнет к новому месту и присмотрится к этим детям. И чем старше такой ребенок, тем яснее видно – ему в детском коллективе будет чем заняться, он там не пропадет. Тогда как дома с няней ему будет скучно, а посещение разнообразных занятий не даст такому ребенку главного – возможности играть, бегать, кричать вместе со сверстниками, возможности учиться тому, как правильно себя вести, не даст возможности найти свое место в детском коллективе.
А вот для тихих и застенчивых детей, детей со слабой нервной системой требуется более взвешенное решение. Такие дети, нередко, очень устают от шума и гвалта, им совсем не хочется принимать участие в совместных играх. Часто у них не хватает внутренней энергии на адекватную реакцию в конфликтных ситуациях. Зато в одиночестве или рядом со взрослым, порой рядом с парой спокойных детей такие ребятишки расцветают. Если у вас именно такой ребенок — иногда для него лучше предпочесть вариант няни лет до 5-ти лет, а то и до самой школы.
Нередко родители думают, что если такого ребенка отдать в обычный детский сад, он поменяется, станет лидером или по меньшей мере станет более активным. Но на практике такое случается очень редко, т.к. слишком высока зависимость от случайностей – удачные разумные воспитатели, спокойные дети и их в группе не много, разумный и адекватный режим в садике.
Иногда выходом для таких детей может стать небольшой семейный или частный детский сад, где много внимания уделяется прогулкам, спокойным играм, где дети больше сосредоточены на взрослом и им не приходится решать свои конфликты самостоятельно. Иногда выходом может быть посещение садика на половину дня, чтобы у ребенка была возможность восстановить силы и душевное равновесие во второй половине дня – с няней или, что куда лучше при наличии возможностей – с мамой или бабушкой. Естественно, что адаптация такого ребенка в садике потребует намного больше времени и усилий со стороны родителей.
Точно так же обстоит ситуация и с ребенком чрезмерно активным, возбудимым, склонным к слезам и быстрым сменам настроения. Поскольку такие дети очень быстро утомляются и с трудом расслабляются, для них тоже порой предпочтительнее няня и небольшой круг знакомых детей. Или постепенная, мягкая адаптация в садике в возрасте после 3-х лет.
Родителям активных, стремящихся к сверстникам, детей в какой-то мере проще – у таких детей адаптация к садику происходит проще и быстрее, чаще всего им даже не приходится рассматривать вариант няни. Однако, как и с детьми скорее тихими, было бы ошибкой пустить адаптацию к садику на самотек. Как ни странно, причина этого – ошибка в определении – действительно ли был ребенок к садику готов. Или его интерес был лишь исследовательским. И он сам еще не умеет находится в коллективе детей, не умеет самостоятельно решать проблемы. А если решает, то его методы далеки от конструктивных – через крики, драки, кусания, слезы, обиды. Такие методы, как и сильное нежелание ходить в садик после нормального срока адаптации (нормальный срок – от пары недель до 1-2 месяцев), бесконечные болезни, явное напряжение ребенка после садика – требуют пристального внимания взрослых. Как минимум, нужно выяснить, что на самом деле происходит: движется ли адаптация к садику или ребенок ходит в него, что называется «задержав дыхание» и лишь пережидает время, когда за ним наконец придут.
Бытует мнение, что нет не садиковых детей, а есть дети, которых плохо воспитали, плохо адаптировали, родители были не достаточно настойчивы. Однако, правда такова, что такие дети бывают. Их меньше, чем тех, кто к садику привыкнет при грамотном подходе и некоторой настойчивости взрослых, но такие дети есть. Про них часто звучат опасения –, а как же потом в школе, а как же потом во взрослой жизни. Все будет хорошо – и в школе, и во взрослой жизни. Дети растут и меняются, нервная система крепнет, а интерес к сверстникам дозревает.
Сделать серьезную попытку адаптировать ребенка к садику всегда стоит. Особенно, если родители верят, что садик для их ребенка – самое подходящий выбор. Стоит еще потому, что не попробовав и не дав ребенку шанса попробовать, мы можем так и не узнать о себе или ребенке что-то новое. Часто мы, родители, боимся и совершенно справедливо тревожимся за ребенка, за то как пройдет его адаптация. Помню, что когда шел в садик мой старший сын, я несколько ночей не могла спокойно спать, а последняя ночь перед его садиком стала кошмаром. Иногда для этого есть основания исходя из характера ребенка. Иногда тревога опирается на наши собственные чувства – «он будет чувствовать тоже самое, что чувствовал я». Иногда за тревогой стоит естественное беспокойство за благополучие ребенка и свои отношения с ним. Бывает, что мы ошибаемся в своем определении готовности и неготовности ребенка к садику, ошибаемся в своих представлениях о ребенке. Выбор человека или места, где наш любимый сын или любимая дочь будет нас ждать целиком и полностью зависит от нас и от того, насколько правильно мы поняли, что для нашего ребенка оптимальнее. А от нашего правильного выбора зависит не только сиюминутное настроение малыша, но и его общее благополучие. Но мы – взрослые. Мы можем сделать взвешенный, осознанный и правильный выбор.
Если вы сделали выбор в пользу детского сада, либо склоняетесь к нему и у вас есть вопросы. Если ваш ребёнок начал ходить в детский сад или вот-вот пойдёт, возможно, вам будет интересен семинар Елены Ленной «Лёгкая адаптация в детском саду».
В ходе семинара мы с вами рассмотрим четыре основных вопроса, которые больше всего волнуют вас как маму, планирующую отдавать своего малыша в детский садик. И найдём те решения, которые помогут вам превратиться в счастливого родителя «садиковского» ребёнка.
1. Зачем ребёнку детский сад?
Первый вопрос, имеющий непосредственное отношение к садику — зачем вообще ребёнку детский сад? Нужен он или нет вашему конкретному ребёнку? Как найти оптимальное решение? Особенно, если вас мучают сомнения и вы не знаете, как поступить.
2. Как подготовиться к детскому саду?
Что можно сделать, чтобы ребёнок с самого начала был настроен к садику положительно? Что говорить, что делать, каких ошибок при подготовке стоит избегать?
3. Как сделать адаптацию к детскому саду лёгкой?
Что такое адаптация? Почему возникают и какие бывают сложности при адаптации? Какие навыки необходимы ребенку, для успешной адаптации к детскому саду? Как облегчить ребенку адаптацию к детском саду и что можно сделать уже в самом процессе, когда малыш в садик пошёл и появились первые трудности?
4. Как правильно выстроить собственное отношение к детскому саду?
Вы, как мама, родитель и детский сад. Как найти общий язык с воспитателями и нужно ли это? Как принять, что ребенок уже достаточно вырос и уже может порой обходиться без маминой заботы. Как справиться с ощущением под названием «я бросаю своего малыша»?
Узнать все подробности о семинаре ->
Большое спасибо эа статью.Устала от давления окружающих.Очень актуально.
Спасибо за статью. Мы сразу решили, что я точно буду с дочкой до 3 лет. Давление окружающих было, особенно недоумевали молодые мамочки: «Тебе же будет тяжело… Вам надо непременно в садик». Потом родился второй малыш и мы решили дома сидеть до школы. Дочь (4 года) — спокойный, творческий ребенок. Ей больше нравится проводить время со взрослыми, чем с детьми. Весной она ходила в Детский сад, ей нравилось, но не дети, а учеба (она обожает учиться), новые игрушки, сказки. Домой уходила без малейшего колебания, долго отдыхала дома.
Иногда все же возникает вопрос — правильно ли мы сделали, что не отдали в детский сад, а социализация?
Никто кроме вас самих не знает правильно ли вы поступили или нет. Вы лучше всех знаете своего ребенка. И если вы искренне действуете в интересах ребенка и исходите в первую очередь из них, а не из своих собственных соображений, страхов или выгод — то кто имеет право сказать вам, что вы поступаете не правильно? Никто не имеет.
А что касается социализации, то почему-то в современном обществе очень сильно преувеличивают связь между умением адекватно общаться и садиком. Можно подумать, что вне садиков дети живут в глухой тайге и других людей видят раз в пятилетку. На самом деле у тех детей, кто растет с мамой под боком, но при этом регулярно видит и разговаривает с другими людьми, кто путешествует, кто живет интересной и насыщенной реальной жизнью (не карточками и книжками, а именно реальной жизнью) — у них не бывает никаких проблем с умением вести себя в обществе адекватно. Даже больше скажу, часто такие дети куда более адаптированны, чем те, кто пошел в садик рано.
Спасибо за статью. Иногда мои самые крепкие убеждения, что дети могут пойти в сад и в 4 года и в 5 лет подвергаются критике со всех сторон. Я уже стараюсь никому не объяснять, почему своих детей (им почти два года) я не собираюсь отдавать в садик сейчас, потому что со всех сторон мне кричат о социализации…. Но неужели это единственное место, где ребенок социализируется и неужели эта социализация нужна ребенку так рано?
Очень часто те, кто кричит про социализацию вообще не понимает, что именно он вкладывает в это понятие. Это какая-то своеобразная смесь страхов, туманных представлений и шаблонов. На самом же деле социализация это умение адекватно вести себя в обществе. Где этому учат? В обществе и учат. Садик это лишь один из представителей общества, не более того. И социализация в садике имеет весьма своеобразный оттенок.
Отдать ребенка в садик можно в любом возрасте, лишь бы садик пошел навстречу. Но у тех, кто идет после 4-5 лет — в этом возрасте уже могут возникать свои сложности, которых нет у детей 3-4 лет. Они все решаемые, но тем не менее они случаются.
Лена, другими словами лучшие возраст для садика-это ближе к 4м годам, примерно в 3,5?
Не обязательно. Это всегда зависит от ребенка и его характера. Возраст лишь примерный ориентир. Моя младшая дочь начала ходить в группу неполного дня пару раз в неделю в 2.5 года и прекрасно себя чувствовала — ни одной слезинки не было пролито, все только на доброй воле и с удовольствием. При всей ее привязанности и зависимости от родителей. Если бы у нас была необходимость, думаю, мы бы легко довели сначала до 5 дней в неделю, а затем и до полного дня.
У меня сыну как раз сейчас 3,5, в садик ходить пробовали прошлым летом (1 раз) и зимой (1,5 недели на 2-3 часа). Ходить не хотел никак и ни за что! Был сущий кошмар! Начиная уже с вечера накануне он начинал плакать о том, что никуда завтра не пойдет, пожалуйста, не надо и т.п.! В итоге заболели «всем подряд», сын во время болезни плакал: «мама только не уходи!» Ну конечно же после этого мы больше туда не вернулись.
Весной родился второй ребенок. Я думала за лето негативный опыт подзабудется и попробуем осенью еще раз. Но не тут то было! Все кругом советуют и требуют, чтобы я его отвела в садик и его самого этими вопросами замучали. А он — ни в какую!
Теперь в моей голове стоит альтернатива:
1) либо пробовать искать другой садик и начинать «сначала»,
2) либо оставить ребенка в покое (я ж сама дома нахожусь со вторым сыном). Но в этом случае нужно выработать какую-то тактику поведения с окружающими «советчиками»…
Не зная истории и ситуации очень сложно говорить о том, что пошло не так и почему так с садиком получилось. Может быть сын не был готов, может быть его что-то испугало, может быть вы где-то себя повели не так, как стоило бы. А может быть еще что-то. Но перед новым походом было бы хорошо разобраться в том, почему в прошлый раз не получилось, что именно пошло не так. Зная ответ на вопрос, будет легче не повторить ошибку.
А советчиками есть одна прекрасная стратегия — благодарить их за совет, не вдаваясь в подробности вашей позиции. Обычно мало кого на самом деле интересует чужая позиция и почему она именно такая. Как правило люди хотят лишь высказать свое мнение. Вот за это их и можно поблагодарить с обещанием подумать нах их словами. Сказать «спасибо, я подумаю над вашими словами» очень легко и это хороший способ показать человеку, что его услышали. Размышлять же над его словами, принимать их близко к сердцу или как руководство к действию совсем не обязательно. Ответственность же за ребенка в любом случае остается на вас. И ваш выбор, ваше мнение и ваше решение — оно в любом случае будет главным.
Если маме не нужно выходить на работу, то конечно, мама — лучшее общество для малыша. Почти все мои подруги вышли на работу, когда их детям был годик с хвостиком. А вообще, в современном мире мама может работать, не выходя из дома. Я как раз из числа этих мам) И ребенок при маме, и семейный бюджет в порядке. Да здравствует прогресс и гармония в семье)
Елена, так как же понять, хороша ли няня для ребенка, как ее оценить? Ведь ты уходишь, а няня с ним сидит и что-то делает… и ты не можешь это проконтролировать. И на что ориентироваться при выборе няни… Вот эти вопросы хотелось пошире понять!
Лена, добрый вечер. В прошлом году участвовала в вашем тренинге читателем. В этом нам уже 3 года. У меня есть возможность не выходить на работу, да и ребенка отдавать в садик не хочется. Он тоже говорит что не хочет, но к детям тянется. Стоит ли отдавать его в садик или нет, несколько раз в неделю, на полдня? Или не надо? Вообщем голову уже сломала. Не знаю как быть. Помогите.
Лена, добрый вечер. В прошлом году участвовала в вашем тренинге читателем. В этом нам уже 3 года. У меня есть возможность не выходить на работу, да и ребенка отдавать в садик не хочется. Он тоже говорит что не хочет, но к детям тянется. Стоит ли отдавать его в садик или нет, несколько раз в неделю, на полдня? Или не надо? Вообщем голову уже сломала. Не знаю как быть. Помогите.
Лена добрый день!
У меня такой вопрос.Дочке 2 года в сентябре…Ребенок домашний,конечно же,хотя я уже в год вышла на работу на полдня..с утра сидит муж и моя мама
Все общение с детьми сводится к общению на площадке…редкго бывают гости с детьми
Дочка скорее застенчивая девочка…в игру тянется с детишками,но если толкают,отбирают и тп,драться и рваться вперед не будет
я в это время стараюсь ей обьяснить,что детки разные…сейчас они поиграют ,потом мы…всячески учу ее здороваться,делиться игрушками и пр
те общению в обществе
вопрос…раньше.почитав Лену Данилову,думала о том,чтобы не отдавать дочку в сад раньше 5 лет…ну если получится (вопрос с нянянми и бабушками не простой)
теперь все же думаю отдать дочку в три года на неполный день в монессори сад…во-первых,для общения с детишками,во-вторых для более полного погружения в монтессори среду
Вопрос….чтобы готовить дочку к посещенеию сада (хоть и на полдня…но это все же садик)..стоит ли поводить ее на развиваюшие занятия пару раз в неделю…при том,что дома я сама занимаюсь с ребнком,и как говорит Лена Данилова никакие развивашки не заменят того,что может дать мама…но поводить на эти занятия только ради постепенной адаптации
или толку от этогу не будет?
спасибо
Оксана
надо или не надо? будет или не будет? мамы, как дети, честное слово))
если так боитесь, конечно не надо, зачем нервировать себя и ребенка!