Краткие правила правильных занятий

1. Все занятия должны быть только в радость (и маме, и ребёнку) — никакого принуждения и уговоров, никакой обязаловки.
Во время занятий никогда не используйте слов: «надо», «должен», «сделай».
Вместо них нужны слова: «давай», «помоги мне», «кто спрятался», «давай найдем» и другие.
Не спешите давать сложные задания. Не рвитесь в опережение. Лучше много простого, чем сложное, с которым у ребёнка нет шансов справиться.
В общем, не спешите «играть в школу».
Это совсем не то, что нужно малышу.

2. Нет таких «супер-важных» знаний, умений или навыков, ради которых оправданы насильственные занятия.
ВСЁ, что надо, ребёнок усвоит и выучит сам, но постепенно. И не всегда — из наших рук.

3. Все занятия с детьми до 5 лет должны быть только в игре (о детях старше пяти лет – отдельный разговор).
Именно в игре, а не в «игровой форме», когда детям подсовывают игрушку или картинку и от этого, якобы, занятие становится менее сложным и менее скучным.
Играйте живо, естественно, эмоционально! Даже несколько театрально!
Добавляйте жестикуляцию, говорите на разные голоса, вставляйте шутки, необычные интересные «фишки».

4. Если «занятие» «не идет», несмотря на непринужденность и веселье, значит тут что-то не так.
Или ребенок не в духе (или вообще не здоров) и от него надо отстать, или ему еще рановато давать этот «материал».
Если ребёнок упорно гнёт свою линию и играет только в «своё», расслабьтесь и подключитесь к его игре, не пытаться его переубедить. «Да, отличная идея, давай так». Потом невзначай вставляем «нашу задумку», если не идет — забываем про это и делаем другое.
И не огорчайтесь, что занятие пошло не по плану. От любого общения, от любой игры – обязательно есть польза.
Если упорно не получается, то не надо помогать ребенку советами — поверни вот так, возьми больше\меньше, переставь, прикрепи с этой стороны.
Лучше свернуть задание и перейти к другому, оставив сложное недоделанным, зависшим в воздухе…. Это даст ребёнку шанс подумать – уже после…

5. Обязательно хвалите за успех. Не за корявую палочку в тетради, а за мысль, которой ребёнка вдруг озарило!
Но хвалите не ребёнка, а его действия!

6. Учите видеть собственные «открытия», пусть даже маленькие.
Обсуждайте их потом, после занятия.

7. Если упорно не получается, НЕ стоит пытаться «помочь» ребенку (делать за него), чтобы он не расстраивался.
В таких случаях либо обыгрывать «психи», либо сочувствием помочь «пережить горе».
А лучше вовремя «спрыгнуть с поезда», чтобы не доводить до того, чтобы ребёнок «психовал» от того, что не получается…

8. Не стоит ждать от ребёнка усвоения или запоминания. Тем более, немедленного.
Это процесс тонкий, сложный, длительный. Гораздо более длительный, чем нам хотелось бы. Так что, наберёмся терпения!

9. Из этого вытекает еще одно правило: не стоит экзаменовать ребёнка. Как бы нам этого ни хотелось. Рано или поздно он сам нам покажет всё, что усвоил, чему научился. Но чаще всего наши вопросы и попытки протестировать ставят ребёнка в тупик, причём, не потому, что он не знает, а потому что он, допустим, не хочет отвечать! (и не обязан, кстати!)

10. И еще одно очень важное соображение: для ребёнка ПРОЦЕСС всегда важнее, чем результат. А мы мешаем процессу, вмешиваемся в него, рушим его своими вопросами и замечаниями (благие намерения!)

11. Обязательно добавляйте в игры и занятия то, что ваш ребёнок видел в жизни (даже просто мелочи). В то, с чем дети реально сталкивались, они играют гораздо охотнее и с большим интересом.

12. ВСЕГДА привязывайте свои занятия к режиму дня, тогда вы не будете пропускать занятия, не будете вынуждены искать время в течение дня.
Например, занимайтесь всегда сразу после завтрака или сразу после ужина. И прямо там же за столом.

Лена Данилова

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"