Играем в математические функции

Предлагаю познакомить детей с математическими функциями. Только не пугайтесь! 🙂 Это интересно!

Википедия пишет нам, что: функция — это «закон», по которому каждому элементу x из некоторого множества X ставится в соответствие единственный элемент y из множества Y.

У каждой функции есть свои условия, свои правила, свой закон.

Мы не будем говорить всего этого детям!

Мы просто будем играть. Игра называется «Машина превращений».

Возьмите картонные карточки и нарисуйте на них совершенно одинаковые стрелки. Можно распечатать и наклеить на картон. Мы заламинировали свои стрелки.
Собственно, никакой другой подготовки не нужно. У вас, наверняка, найдутся какие-нибудь подходящие игры или пособия.

Итак, мама выкладывает первое задание. Лучше взять простое! Не обязательно такое, как у нас!

Например, мы для начала взяли вот что:

Слева три первоначальных фигуры (в функции это х).
Около каждой — стрелка. Это волшебная стрелка-превращатель!
После стрелки — то, во что стрелка превратила фигуру!
Два варианта — выполненное превращение. Третий — не выполненное.
Третий вариант должен положить ребёнок. В нашем случае каждая фигурка просто перевернута обратной стороной.

Не все дети сразу понимают, что надо делать. Некоторые берут фигуру с начала и кладут её после стрелки в нужном (или нет) виде.
Некоторые просто впадают в ступор…
Тогда упрощаем задачу!

Делаем «первый экран», когда все фигуры лежат только слева и есть стрелочки-превращатели:

Затем первые две фигуры при ребёнке переводим за стрелки и кладем их так, как нужно.

Ребёнку остаётся последняя фигура, которую он должен переложить за стрелку.
В итоге «экран» будет таким:

Затем снова надо выложить все фигуры «на экран», чтобы видно было и начальное задание и полученный результат.

Постарайтесь не пропустить этот этап!
Обсудите с ребёнком, какое именно волшебство сделала стрелка с каждой из фигур. Добейтесь одного слова: «переворот» или «перевернула».
Если ребёнок начинает длинно рассуждать, что каждая фигура сначала лежала так, потом вот так, попробуйте навести его вопросами на это главное слово. В чем, собственно, заключалось волшебство? Что случилось с фигурами? Правильный ответ может быть и таким: «их перевернули».

Не оставляйте выполненным только одно задание! Иначе ребёнок подумает, что стрелка означает «переворот»!
Сразу дайте еще несколько заданий! С тем же материалом или с другим! Важно, чтобы «закон» стрелки менялся с каждым новым заданием!

Выставьте, например, задание такого типа (это можно сделать с игрой «Орнамент» или с любым другим игровым материалом!)

В этом задании, как видите, меняется количество предметов. Их становится на один меньше.

Можно делать задания, где предметов будет на один больше. Или в два раза меньше (4 и 2), или в два раза больше (2 и 4 или 3 и 6 — более сложные не спешите давать!).

Еще один тип задания: изменение количества с изменением цвета. У нас это опять — переворот. А у вас это могут быть другие материалы, выложенные по этому же принципу. Но не готовьте специальный материал! не тратьте время! Возьмите то, что есть под рукой! Хоть кубики «Сложи узор» положите то одной стороной, то переверните…

Еще задание.
У нас в игре «Орнамент» есть рамки и вкладыши. Вот до стрелок — вкладыши, после — рамки.
Можно взять набор «Рамки и вкладыши Монтессори».

Еще один вариант для такого задания: 1. вкладыш, 2. рамка, но перевёрнутая.

Ну, и еще сложнее или интереснее ❓ 😉 задание с «Орнаментом»:

Как видите, фигуры остаются те же и там же, но переворачиваются — и рамка, и вкладыш.

Возьмём, к примеру, «Блоки Дьенеша».

Вот такое вот задание:

Здесь фигуры остаются той же формы, того же цвета и той же толщины. Но меняют размер.

Обратите внимание на фигуры, среди которых надо искать правильный ответ. Все три той же толщины, что и образец. Кроме правильной фигуры, еще такая же по цвету, но другой формы, и еще такой же формы, но другая по цвету. В общем, выбор довольно прост.
Но и это мы можем регулировать!

Вот похожее задание, но здесь меняются два признака — размер и толщина.

А можно, как вы понимаете, менять два других признака, например, цвет и фору, оставлять общим только размер (большой, например!).
Но такие задания не стоит давать в первое время — они сложны.

Вот задания с «карточкам»и с точками (это было мягкое домино, которое я разрезала на половинки).
Вы можете использовать свои карточки или такие же, как у нас, если они есть.
Это не принципиально.
Суть та же — точек становится больше или меньше.
например, так:

У нас еще получается так:

А вот задание с палочками Кюизинера.
Можно менять не количество палочек, а их расположение.

______

Задания можно придумать вообще с чем угодно!
Например, с «Кубиками Зайцева», правда, не слишком разнообразные, но и тут есть над чем немного подумать:

По аналогии можно придумывать задания с магнитными буквами.

Когда я дала Саше (ей было 4 года) вот такое задание, она впала в стопор…

Думала очень долго!
А потом неуверенно спросила «А тут ничего не превратилось! Так бывает?»…
Оказывается, бывает!
Поясню, потому что плохо видно — это ламинированные карточки с маленькими репродукциями с картин Ренуара. Такое вот маленькое «мемори».

А еще вот так бывает. Просто, но забавно!

Мы первый раз занимались подобными занятиями, когда Саше было ровно три года.
Но тогда Саше было очень трудно! Мы над каждым заданием думали долго, пробовали, обсуждали почему не так…

Вот отложили и не вспоминали. В 4 года ей, конечно, было значительно легче, но и куда интереснее.
Вот трёхлетняя Сашка с заданиями.

Здесь картинки меняют цвет:

Здесь остаётся цвет, но меняется картинка:

А вот это довольно сложное задание.
Саша, кажется, с этим тогда сама не справилась.
Здесь меняется и картинка и её цвет!
Обратите внимание на карточки, предлагаемые в качестве ответа.
Логика в том, что зеленого цвета в задании нет вообще, картинки как бы меняются своими цветами.
Правильный ответ — жёлтый кораблик.

Тут простое задание, но изменено неизвестное. Везде мы искали, что получилось, а можно еще искать, что было.

А тут двойное превращение. Собственно задание — простое. Меняется цвет картинок. Но у задания есть продолжение. Точнее, варианты.

Интересно? Присоединяйтесь к нашим математическим проектам!

  • Набор математических презентаций (счет до 10, до 20, до 100, состав чисел первого десятка, четные и нечетные, задачки)
  • Записи эфиров по математике с детьми
  • Спецкурс «Матемашка для малышей» (от 1,5 до 4 лет)
  • Спецкурс «Матемашка» (от 4 до 7 лет)

До 11 декабря вы можете получить материалы этих проектов со скидкой 50%!

>>Узнать подробнее

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"