И снова воображение!

Я уже писала в своем блоге о воображении и о том, что воображение важнее знания. Действительно, детское воображение — это ключ к успешному обучению каждого конкретного ребёнка и к прогрессу всего человечества в целом.

Не все родители понимают значение воображения. А многие стараются «приземлять» детей, считая воображение вредным…. Но это ошибка, конечно же. Воображение — это волшебство, в котором дети прекрасно растут и развиваются. Это как удобрение для растения…

 Хочу поделиться недавними открытиями, связанными с темой детского воображения.

Мы с детьми пару недель назад прочитали книжку «Маленькая принцесса» Фрэнсиса Бёрнетта. Когда-то давно еще со старшими детьми мы смотрели фильм по этой книге. Фильм неплохой, но вполне обычный, история, рассказанная в нём вполне в духе Диккенса. И желания прочитать книжку не вызывала. И как-то так получилось, что мы наткнулись на эту книгу и решили прочитать. Уж больно Саша с Васей любят всё «принцессное».

Книга превзошла все ожидания! Причем, для детей это была вполне обычная, хоть и интересная книга. Они с волнением следили за приключениями героини, как и всегда при чтении интересных книг. Книга превзошла мои ожидания.

В книге настолько хорошо описан внутренний мир девочки (что почти не передано в фильме). Девочка обожает воображать, придумывать, сочинять. Она не просто воображает, она живет этим. Воображение и развлекает её и её подруг, что вполне понятно. Кроме этого, оно спасает героиню в минуты особого отчаяния.

Большинство детей в книге, все, кроме главной героини, не обладают даром воображения. И жизнь их — очень простая, серая, незамысловатая.Для меня было откровением то, что не все дети способны воображать. Что есть такие дети, которые вообще не понимают, как это делается. Думаю, что когда они были маленькими, то умели, а потом забыли. А Сара — главная героиня — была очень развитой девочкой, свободно говорила на трёх языках, очень рано научилась читать и, как мне кажется, благодаря книгам она и смогла сохранить детскую способность к воображению. И наоборот, способность к воображению помогала девочке дальше и дальше учиться и познавать всё вокруг. Особенно, если учесть. что в те времена не было телевизоров и компьютеров и всё, о чем ребёнок мог прочитать, ему надо было вообразить — построить образ в своей голове.

К чему я это всё пишу? Ну, во-первых, я хочу посоветовать мамам (а может, и папам) почитать эту детскую книжку. И если дети ваши еще малы, чтобы её слушать, то просто почитайте сами себе. Вы поймете, прочувствуете, как работает детское воображение, каким сильным и невероятным оно может быть.

А во-вторых, хочу еще и еще раз заметить, что воображение — очень важная часть развития. Порой, гораздо более важная, чем конкретные знания.

Интересно, что дети, у которых много игрушек, не слишком склонны воображать. Представьте, что у малыша есть уже и игрушечная посудка, игрушечная еда, игрушечная кроватка у куклы. Ну к чему ему придумывать, из чего сделать кроватку? Или что приспособить под посудку? Или из чего сделать кукле тортик. Зачем ДУМАТЬ и воображать, когда заботливая мама всё давно купила. Или, ещё лучше, она всё сама сделала, потратив ночи напролёт на то, чтобы сделать в совершенстве кукольные тортики из фетра и прочую еду. Не говоря уже об одежде, кроватке, кукольном домике и так далее.

Вы можете сказать, что все мы мечтали в детстве о том, чтобы иметь кукольный домик, кроватку и прочее. Возможно! Но это не означает, что надо воплощать свои детские мечты в детях. А главное, что мы очень хорошо помним о том, как мы мечтали об этом, потому что ПОТРЕБНОСТЬ в такого рода игрушках появляется гораздо позже! Примерно в 6-7 лет действительно нужны игровые предметы, очень похожие на реальные. А если говорить о детках, которым год, два, три, то им совсем не нужна кукольная посудка, купленная в магазине. Здорово, если ребёнок САМ придумает, чем заменить не имеющуюся у куклы тарелочку.

Вообще, обилие игрушек в каждом доме — сильно влияет на угнетение воображения у детей. Родители так увлекаются воплощением своих детских мечтаний, что забывают или просто не задумываются о том, что в каждом возрасте у ребёнка есть определённые потребности в игрушках.

Без игрушек или при наличии критического минимума игрушек, дети придумывают игры не менее увлекательные, а точнее, гораздо более увлекательные, чем при полном наборе всех возможных игрушек. Я не раз наблюдала, как дети, к которым мы приходили в гости, например,  сидят в куче игрушек и не играют, а просто показывают: «А у меня есть это. И еще вот это!» и так далее. Такие дети довольствуются лишь обладанием, накоплением. Реальной игры у них не происходит.

В конце апреля мы с детьми были несколько дней в Будапеште. И с собой у нас было всего несколько любимых Васей и Сашей игрушек. Но сидя по вечерам в гостинице после целого дня прогулок, они устраивали такие интересные игры, что дух захватывает.

Я подглядела кусочек их игры. Хотела снять «в прямом эфире». Но удалось только расспросить их, что это они соорудили. И уже одно это — необыкновенно интересно. А в процессе игры всё это действовало, все герои всем этим пользовались, общались между собой и так далее. Вот загляните одним глазком:

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"