Как объяснить ребёнку, что нельзя

Однажды моя дочь Санька была в гостях у своего друга Захара. И была она там  одна — без меня. А было им было: 2,2 (Саша) и 2,5 (Захар).
Юля (мама Захара) взялась что-то срочно подшить. Коробочку с нитками и иголками открыла, поставила перед собой и стала шить. А малыши сидели напротив коробочки.
Юля, вроде, куда-то отошла на минутку, а детям сказала «Это трогать нельзя!».
Как только она отвернулась, Захар тут же потянул руку. Саша была в шоке! Она так посмотрела на Захара, обалдев и сказал: «Ты что!? Это же нельзя!». И отодвинула его руку….
Как вообще понять, что ребенку можно, а что нельзя?

Начнём не с «нельзя». Начнём с «можно».

Можно то, что не вредит жизни и здоровью.
Кроме опасных вещей можно запрещать еще и очень ценные предметы.Но запретов в жизни ребёнка должно быть обязательно меньше, чем разрешений. Нельзя превращать жизнь ребёнка в один сплошной запрет (как часто бывает).

Если вещь чрезвычайно ценная, то её можно убрать подальше или держать под контролем (компьютер, мобильник и т.д.), пока ребёнок очень маленький, а потом постепенно начать объяснять, что её брать нельзя.

Дети довольно долго не могут понять суть понятия «нельзя», потому что мы сами не даём им толком понять, что же это такое. Многие родители постоянно твердят ребёнку «нельзя» по любому пустяковому поводу, тем самым «размывая» весь смысл понятия «нельзя».
Вот ребенок потянулся к тарелке. А вы ему «Нельзя!» (еда еще не остыла). Через две минуты на ту же тарелку: «Бери!».
Так нельзя или можно? Как ребёнок должен понимать ваше «нельзя», сказанное три минуты назад?
Ребёнок для себя делает вывод: «нельзя» означает только лишь «подожди немножко!».
Вот он и ждет чуть-чуть. Только вы отвернулись, значит уже можно — мама уже не интересуется и я могу брать!
Вполне понятная логика!
И ребенок не выбирает, где её применять — на розетках или горячей каше. Она для него работает везде!

Что это означает?
А то, что «нельзя» должно быть только те вещи, которые нельзя никогда — безусловно!
Например:

  • розетки,
  • открытое окно,
  • газ,
  • входная дверь,
  • мамин-папин компьютер,
  • мамин-папин мобильник.

Ну и еще какие-то вещи, которые вы не дадите никогда. И лучше, если вы продумаете этот список «нельзя» и обсудите их со всеми членами семьи.
Но есть вещи, которые иногда можно, а иногда нежелательно брать (трогать, использовать).  И для этих временных или не строгих ограничений лучше выбрать себе другое слово, не используя «нельзя». Или — лучше — несколько слов!
— Не сейчас нужно брать кашку! Она еще горячая!
— Подожди, пожалуйста, не включай телевизор, папа отдыхает!
— Не надо СЕЙЧАС наступать в лужу, мы же идем на концерт, ты можешь забрызгать нарядные брючки!
— Не стоит сейчас бегать и кричат, бабушка легла спать, вы ей будете мешать.
Ну и так далее!

А как быть, если ребенок вопреки всем словам постоянно пытается взять то, что нельзя?
Конечно, отвлекать — это самый действенный способ! Малыша проще переключить с неверного действия, чем объяснить, почему так делать не стоит.
Но совершенно не нужно прятать всё в доме, что может быть опасным или чего ребёнку не стоит брать. Это означает — не научить ребенка следовать установленным запретам! Как только ребенок, у которого в доме спрятано всё опасное и пограничное (опасное без взрослых), дорвется до запретного предмета — может случиться беда!
Лучше отвлекать, пока маленький, переключать на что-то. Давать замену — похожую, но безопасную.
Позже — научить пользоваться опасными предметами. И научить не брать их без мамы.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"