Лёгкая адаптация в детском саду

Тема нашего разговора – детский сад. Что это такое для ребёнка:

  • Новый стресс или новые возможности?
  • Разлука с мамой или ступенька к самостоятельности?
  • Болезни и слёзы или общение и новые друзья?

Вопросы – Ирины Долгополовой – ведущей рассылки сайта «Раннее развитие детей», ответы – Елены Ленной – детского психолога, ведущей семинара «Лёгкая адаптация в детском саду», который состоится с 25 по 28 августа.

1. Елена, расскажи, пожалуйста, что такое адаптация? Как она проходит у ребёнка, который пришёл в детский сад?

Если говорить кратко, то адаптация – это привыкание к новым условиям. Адаптация бывает всегда, т. к. нам — и родителям, и детям нужно привыкнуть к тому, что теперь жизнь будет подчинена немного другим правилам и ритмам. В зависимости от того, насколько резко для ребёнка и родителей изменится жизнь, будет происходить и весь тот комплекс из событий, поступков, поведения, который мы обычно называем привыканием или адаптацией. Более подробно про адаптацию, её признаки, жизнь с ребёнком в период адаптации, мы будем говорить на семинаре «Лёгкая адаптация в детском саду», на который я вас приглашаю. Семинар начнется 25 августа.

2. Адаптация бывает только при поступлении в детский сад? Или этот период повторяется, если ребёнок возвращается в группу после отпуска или после болезни?

Всё зависит от продолжительности пропуска. Если ребёнок пропустил неделю, то, как правило, ему может потребоваться несколько дней для того, чтобы вновь привыкнуть к изменению ритма. Если подольше — то и времени может потребовать больше. Ну и, конечно, многое зависит от возраста ребёнка, от его общего отношения к садику. Так что, адаптация происходит каждый раз, когда ребёнок возвращается в садик после перерыва. Но обычно она гораздо более мягкая и незаметная, чем первичная — когда ребёнок только начинает ходить в садик.

3.  По каким признакам можно понять, что ребёнок ещё не полностью адаптировался, как заметить, если его переживания ушли внутрь, ребёнок вроде бы перестал явно плакать или отказываться идти в сад, но что-то не даёт покоя?

Ребёнок, например, плохо спит, явно изменилось его привычное поведение — к примеру, всегда был весёлым, а сейчас — грустный и унылый, часто капризничает, плачет без причины, стал агрессивным «на ровном месте», отказывается играть — всё это может указывать на то, что адаптация явно идет как-то не так, как нужно. Если ребёнок переживает, но эти переживания не имеют ярко выраженной картины и в целом поведение малыша не изменилось — значит, адаптация, скорее всего проходит нормально.

4.  Когда можно точно сказать, что период адаптации завершён?

Когда ребёнок полностью принял садик как часть своей жизни, когда у него появилась своя, садиковая, жизнь, появились друзья и недруги, когда ребёнок спокойно играет в жизнь в садике, может спокойно рассказывать о событиях, происходивших в садике. Когда он хорошо относится к своим воспитателям, а они полностью приняли его.

5.  Есть ли способы, сократить период адаптации, привыкания ребёнка к новым условиям?

Да, конечно. Родители могут сделать очень многое для того, чтобы адаптация прошла как можно более мягко. И самое удивительное — это от них не потребует никаких громадных усилий. Всё, что требуется — это говорить и объяснять ребёнку то, что его будет ждать. Но делать это нужно аккуратно и с умом, постепенно вводя малыша в совершенно новый для него мир коллективной жизни. Подробнее о том, что взрослые могут сделать для своего ребёнка и со своим ребёнком вместе мы и будем говорить на семинаре. Собственно подготовка ребёнка к садику, смягчение адаптации и есть основная тема семинара.

6. Адаптация – слово не русское, не до конца нам понятное, давай поговорим о конкретных примерах. Когда дочка моих друзей утром шла в детский сад, об этом знал весь подъезд. Они тогда жили на пятом этаже в доме без лифта, и всё время, что они спускались по лестнице, ребёнок громко плакал, рыдал и сопротивлялся. И это случалось ежедневно. Что делать в такой ситуации? 

В первую очередь разобраться, в чём дело и почему девочка так реагировала на садик. Причин ведь могло быть очень много и разных — начиная от конфликта с воспитателями или нянечкой (о чем родители могли и не догадываться) и заканчивая тем, что ребёнку в садике просто не нравилось — такое ведь тоже бывает. Как часто случается, что взрослые решают сменить работу только потому, что им не комфортно в том коллективе, в котором они работают сейчас. Так и ребёнку может быть не комфортно — просто неприятно и всё. Ребёнок, вот так рыдающий при одном только упоминании садика — это совершенно ненормальная ситуация. Особенно, если это продолжается дольше недели-двух. И ребёнку (а также родителям), скорее всего, нужна помощь в том, чтобы разобраться, что происходит.

7. Почему бывает, что ребёнок идёт в сад со слезами, но, как только мама уходит, малыш начинает заниматься какими-то делами, и в конце дня даже не хочет уходить? Это можно считать нормальным, или с этим надо что-то делать?

В некоторых случаях да, это нормально — если у ребёнка такой характер и у него вообще «слезы близко». Хотя, конечно, полностью хорошей и здоровой такую ситуацию назвать нельзя. Потому, что слёзы в процессе — это уже признак того, что ребёнок в садик не хочет, он не ждёт от садика ничего хорошего. Почему так бывает? Потому, что в данный момент ребёнок предпочел бы что-то иное. Например, остаться с мамой дома. Он идёт и слезами сообщает маме об этом. А потом он приходит, видит свою группу, своих друзей, видит игрушки — и срабатывает ассоциативная память — «мне-то тут совсем не плохо». Кстати, иногда слезы по пути в садик — это тоже ассоциативная память — ребёнок плачет не потому, что ему плохо и он страдает, а потому, что он привык к слезам в этих условиях. Если это понять, то с таким слезами вполне можно справиться. А ещё лучше — их вообще не допускать.

8. Расскажу свою историю про то, как я собиралась в детский сад. Каждое утро сборы в садик сопровождались семейным спектаклем. С вечера мы с мамой выбирали платье, в котором я пойду в детский сад, но каждое утро я требовала другое. Родителей раздражались, не понимая истинной причины происходящего: уговаривали, и ругали, и даже выбрасывали платье в форточку. Поэтому каждое утро вся семья была на взводе: и мама, и папа, и я. А на самом деле мне хотелось нравиться детям в садике и я считала очень важным правильно выбрать платье.

Про платье — знакомая ситуация, да. Я тоже любила утром передумать по поводу выбранной с вечера одежды. Правда мои родители быстро поняли, что будет быстрее мне уступить и дать то, что я прошу, чем спорить и ругаться из-за такой мелочи. Поэтому сейчас, став взрослой, я с вечера готовлю себе несколько вариантов одежды на утро — чтобы выбрать в зависимости от того, с каким настроением я встану. Думаю, что многим женщинам это хорошо знакомо.

9. Получается, что ребёнок уже в 3-4 года может иметь какие-то проблемы и придумывать способы их решения и это будет вовсе неочевидно родителям. Как в подобных ситуациях поступать? 

Да, конечно, и даже в 2 года ребёнок может иметь какие-то проблемы. И уже пытаться самостоятельно их решать. Я очень хорошо это вижу по своей двухлетней дочери — она действительно может как-то решить свои маленькие проблемки, исходя из своего опыта и своих знаний о мире. Не всегда ее способы решения будут оптимальными, но они могут быть. И да, я не всегда знаю о том, что она сделала. Такова жизнь родителей — когда-то впервые наступает момент, когда ребёнок справляется без нас. И мы должны дать ему эту возможность — справиться самому. И вмешиваться только в том случае, если ребёнок совершенно очевидно не справляется или просит о помощи. Это, кстати, очень важный момент — вовремя научить малыша просить о помощи.

10. Как понять истинные причины поведения ребёнка? Может быть, что за каким-то капризом, с нашей точки зрения, ерундой, стоит действительно реальная проблема, сложность для маленького человека? Вот как с моими платьями: у меня были настоящие проблемы с общением в детском саду, но родители в этой ситуации видели только внешнюю сторону.

Наблюдать за ребёнком, разговаривать с ним, думать — по-настоящему думать, а не действовать по привычке, договариваться с ребёнком. Понять не сложно — для этого нужны чуткость и любовь к ребёнку. И ещё открытость ребёнку, готовность идти ему навстречу.

11. Мне кажется, что когда ребёнок идёт в детский сад, мама уже не может наблюдать за ребёнком весь день, не может знать, о чём он думает, что с ним происходит…

Конечно, времени количественно становится намного меньше. Тем важнее делать всё, чтобы это время, проведенное вместе, становилось как можно более качественным. Тогда и в условиях ограниченного общения можно многое знать о своём ребёнке. Но да, это становится в разы сложнее, чем было, когда ребёнок был дома весь. Тем более, что чем меньше ребёнок, тем меньше он может объяснить, рассказать, назвать свои чувства. Поэтому родителям о благополучии или стрессе часто приходится судить по косвенным признакам. Мы будем об этом говорить на семинаре более подробно, конечно.

12. Бывают ли дети не садиковские, которые не могут ходить в детский сад вообще?

Да, такие дети встречаются. Не часто, но встречаются. И скорее, наверно, нужно говорить не столько о не садиковых детях, сколько о не садиковых родителях. Ведь начало садиковой жизни не только стресс для ребёнка, это очень сильный стресс для взрослых. Не такой сильный, как рождение, но близкий, к примеру, замужеству ребёнка. Не все взрослые готовы к нему, не всем легко отпустить своего малыша в мир, где к нему далеко не всегда будут относиться дружелюбно. Поэтому на семинаре у нас будет существенная часть уделена эмоциям взрослых. Чтобы убрать вот этот момент — когда ребёнок бы привык и адаптировался, если бы взрослые ему дали такую возможность.

13.  Ребёнок идёт в сад, мама, возможно на работу, времени для общения остаётся очень мало. Как выкроить время на занятия? Нужны ли они, или достаточно вечером пообниматься, вместе почитать книгу?

Зависит от массы факторов — от ребёнка, от родителей, от того, насколько получается эффективно общаться и эффективно заниматься. От того, насколько ребёнок устает, от его настроения. Иногда бывает лучше просто почитать книжку или вместе спокойно порисовать. А иногда можно и позаниматься. Ну и потом есть ещё выходные дни. Это довольно важная тема для неравнодушных и заинтересованных в развитии родителей. Мы будем её рассматривать в ходе семинара с группой, которая будет вести подробные дневнички.

 

14. Как будет проходить семинар?

Семинар будет проходить на форуме, в закрытом разделе, куда доступ будет только у группы семинара. За день до начала семинара мы разошлем группе ссылку на вход в семинар. В этот раз у нас будет 3 возможности. Первая – для тех, кто хочет только познакомиться с темой — то есть пока нет своих вопросов, садик еще далеко, но хотелось бы иметь представление. Вторая – для тех, у кого уже есть какие вопросы — это группа, которая имеет возможность писать и задавать вопросы. В семинаре будут разные темы — вот в этих темах и можно будет общаться и обсуждать то, что беспокоит в связи с садиком. Третья – ВИП- группа с более развернутым доступом — эта группа будет иметь возможность вести дневник и обсуждать-разбирать именно личную ситуацию. Вести дневник можно сразу, с началом семинара. А можно его отложить до нужного момента (но не позднее 15 декабря 2013 года). Срок для ведения дневничка — 7 дней. Это либо полная неделя с понедельника по воскресенье, либо 5 дней, что ребёнок ходит в садик, затем 2 дня перерыва и еще 2 рабочих дня. О своём желании начать дневничок после окончания семинара желательно сообщить за 3-5 дней до начала работы.

15.  Кого ты приглашаешь на семинар?

Всех, кто хотел бы разобраться с садиком и вопросами вокруг него. Идти или нет, готовиться или нет? Как готовиться? Когда начинать? Приглашаем и тех, кто уже ходит в садик, но есть проблемы с адаптацией — ребёнок капризный, очень часто болеет, плохо спит — все это решаемые вопросы, если задаться целью их решить.

16. Елена, как бы ты ответила на вопросы, которые предваряют интервью? Что же такое детский сад? Новый стресс или новые возможности?

Детский сад для малыша это и стресс, и новые возможности. Это такое место, где ребёнок учится жить в совершенно новой для себя ситуации, учится взаимодействовать с окружающим миром без маминых подсказок, опираясь только на свои собственные знания о мире и о людях. И от родителей и их поведения во многом зависит то, чем станет для ребёнка детский сад — непрекращающимся стрессом или новой ступенькой в развитии.

Семинар «Лёгкая адаптация в детском саду» Начало 25 августа 2015 года!

0_111356_224aa1d8_orig

Если вы хотите принять участие в семинаре, оплатите участие в магазине, и мы пришлём вам приглашение.

Все подробности о семинаре здесь.

Если у вас есть вопросы по участию, мы вам обязательно ответим! Пишите по адресу info@danilova.ru или звоните по телефону 8-800-333-92-93.

 

 

 

 

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"