Как организовать занятия с ребёнком дома?

В какое время лучше заниматься с ребёнком? 

Когда заниматься с ребёнком? В какое время суток? Как найти и выкроить время на занятия среди дня?

Для многих родителей — это больной вопрос.

Я для себя давно поняла, что самое эффективное время занятий — это утро. Мы стараемся садиться заниматься сразу после завтрака. Я сейчас имею в виду домашние занятия, а не школьные. Со школой и так всё ясно.  А вот для детей, которые находятся на семейной форме образования или для старших дошкольников — всегда вопрос, когда усадить за работу.

Вот как об этом пишет выдающийся советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский:

«Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряженный умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребенок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.»

Но есть одно большое «НО». Современные дети настолько не высыпаются, что первые несколько часов после пробуждения,  они вообще ничего не соображают. Они продолжают спать. А потому их обучаемость вообще на нуле на первых 2-3 уроках (в школе), а дома их вообще не заставишь с утра заниматься…. Что делать?

Выход только один! Ложиться раньше спать.  Каким бы несовременным или нереальным это ни казалось. Но это надо вводить в привычку с раннего детства и культивировать её ну хотя бы до подросткового возраста.

Это трудно! Потому что во многих семьях вечер — единственное время для общения детей с отцом. Да иногда и с мамой тоже. И тем не менее, надо постараться организовать жизнь семьи так, чтобы ребёнок ложился пораньше.

 

Организация занятий при семейной форме обучения

Со школьными занятиями вроде всё понятно. Ребёнок встал с утра и ушёл в школу. А вот с домашними занятиями… Пока с утра все раскачаются, пока мама подготовит задания, пока уговорит ребёнка…. Время уходит и утро растворяется. Потом уже и обедать надо и в тоге занятия опять-таки, сваливаются на вечер.

Мы сейчас уже не ходим в школу, потому что собираемся вскоре уехать из Эквадора. И занимаемся на данный момент уже больше недели только дома. Каждый день по утрам.

С вечера я готовлю детям задания:

  • распечатки каких-то пособий — готовых или самодельных (например, Маленький русский);
  • карточка с указанием страницы учебника или пособия (например, для переписывания текста в тетрадь);
  • или книжка, рабочая тетрадь или пособие с закладками и указаниями по выполнению (например наши любимые тетради «Кумон»);
  • задание в тетради, написанное своей рукой;
  • вопросы к статье из энциклопедии (для самостоятельной работы со статьёй);
  • раскраска, мандала, материалы для поделки;
  • и не только.

На фото — тетради «Кумон» (одна из них — с закладкой, где указано, сколько надо сделать разворотов):

Всё это складываю в красивую папочку (каждому свою) и кладу каждому на стол. Для каждого ребёнка — своя папка. На фото три папки: для Саши, для Васи и для Маши Долгополовой, которая сейчас у нас в гостях.

Дети просыпаются, завтракают (чаще всего сами себе готовят завтрак) и сами без напоминаний садятся за занятия. И делают всё подряд, пока задания не закончатся.

Причём, совершенно никто не требует от них выполнять задания, чинно сидя за рабочим столом. Саша с Васей обожают заниматься, …лежа на полу.

На фото — Саша делает задание по русскому языку в учебнике «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык», автор Ахременкова Л. А.

Готовые задания дети складывают в отдельную папку. За исключением книг, рабочих тетрадей и обычных тетрадей.  То есть, в папку попадают распечатанные задания. У нас это — папки с прозрачной обложкой.

Раньше я отработанные распечатки или просто выбрасывала, или складывала в одну стопку у себя в шкафу. Но опыт общения с эквадорской школой мне показал, как дети ценят свои старые работы и как любят их рассматривать. Там как раз принято копить все работы детей за весь учебный год и в конце года выдавать их родителям, подшитыми в папочки по темам: занятия по английскому в одной папке, по испанскому в другой, по математике в третьей. Но мы ограничились пока общими папками по всем предметам и отдельной папкой (у Саши) для итальянского языка.

А вот примеры выполненных заданий.

Проработка правописания простейших английских слов (Сашина работа).

Лист с заданиями из цикла Маленький русский (Сашина работа):

Саша переписывает рассказ Толстого из книжки:

А вот прописи на испанском (тоже Сашины):

Задание из Васиной папки. Распечатка из когда-то отсканированной книжки с заданиями. Вася в своём стиле — раскрасил очень творчески.

А так Вася обводит буквы в прописях! Разными карандашами. По-другому он не мыслит!

И ещё одно задание — в правых квадратах нужно повторить задание из левых. Задание было в приложениях к одной методической книге. Уже давно не помню, кто автор и название, книжку покупала давно, задания были на диске, книжки уж нет, а задания сохранились.

Такую практику — класть задание на завтра, заранее его подготовив, я освоила ещё когда росли старшие дети. И тогда это тоже было самым эффективным способом занятий, а главное, учило детей самоорганизации!

P.S. Если вы хотите познакомиться с курсом «Маленький русский», скачайте первое занятие бесплатно.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"