Самые актуальные проблемы современных детей

Два месяца назад мы переехали в Египет, в город Дахаб. И я открыла здесь небольшую школу для русских детей, чтобы у моих Саши и Васи была компания и чтобы учиться им было интересно. У нас в школе интересно. Есть много дополнительных занятий, кроме основных предметов. И многие родители пишут мне с вопросами о школе.

И судя по вопросам, большинство родителей интересуется, чему и как мы учим детей. То есть, какие учебники и пособия используются, какие учебные предметы изучаются и как это, собственно, происходит. Интерес вполне оправданный, я, как мама, тоже бы интересовалась. Но теперь я выступаю в роли учителя и школа видится мне совершенно иначе…
С большинством детей на первом этапе вообще невозможно осваивать учебную программу, потому что дети не готовы к обучению. И даже довольно развитые дети (умеющие читать и писать, знающие много разных фактов или соображающие быстро), а уж тем более, дети запущенные.
Для начала детей надо просто «собрать» в кучу. Все дети, на удивление, совершенно несобраны и расхлябаны. Они не чувствуют себя и своё тело, не умеют им управлять. То есть, не умеют делать очень простых, жизненных вещей. Начнем с того, что никто из детей не чувствует, как сидит на них одежда. Всё болтается, перекошено, штаны на поясе сбиты и так далее. На просьбу подтянуть штаны или поправить рубашку, воротник, пуговицы, дети не откликаются или делают неловкие движения, совершенно им не помогающие привести себя в порядок. Получается, что дети до 7 лет ни разу не контролировали собственный внешний вид.
Вещи дети бросают там, где им приспичило переодеваться (многие дети живут прямо в школе). В шкафах почти у всех полный кошмар. Объяснения действуют далеко не с первого раза, а то и не действуют вообще.Некоторые дети кое-как пытаются соблюдать порядок, но не слишком получается.

Но не только одежда и внешний вид! Вообще координация движений у детей оставляет желать лучшего. Кинуть мячик, сделать кувырок или приседание, да просто пробежаться — и то проблема.
Дети не умеют резать ножницами, не могут провести прямую линию (или хоть похожую на прямую) и даже по линейке не могут! Они не понимают, как регулировать нажим простого карандаша (как не давить на него), как закрашивать, не вылезая за край! Не могут согнуть лист бумаги ровно пополам. Не попадают карандашом (ручкой) в строчку, не могут соединить две точки, не способны рисовать узоры по клеточкам…. Не все. Но те, у которых с учебными задачами всё более или менее, у тех, как правило, зашкаливают проблемы поведения…
К сожалению, многие дети не слышат обращенных к ним просьб, не понимают как себя вести на занятии, бесятся, прыгают, балуются. Большинство детей ждут, что их будут заставлять. И когда их заставляют, делают всё вполне качественно. А на предложение выбрать задание и сделать самостоятельно, просто сидят и сачкуют.
Во время общих занятий, когда надо сидеть и слушать, отвечать и задавать вопросы, дети ни секунды не могут просидеть на месте. Возятся или ложатся на стол, ковырят в носу, сосут пальцы. Отвлекаются каждую минуту. На вопросы ответить не в состоянии. Или если и отвечают, то очень не точно. А то и совсем невпопад.
И это не какие-то особые дети, не умственно отсталые, а самые обычные. Все дети, которые приходят, обладают целым набором проблем. Еще не было ни одного — совсем без проблем. Просто у некоторых проблем много, а у некоторых — очень много.

Конечно, все проблемы так или иначе можно решить. Не какими-то сверхъестественными усилиями или особыми методами. Просто детям нужен порядок и режим, размеренность жизни, отсутствие лишнего (развлечений, ухода) и постоянный контроль. Причем, с улыбкой, спокойствием и верой в них. Если не верить, что дети справятся, то лучше и не приниматься за такую работу….

На данный момент школа работает шестую неделю. И дети, которые с нами с самого начала уже более или менее вменяемы — с ними возможен хоть какой-то диалог. Иногда, редко, но сейчас нам уже удается по-настоящему сесть и позаниматься чем-то важным и интересным. Без того, чтобы кто-то не начал баловаться, кривляться и устраивать прочий шум. И вот тогда уже с ними можно работать. Тогда можно рассказывать им что-то интересное и ждать от них адекватного отклика. И тогда уже можно использовать любые методики и технологии. А можно и не использовать, а просто поговорить с детьми, обсудить что-то, потом просто зарисовать или записать… И это останется в памяти лучше, чем какая-та крутая программа…

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"