Школа: быть или не быть? Развенчание мифов о необходимости школы

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Проблема школы волнует, я думаю, всех родителей. А тех, кто активно занимается со своими детьми сам, развивает с младенчества, эта проблема волнует еще больше. Что делать со школой? Эти слова, как мантру, повторяют каждый день десятки родителей.

Самые главные аргументы — это даже не учеба. В том, что можно при желании научить дома, многие не сомневаются. Но вот социализация! Это, по мнению многих родителей, главное, из-за чего они отдают детей в школу. А так ли важна социализация? Действительно ли школа даёт детям возможность научиться жить в обществе?

Предлагаю вашему вниманию блестящую статью Ольги Юрковской из журнала Сноб. Ссылка на источник. О социализации и других мифах о школе…

 

Развенчание мифов о необходимости школы

Почему я не отдаю своих детей в школу?

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

 

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали…

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл…

 

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: школа учит (даёт ребенку знания, образование).

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Школа: быть или не быть? Развенчание мифов о необходимости школы

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний  и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов…

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет… Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать…

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету – свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания – не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету – как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов 🙂  А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

 

Школа мешает социализации детей.

Миф второй: школа нужна для социализации ребенка.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.                                                                       (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми?  Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей – собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки – переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом – интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

 

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет – даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует – прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок. Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен. Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», – это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Школа: быть или не быть? Развенчание мифов о необходимости школы

Качественной работе с информацией в школе не учат – большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают…

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу…

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс – модель взрослого общества? Это неправда – лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов… Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице… Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение…

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка – это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.


Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

59 комментариев

  1. Привет! Я отдала своих детей в обычную школу (но там класс — отвал башки ))) ). Отдала именно для того, чтобы освободиться от них на несколько часов. Иначе у меня нет никакой жизни )))). Всё настоящее образование — после школы. Уроков, естественно, не делаем дома. Пропускаем школу ради тренировок. Адекватный ребёнок сам разберётся, как ему чувствовать себя комфортно. В нашем классе большинство детей — личности, их не построишь просто так. Статья написана про советскую школу, не про современную. Главная проблема — в родителях, которые придают школе какое-то значение, и которые хранят свои страхи перед Системой в своих заветных потайных кармашках. Школа уже не та, Система уже сама боится учеников и их родителей.

    1. Олечка! Это у вас в конекретном населенном пункте школа «другая», а в целом по России — именно такая, как описано в статье. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. Но в целом — дело плохи.

    2. Привет.
      Во-первых, не все школы и учителя такие, как описано в статье, да и школы тоже ставит в рамки государство. Поискать школу и учителя, близкого по мировоззрению придется, особенно стоит это делать в начальной школе.
      Во вторых, альтернативы школьному образованию у подавляющего большинства людей нет.

  2. И ещё сейчас у всех есть потрясающая возможность — выбирать школу. Школу можно использовать в своих творческих целях — это я точно знаю ))). Слава богу, сейчас есть возможность по-настоящему участвовать в процессе.

  3. Елена, спасибо за статью. В принципе все известно, но интересно было почитать. Абсолютно согласна с автором статьи. Я сама после окончания университета немного работала в школе, знаю эту систему и изнутри, и снаружи. Это просто ужас, учителя не грамотны, по современным меркам, абсолютно, и самое ужасное никто не хочет учиться, а только жалуются на плохие условия. В виду, в основном, женского коллектива, извиняюсь, это настоящий «гадюшник». Дать что-то особенное для конкретного ребенка могут лишь не многие, и это как правило люди выбивающиеся из общей массы. У нас например, в школе был художник, его ученики выходили на мировой уровень. НО, в школе его не то что не поддерживали, а больше сказать ущемляли. Да и сами мы по своей учебе в школе помним одного, ну максимум двух учителей, которые были фанатами своего дела, и именно они смогли нас чему-то научить, а те кому с такими преподавателями не повезло, просто прослушали школу.
    Немного в оправдание учителей (тех кому еще не все равно, и кто надеялся сделать мир лучше), действительно низкая зарплата, 200р на методическую литературу, это просто посмеяться можно — на эти деньги не всегда одну книгу можно купить (конечно сейчас очень спасает интернет). Куча не нужной документации, проверок и прочего. Опять же, как сказано в комментариях выше, школа работает на детей и родителей, а родители и дети есть очень разные. И каждый думает, что его чадо самое лучшее, хотя он даже не в курсе, что оно читать не умеет… Плюс «детей с проблемами развития в общий класс» (и не докажешь родителям, что в специальной школе ему будет лучше, видите ли, врач сказал, что в общем классе он будет лучше развиваться), там уже не до учебы, смотри, чтобы этот не адекватный ребенок не шандарахнул соседа чем нибудь по голове…Или (конкретный пример из моей практики) ребенок синеет от кашля, не может остановиться, оказывается помощь, вызываются врачи, оказывается помощь. Звоню маме, а она мне говорит: «Знаете, я и так много пропустила рабочих дней из-за него, я не могу его забрать, врач сказал что мы уже здоровы…» И о каком образовании может идти речь…
    К стати, та же самая ситуация с детскими садами (мы поэтому в детский сад и не пошли, со школой пока думаем как поступить) и медицинскими учреждениями (речь идет о государственных учреждениях).
    Сейчас хорошо, много авторских школ, специальный школ. Так что если есть возможность, следует выбирать школу тщательно. Главное оценивать правильно возможности ребенка и все будет хорошо.

  4. Интересно было бы составить список навыков необходимых современному ученику. В статье назвали печать на компьютере, а что ещё?

    1. Я думаю, что очень важный навык — работа с информацией вообще и с текстом в частности. То есть, читать и понимать написанное, уметь конспектировать, анализировать, делать выводы. Искать нужную информацию в книгах и в сети. Работать с таблицами, графиками и другими источниками информациии.А главное — уметь высказывать свои мысли и идеи, как устно, так и письменно.
      Ну а остальное — факультативно, как говориться. Сюда может входить и работа с компьютерными программами, работа с фото-видео аппаратурой, обработка изображений и видео. А может, работа с цифрами, учет, отчетность. В общем, старшие дети там уже сами должны выбирать. Кому-то, может, работа с глиной или с тканью больше подойдет, чем с компьютерными программами так глубоко, как другим.

  5. Согласна полностью со статьёй! У меня два высших образования!!! И что?! Я не работаю и не буду не по одному из них;) первое полученопотому что …. Мама-папа сказали надо! Потому, что это ого-го !!! Второе получено уже самостоятельно-порыв души и мечта;) знания школьные не пригодились, только остался страх от родительских собраний;) и воспоминания о прогулах . Про детский сад вообще отдельная история. Мне 31 год и я не ем вообще супов . Всё потому , что добрая тётя воспитатель насильно заставляла . До сих пор помню , как хотелось вылить на пол » ленинградский суп»!!! Отдам ли я свою 1,5 годовалую дочку в сад? Нет! Буду работать дома или найду выход , но не отдам! Отдам в школу?! Тоже нет! Конечно, знаний у меня не хватает, опыта …но и тут я найду выход, уверенна! Да и за 5-6 лет что-то да изменится.

  6. Лена, вопрос о школьном обраовании настолько острая! Моей дочке пока 3 года и 7 месяцев, но я уже сейчас всё это обдумываю… прислушиваюсь к словам мам, у которых дети уже пошли в школу… Лично для себя решила, что ориентироваться на школу не нужно вообще, скорее всего это просто место, где ребёнок найдёт себе друзей-сверстников. Из моего опыта именно школьные и вузовские друзья стали той «палочкой-выручалочкой» в ситуациях, когда нужны «блат» и знакомства. Только с этой точки зрения и можно рассматривать современную систем образования. Полностью согласна, что таким навыкам, как умение общаться, выработать и отстоять свою точку зрения, проанализиорвать и сделать выводы, предположить что-либо и найти доказательства или опровержения этому и многое другое — этому практически не обучают в школе. Очень интересно составить коллективное мнение о том, какие навыки и умения всё-таки нужны ребёнку в школе и какими он должен овладеть к окончанию обучения. Какой должна быть современная школа? Возможно, примеры успешной практики в других странах…

  7. знаете, как-то все однобоко…к сожалению! Давайте закидаем помидорами мам,которые сидят дома и отдают ребенка в школу..ну может не могут они обучать своего ребенка даже чтению и письму, ну бывает такое, вот и возлагают надежды хоть на какое-то школьное образование! И общество скорее » ругает» школы, учителей, чем возлагает какие-то надежды (к слову, я не школьный учитель и мнение не предвзятое). А что уж говорить о работающих родителях…их этой статьей можно вообще в депрессию загнать и кучу комплексов насоздавать.. неужто у нас все на дому работают? Я кстати врач, представьте мою работу на дому. У нас в обществе как-то принято «обожествлять » и учителей и врачей. Если учителя, то должны быть гениальными, если врачи-то работать в любое время суток и бесплатно.. И еще один вопрос к автору статьи: а кто же, по вашему, будет оплачивать все необходимые ребенку «навыки» или хотя-бы покупать хорошие книги если ребенок и мама будут учиться дома. Или предполагается что за все платит папа- бизнесмен? Статья на тему «вы все еще учитесь в школе?…» требует серьезной коррекции и меньшей категоричности автора.

    1. Каждый автор имеет своё мнение, основанное на своём опыте. Мне интересны разные мнения. И категоричные тоже.

      1. Согласна. Но статья по моему написана не совсем умным человеком. У меня комментариев к ней много, (особенно сравнение школы с тюрьмой-«впечатляет»), думаю нет смысла их озвучивать, ведь все так напуганы школой, каждому есть что вспомнить из школьной жизни…

    2. Да, злобная статейка. Автору явно не повезло со школой. Что ж , бывает . Но , как говорит Максвелл — когда с тобой плохо общаются , надо бы посмотреть — это может быть с ТОБОЙ что- то не так? Про двойной отбор учителей в школы — насмешили! Хорошо , что вас учителя не читают ))) Согласна с Ольгой Григорьевой — статья написана неумным человеком..

  8. Лена, расскажите, как вы планируете обучать своих детей? Пойдут ли они в школу ? Если да то где и в какую?

    1. Мы пока учимся без школы. Если дети пойдут в школу, то точно не в российскую.

      1. Не хочу вас разочаровавать но во многих странах система государственного образования, увы, хромает на ту же ногу, что и российская. Есть, как вариант, частные школы, но и там «система»

    2. Я учитель, поработала и в обычной школе и пту и гимназии и лицее. Про двойной отбор к сожалению верно. Общий настрой и гадюшник тоже. . Про настрой учителей «мы себе всегда работу получше найдем.» и «уборщица получает больше, а нервотрепки меньше» это к сожалению тоже верно. Не было этого только в лицее. Но там отбор и дети только с 7 класса. Вот там было здорово жизнь кипела и бурлила, было интересно и учиться детям и работать учителям. Но очень тяжело, за первые 4 месяца у меня не было ни одного выходного! Хотя детей я бы туда отдала.

  9. Я уже как-то читала эту статью, вообще уже несколько лет, а именно с рождения своего первого ребенка интересуюсь домашним образованием. Было бы здорово, если бы было бы возможно полностью самостоятельно обучать ребенка. Но тут возникают другие вопросы: такие, как, например, материальный вопрос, далеко не все могут себе позволить нанять репетиторов. Вопрос нахождении детей в образовательном учреждении под присмотром, опять упирается в финансовую обеспеченность семьи. Опять же как выработать в ребенке усидчивость, тягу к знаниям? Школа все же прививает дисциплину детям, дает понять, что означает слово «надо». Не возможно заинтересовать ребенка всеми предметами, все равно, есть такие, которые не вызовут тягу у ребенка в силу его гуманитарного или аналитического склада ума. В школе появляются первые друзья, первая любовь, ребенок учится выстраивать свои отношения со сверстниками… Опять же надо уметь противостоять родным и близким, потому как они будут очень удивлены, если ребенок не пойдет в школу вместе со сверстниками. Конечно, в современной школе родителям надо быть очень внимательным к поведению и состоянию своего ребенка. Нельзя полагаться полностью на школу. Надо тщательно подходить к выбору школы и быть другом своему ребенку. Для меня, это пока еще открытый вопрос, моей дочери 5 лет, в школу она пойдет только через 2 года. И есть страх, страх взять полную ответственность за образование своего ребенка на себя. А вдруг не справлюсь? Такие мысли в моей голове, спасибо, Лена, за то, что заставляете меня время от времени возвращаться к обдумыванию этого очень важного вопроса.

    1. На самом деле это совсем не страшно! Сейчас столько всяких интересных книг, доступ к интернету, столько идей можно черпать и заниматься с ребенком, а ребенок сам будет направлять в нужное русло, ведь дома его не надо затыкать как в школе. Я уже занимаюсь со старшим официально 2ой год (1ый класс сейчас, но по американской системе у нас еще был Киндергартен) Я могу выбирать предметы, что я считаю необходимым. Русский язык у нас пока по курску «Маленький русский». Изучаем астрономию (в школе бы такого урока еще не было, но сын очень интересуется) И уже 2ой год изучаем разные вулканы…интерес не проходит…еще бы настоящий нам как-нибудь увидеть. Математика у нас по методу Монтесорри…это намного интересней чем просто книга…Рисование тоже сама веду..ведь столько обучающих книг. Само много времени наверное уделяем занятиям по-английскому, а там и пропись, и чтение, и правописание…но некорое даже сыну очень нравиться. А еще у нас есть испанский (я сама неплохо его знаю) и тоже с удовольствием, ведь мы смотрим стольо испанских мультиков, читаем книги. Короче мне самой становиться все интересней и интересней. С дочкой (4,5) у нас пока русский по «Школе чтения» и она уже начинает прочитывать слова! На следующий год с ней серьезно английский начну.

  10. Спасибо за статью… Очень интересна тема. Я всю жизнь вспоминаю с ужасом свою школы… вернее учителей в школе. И рада что сейчас так развита в т.ч. система семейного обучения. Дочери 1,5 года, но активно изучаю данную тему. Очень не хочется ребенка в школу отдавать. Пока занимаемся по материалам школы годовасика … Нам нравится. Лена, Вы планируете ли для школьников материалы выкладывать. Я видела, как то что Вы писали, что для Вас это не рентабельно, спрос не большой. Но тем ни менее, может у вас точка зрения изменилась. Буду признательна за ответ. Было бы замечательно, ведь Вы все равно занимаетесь с младшими детьми.
    Возвращаясь, к теме наших школ, вот ни так давно вызвали из школы отца моего племянника первоклассника в школу, чтобы отец уговорил ребенка «настучать» на одноклассника, что тот сломал кран… Считается школа вполне приличной. Ну вот как это называется… Очень надеюсь что моему ребенку не придется ходить в такую школы!

  11. Гульнара,поддерживаю вас полностью! Тоже в школе годовасика:) может, Лена подумает над темой образования школьников? Темы доя домашнего обучения? Много таких как мы…много бы училось по вашей школе. С каждым годом хомскул увеличивается в разы;)

    1. У нас уже есть несколько проектов для старших, в том числе, «Маленький русский». Будут и другие. Но опыт продаж «Полезного лета» показывает, что материал для детей старше 6 лет — вообще не продается. На этот год новых заданий на лето на этот возраст не планируется.

      1. Лена, мы участники проекта “Полезное лето” , дочке было очень интересно заниматься с Сашей, много раз пересматривали некоторые полюбившиеся презинтации. Мы ждали что-нибудь подобное, хотели продолжить занятия, очень жаль, что больше не планируете на возраст старше 6 лет, может быть всё-таки пересмотрите своё решение? С уважением Юлия.

        1. Всё будет зависеть от активности пользователей.

          1. Лена, очень хочется школ для старших детей(6-и далее). Мы в восторге от школы чтения, а еще хочется и математику и другие дисциплины подтянуть! Ребенок отказывается заниматься по учебникам, а в игровой форме просит еще и еще! Будем очень ждать на наш возраст.
            А Васю с Сашей Вы сейчас по какой программе(книжкам, тетрадям) обучаете? Очень интересно. Спасибо.

          2. Про наши занятия я писала в теме «Как организовать занятия с ребенком дома»: http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/kak-organizovat-zanyatiya-s-rebyonkom-doma.html

  12. А я вот совершенно не согласна с автором статьи. Не буду отрицать того, что школа действительно не дает нужных знаний, что учителя попадаются плохие, что система устарела и прочее и прочее, но альтернатива просидеть под маминой юбкой до 16 лет, это еще хуже. Автор статьи назвала школу тюрьмой, а домашнее обучение это что? На мой взгляд — теплица, в котой ребенку по первому зову предложат что он хочет, освобождая от любых трудностей. А что ему делать потом, после 10-летнего сидения дома? Ведь навыков жизни в обществе при таком обучении не будет. А самые лучшие репетироты, это увы, искуственная среда. Вы не задумывались никогда, что лишь проходя через трудности, человек приобретает силы и некий внутренний стержень? И лично для меня школа является именно той дорогой, научившись идти по которой уже не страшно попадать во взрослую жизнь, где не все будет так как тебе интересно или хочется, где не будет мамы, которая найдет все самое лучшее и принесет на блюдечке. Я, как и другие мамы очень беспокоюсь за образование своего ребенка, но так же понимаю, что жить ему в этом обществе (не важно какой страны), в обществе людей, которые бывают и жестокими и несправедливыми и глупыми, и всякими всякими, и потому считаю своим долгом подготовить своего ребенка к такому обществу, помогать ему на этом пути, а не отделять его от общества домашней тюрьмой.

    1. А спортивная школа, а музыкальная? Там куда интереснее многим, трудностей приходится преодолевать ничуть не меньше, а то и больше. Но там собираются развновозрастные дети, которым интересно то чем они занимаются. Они ездят в лагеря на выступления одни без мамы. И уверяю вас очень многие из за школы это бросают. Потому что не тянут просто все это. У меня закрадывается вопрос, так может лучше бросить школу.

  13. Лучше потратьте час своего времени и посмотрите встречу Норштейна на радио в передаче»Мишанина»..Юрий Борисович — о достоинстве , о том , как не выключить фантазию , о вкусе к труду(!) , о том , как не чувствовать себя униженным ( в одну фразу!) , о том , какие фильмы лучше смотреть детям ( для воспитания и образования) . И не читайте злых статей, а слушайте умных людей, мамы ))) и папы)))

  14. http://tv.silver.ru/programs/mishanina/456/

  15. Уважаемые авторы комментариев! У вас может быть своё мнение и свой опыт. Но это не повод обзывать человека глупым. Получается, что если мнение не совпадает с Вашим, то оно глупое. Это некорректно, как мне кажется.
    Трудностей ребёнку может хватить и вне школы. Поверьте, что домашнее обучение — это не сидение под юбкой. Еще не известно, что сложнее — выучить весь учебник, не зная, что именно тебя спросят или отсидеться на уроках по принципу «пронесло». Я сама училась экстерном в старших двух классах. Это колоссальный опыт!

    1. Лене Даниловой:
      Я тоже могу быть очень категоричной, когда захочу и это не повод не учитывать и мое мнение тоже. Глупый-совершенно нормальное слово, не оскорбительное (я могла бы как-нибудь завуалировать данное слово, но не считаю нужным). И я уверенна, что автор статьи не ответил и на половину бы моих вопросов по данной теме. Я просто удивлена, что такие слабые статьи печатаются у нас в журналах, ничего большего. По сообщениям , я вижу, что у нас все-таки много думающих женщин, имеющих свое мнение, а не просто восторгающихся очередной статейкой. Вам спасибо, за то что освещаете разные стороны вопроса воспитания.

    2. Лен, мы всех детей учим в школе с первого класса, но, поскольку очень много занимаемся и со школьниками именно дома, я из числа очень «сочувствующих» домашнему-семейному обучению. Тема очень интересная, но симпатии к автору статьи не возникло. Да, пожалуй, нельзя её назвать глупой, это действительно оскорбление, но вот недоброй — пожалуй. Называть учительниц «малооплачиваемыми неудачницами» — всё-таки нехорошо как-то. И откуда вообще эта мерка: успешный — значит, высокооплачиваемый и обеспеченный. Мы уже много раз обсуждали, что успешный — значит счастливый. Может, для некоторых только школа — это единственное место, где могут объяснить, что «хорошо зарабатывающие своим ремеслом» и «получающие за неё (работу) достойные деньги» — не обязательно самые счастливые люди.

  16. Искренне сочувствую автору статьи. Ведь именно свои детские переживания он переносит на жизнь своих детей. Ну не повезло человеку со школой в детстве. Что-то среди сторонников анскулинга нет людей, которые свои школьные годы вспоминают с удовольствием. Просто школа школе рознь. И учителя до сих пор есть хорошие, и школы с достойными традициями. А подчинение системе — ну вы задумаетесь в какой стране вы живете. И в какой части жизни нет этого подчинения. Что пугает — это реформа школьного образования — сейчас стране не нужны умные люди, ей нужны рабочие руки обслуживать нефтяные скважины. Поэтому я думаю о том, чтобы отдать ребенка в школу. Но не в этой стране.

    1. Я сторонник анскулинга. Но я свои школьные годы вспоминаю с нежностью. Я обожала школу и обожала учиться вообще. Это уже в 9-10 по здоровью училась дома. Но до этого — просто летела в школу.
      А вот старшие мои трое детей отучились в нынешней российской школе. И это опыт не из приятных. Хотя учились в разных школах (школа школе рознь) — от элитной московской спецшколы, до новаторской школы-студии на базе «Азовского лицея» (бывшая школа Щетинина).
      А потому, не собираюсь младших отдавать туда же.
      Защищают школу те, у кого дети еще не закончили нынешнюю школу — или еще не пошли, или только начали.

      1. Отдавать в школу, вовсе не означает защищать ее. Просто не все мамы хотят или могут посвятить всю свою жизнь только образованию своих детей. Понимате, Лена, Ваша жизнь крутится вокруг детей, это и ваш основной интерес, и зароботок, то в чем вы нашли себя. То же самое было у Никитиных, которые как я понимаю являются для Вас большим примером. Но далеко не всем людям подходит такая жизнь. Я думаю ,если мама выбирает такой путь — работать из дому, обучать своих детей дома, и быть Мамой есть ее жизненнная потребность то анскулинг тут вписывается идально. Но есть женщины, которым этого просто мало. Мне, к примеру, мало быть просто мамой, мне хочется делать что-то в жизни совсем не связанное с детьми, реализовываться в других сферах и дети это хоть и важная часть моей жизни, но не вся. Думаю, такие мамы, которые работают вне дома, и у которых профессии не связаны с детьми, просто не смогут обучать детей дома. Что ж теперь? В статье, к сожалению показано так, что либо обучение дома и ребенок вырастет гением, либо идите в школу и все, ничего хорошего из него не выйдет. А ведь почти все выдающие люди пришли из обычных семей, обычных школ, не благодаря, а вопреки системе.

        1. Юля! Я прекрасно понимаю, что не все мамы могут «сидеть» дома. Хотя у меня есть масса примеров работающих родителей, у которых дети обучаются дома.
          И, безусловно, каждый делает свой выбор сам.
          Но, зная недостатки современной школы, которая совершенно другая, не та, из которой вышли разные выдающиеся люди, можно найти своим детям что-то альтернативное или хотя бы вменяемое.

          1. Целиком и полностью поддерживаю Юлю. Реализация родителя в профессиональном плане, может оказаться куда более важной, как пример, подрастающему ребенку. А по поводу школ, » раньше и сейчас» не согласна. По рассказам родственников и знакомых и тогда были разные преподаватели (возможно и не лучше нынешних, просто отношение к учителям было другое). Если ребенка не унижать в семье, быть последовательным в своих словах и поступках, поддерживать его в начинаниях, то школа не сломит. Мои дети оба ходят в школу и я стараюсь «дополнять» школьное образование и вижу в этом неплохое решение ситуации. Совместными усилиями, как говорится…

  17. Статья решает свою поставленную задачу — покритиковать современную школу. Решает любопытно, потому что примеры такие…цепляющие. Некоторые примеры явно устарели, заставляют споткнуться и вглядеться в автора: «Тебе сколько лет-то? У тебя дети есть, в школу ходящие?»
    С другой стороны, когда только критика, это тоже ничего хорошего. Огульной критике не доверяют так же, как сплошным похвалам. «Сноб» вообще нацелен в основном на критику.
    Мой ребенок учится в школе уже без особого желания. Ему нравится, когда его хвалят, а в обычной общеобразовательной школе этого явно не хватает. Ребенок с душой, очень коммуникабельный, чуткий. Увы, мы не приучили его к самоорганизации и самостоятельному мотивированному труду, когда человек сам нацелен на то, чтобы научиться какому-то знанию своими силами. Поэтому я не думаю, что школа плохая, а учителя малообразованные и ничем заинтересовать не могут. Жизнь сложнее наших представлений о ней)) Если сама семья не прививает привычку к труду, интеллигентность, культурность и интерес к постоянному познанию, чего ждать от школы, что она это обязана вложить?.. С другой стороны, наоборот: если родители в семье стремятся что-то показать/научить/разъяснить/пообщаться с ребенком на любые темы и в максимально доверительном, близком формате, почему ребенок будет неуспешен (в школе, в жизни)? Даже если он не успевает, не интересуется алгеброй и в дневнике восемь троек, это совершенно не значит, что дальше всё пойдет наперекосяк и интересная жизнь ему не светит!

  18. а я помню, что вы в одном из интервью говорили, что Саша пойдёт осенью в российскую школу.. и надеетесь. что хотя бы во второй класс, так как в первом ей делать уже нечего.
    Планы поменялись?
    *простите за любопытство..

    1. Мы долго на эту тему думали, обсуждали и решили, что Саша не пойдет в школу, даже во второй класс, потому что ей там будет скучно. Но и не только по этой причине, конечно. Скуку-то можно было бы перетерпеть.
      Уж очень они у меня свободные, не в рамках, не в формате. Их будут отесывать и подгонять под стандарт… А этого совсем не хочется.
      Есть и другие причины — многие описаны в статье выше.

      1. Лена, хорошо, когда мама — педагог и может обеспечить полноценную альтернативу образованию. Или даже не педагог, но сам/сама (родители) обладают желанием/талантом/терпением и кучей всего.. для такого серьёзного шага.
        А такой вопрос: а как-то нужно «отчитываться» перед государством, что ребёнок образование получает, хотя в российскую школу и не ходит? Или твой ребёнок — что хочешь, то и делаешь?..
        С уважением, Инна.
        *вас очень и ОЧЕНЬ интересно читать:)

  19. Для тех, кому не понравился чересчур категоричный тон статьи: почитайте интервью с Михаилом Казиником, ссылку эту давала как-то в «Контакте» Лена Данилова. В самом начале интеллигентной беседы он характеризует «современную» школу, подписаться можно под каждым словом.
    А еще в этой дискуссии выявляется, как я погляжу, идея о том, что анскулинг ведет далеко за пределы России:):):) Ну и ладно!
    Вспомните один из слайдов презентации про образование, опубликованной как-то здесь же, в блоге. Лучшие рабочие места будут поделены между образованнейшими людьми со всего мира. Но это я неточно цитирую:):):), по памяти.

  20. Для тех, кому не понравился чересчур категоричный тон статьи: почитайте интервью с Михаилом Казиником, ссылку эту давала как-то в «Контакте» Лена Данилова. В самом начале интеллигентной беседы он характеризует «современную» школу, подписаться можно под каждым словом.
    А еще в этой дискуссии выявляется, как я погляжу, идея о том, что анскулинг ведет далеко за пределы России:):):) Ну и ладно!
    Вспомните один из слайдов презентации про образование, опубликованной как-то здесь же, в блоге. Лучшие рабочие места будут поделены между образованнейшими людьми со всего мира. Но это я неточно цитирую:):):).

  21. Вот, а ссылку на Казиника и не вставила!
    http://www.aif.ru/culture/person/47085

  22. В школьном образовании есть недостатки, но с автором статьи сложно согласиться. Что это за оскорбительный тон в адрес учителей — «малооплачиваемые неудачники»? Действительно, детям автора статьи лучше в школу не ходить, так как в них уже заложено негативно-хамское отношение к учителю, которым «захлебывается» современная средняя, да и высшая школа, а ведь именно уважительное, несколько восхищенное отношение к учителю заставляет «схватывать» слова учителя с тем, чтобы усваивать материал. Хочу оговориться, я — не учитель, но мне с учителями повезло. Умению анализировать текст, отделять главное от второстепенного, обосновывать свою позицию, оппонировать другим нас учили на уроках русского языка и литературы: системность мышления закладывалась на математике. Возможно, современная школа, нацеленная на тестирование, ЕГЭ, пришедшие, кстати, из-за рубежа, утратила эти качества. Я не согласна, что ребенок всегда должен заниматься только тем, что интересно. Порой, даже когда занимаешься интересной работой, например, создаешь что-то новое, нужно изучить массу имеющейся информации, не всегда вызывающей интерес, но требующей обработки. Так вырабатывается и сила воли. Кроме того, ну и что, что мы не все помним из школьной программы. А дети, которыми занимаются до 3 лет, все помнят, что мы в них вкладываем??? Нет, но благодаря этому развиваются способности. Не согласна я и с тем, что плохо подчинение. Смотря как это понятие рассматривать. Жизнь любого общества, в любой стране, в том числе и жизнь успешных людей, — это подчинение правилам (нормам права, моральным нормам и т.п.). Важно научиться действовать в своих интересах, но в пределах этих правил. И полная свобода, как ее сейчас стали понимать многие родители и дети, не пойдет на пользу последним. И еще: в последнее время стало хорошим тоном критиковать «совок», а ведь именно советская система образования признана одной из лучших

    1. Мне кажется слова про «одну из лучших систем образования» давно стали общим местом. Если это так — почему же мы не живём в одной из лучших стран? Ведь сейчас у власти, в управлении предприятиями и учреждениями выпускники советских школ.

      1. Ирина, я Вас очень уважаю за Ваш труд, но позволю себе не согласиться с Вами. Ну нельзя же ряд системных проблем, носящих в большей мере экономический характер и связанных, в частности, с переходом экономики с плановой на рыночную систему, объяснять проблемами советского образования. Более того, как же тогда родителям, воспитанным на «некачественном» советском образовании позволить полностью заменить собой школу? Это же приведет к негативным последствиям для их детей (хотя это, конечно, выбор каждого родителя).
        А в целом, автор статьи много лукавит. 1) В США, Германии, Франции и многих иных развитых стран зарплата учителя существенно ниже зарплаты врача, юриста, дохода представителя бизнес прослойки, поэтому многие выпускники создают фонды, которые в определенной мере финансируют зарплаты учителям школ разных уровней. Там также учителя проходят «двойной отрицательный отбор». 2) Большинство школьных знаний не нужно — с этим тезисом также сложно согласиться. Да, многие математические операции выполняет техника, но знание математических законов — это в первую очередь системность мышления, а уже только в последнюю очередь, умножение в столбик; к высказыванию же о том, что большая часть информации получается посредством яндекса, сложно относиться серьезно (как человек, не обладающий базовыми знаниями сможет критически оценить информацию в сети Интернет??); 3) школьную программу можно пройти гораздо быстрее — возможно, но для усвоения многих ее элементов требуется определенный уровень психической зрелости (Вы представляете изучение Достоевского в третьем классе??); 4) абсолютно не согласна, что школьная программа не нацелена на результат, заставляет бросать занятие на половине пути — это может быть только в том случае, если учитель не умеет грамотно планировать занятие; математическая задача предполагает решение, сочинение — вывод и т.п. 5) Любой родитель не менее образован, чем учитель. — Возможно, но знать и донести до ребенка — вещи разные. Я думаю, каждый из обычных родителей, сталкивался с проблемой именно донесения элементарного материала до своего ребенка. Учитель — человек, который только этим и занимается, который обладает знанием соответствующих методик. Этот список контраргументов можно продолжить. Единственное, с чем можно согласиться, — детям нужно уделять больше внимания, чему школьное образование не преграда. Переход же на семейное образование в значительном масштабе, на мой взгляд, может привести к неблагоприятным последствиям. Есть, конечно, отдельные исключения (например, дети методистов такого уровня, как Лена и ей подобные).

        1. Я не буду спорить. И, честно говоря, я уже прошла этот этап «теоретических рассуждений», когда мне это было интересно. Уже третий год мы набираем собственный опыт, получаем собственные результаты, по которым и ориентируемся. Думаем, как и что делать дальше.

          Встречала мнение, что в массовая критика школьного образования может сыграть с нами злую шутку. Отказавшись от школы и оставив детей дома (а, действительно, не всегда хватает умения научить, даже если что-то знаешь, либо просто не хватает времени) можно сделать ребёнку хуже. Получается, стараясь избежать одних проблем, мы заменяем их на другие.

          Я знаю разных мам и разные семьи. Мне, например, очень интересен опыт Ольги, которая под ником Дейдра ведёт на форуме дневничок. Это одна из самых разумных и творческих мам, которых я знаю. Её сын ходит в обычную школу — при разумном подходе и из этого можно извлекать больше пользы, чем вреда.

          Другая моя подруга перевела сына на семейное образование и мы регулярно обсуждаем проблемы. А их масса!!! Но так как ребёнок проучился в школе два года им есть с чем сравнивать, и возвращаться в школу они не намерены.

          Как правильно — не знает никто. Все мы ищем. И каждая конкретная ситуация уникальна, каждый видит свой кусок мира и решает сам, исходя из своих приоритетов.

          Что советское образование было лучшим в мире я не могу согласиться. Мне, например, кажется, что лучшая система — это система Монтессори. Но и она не всем подходит.

          1. Ирина, я и не собиралась с Вами спорить. Я лишь не согласилась с хамоватым и не совсем правдивым содержанием статьи. Я — не теоретик в сфере школьного образования, а скорее практик в сфере высшего профессионального (юридического). Через меня проходят сотни детей, получивших среднее образование. Причем эти дети одни из лучших, поскольку ВУЗ ведущий в стране в данной сфере. И вот с какими проблемами сталкиваюсь я и мои коллеги. Дети не могут работать с текстом (они не могут отличить главное от второстепенного, передать своими словами прочитанное, аргументировать и оппонировать), говорят косноязычно, не могут усваивать длинные тексты и др. Мы не препятствуем, а приветствуем выражение собственного мнения, побуждаем к этому (в этом суть работы юриста), но, к сожалению, большинство испытывают затруднения в его выражении. Письменная речь еще хуже. Мы, контактируя с учителями, пришли к выводу, что это последствие перехода на так сказать «тестовую» систему обучения.Возможно, для технического профессионального образования она хороша, а вот для гуманитарного — негативна. Кроме того, одной из причин является тот же компьютер, не предполагающий диалога, выдающий информацию фрагментарно и т.п. Несмотря на недостатки школьного образования, я побаиваюсь семейного именно в широких масштабах, как я отмечала. На мой взгляд, далеко не все сегодняшние родители (которые получили не столько советское, сколько «перестроечное» образование) способны дать базу, необходимую для дальнейшего получения профессионального образования. И еще, я работала со стажерами из ряда зарубежных стран и не заметила у них способностей, выделяющих их над нашими детьми. Достаточно часто встречаются дети, закончившие несколько классов экстерном, то есть моложе своих сверстников. Так вот те, с которыми работала я, несколько хуже усваивают информацию, нежели те, которые «идут в ногу». На наш взгляд, они психически не созрели для восприятия некоторой информации (особенно на них жалуются философы :)). Что касается советского образования, так это мои более старшие коллеги отмечают, что уровень студентов, которые поступали раньше, был несравнимо выше, нежели сейчас. Я не спорю, я делюсь соображениями по интересующей меня теме. Извините за многословность (издержки профессии :)).

        2. А Америке домашнее образование отлично работает! Дети потом нормально поступают и в университеты, и в колледжи. И это здесь совсем не исключение. Но конечно если люди которым такое образование не выгодно, ведь если ребенок не ходит в школу то и государство не получает за него деньги, а потому к сожалению не известно пока точно какая участь будет домашенму образованию.

          1. Юлия, а от кого государство получает деньги за школьное образование?? Оно же бесплатное, родители за него не платят. Наоборот, государство несет расходы по содержанию образовательных учреждений, по выплате зарплат учителям и т.п. Поэтому государство финансово не заинтересовано препятствовать домашнему образованию

          2. Деньги платит государство — школьной системе. Вот как раз таки школьной системе это и не выгодно. За каждого ученика школа получает порядком 10000 долларов в год. Мы скоро закончим 5ый год семейного образования, вполне успешно, ни капельки не жалеем, и в школу возвращаться не собираемся.

  23. Статья оставила у меня очень негативное впечатление -очень много «яда» и однобокий анализ предмета. Неприятно читать. захотелось, чтобы автор уехал из страны. сама школу окончила 15 лет назад, очень ее любила именно за данные мне знания. И всегда туда стремилась. Решения насчет сына мы еще не приняли. Но очень было бы интересно почитать про опыт родителей, работающих не дома, и имеющих детей на домашнем обучении. Если у кого то есть такая информация, буду благодарна за ссылку.

    1. А зачем? Пусть ребёнок ходит в школу, мама передаст свою любовь

  24. Лена Данилова — почитала статью, почитала комментарии…

    Хочется только одно сказать — не сдавайтесь. Я сама учитель (правда уже репетитор, к счастью, а не школьный), ребенку пять лет — и я знаю наверняка, что в школу его не поведу. Разве что такой теоретической базы не хватало — но согласна с каждым словом. Но сказать 90 процентам родителей — «вы отдаете детей в школу, потому что просто хотите их сплавить»…. Даже если в этом есть доля (ой какая большая!! — сама мама, знаю о чем говорю!:)) — правды.. В результате — конечно же, «много яда».

    Ничего. Прорвемся))

  25. Раньше были такие мысли как и у Лены Даниловой ,а сейчас понимаю фанатизм в любой сфере до хорошего не доведет. Разобратся мне помогли семинары Марины Таргаковой «Окна в мир ребенка» http://audioveda.ru/audio?id=3554 и книги Амонашви «Амон-Ра»,»Педагогическая симфония»

    1. Юля! Статья не моя и мысли не мои. Просто мне они показались интересными — потому я и сделала эту публикацию. Я фанатизмом не страдаю и не настолько категорична, как автор статьи.
      Мои дети ходили в школу — правда, не в русскую, а в иностранную. И еще будут ходить. На дому мы проходим только программу русской школы. И то — тоже без фанатизма, то есть, не гонимся за программой, а берем самое важное.

  26. «Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

    В любой сфере. Возможно, предпринимателей – собственников бизнеса.

    Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей»

    но ведь 99% процентов этих людей учились в школе)))).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *