Как и зачем развивать мозг малыша в первый год

5.00 avg. rating (92% score) - 1 vote

Самый удивительный год

Одна, прямо скажем, не очень умная немолодая дама пару лет назад сказала мне, что-то вроде «Как же можно любить маленьких детей? Пока они вырастут, это одно мучение. А вот с подросшими уже интересно! А пока маленькие, знай себе, какашки убирай».

А ведь маленький ребенок – это удивительное, ни с чем не сравнимое чудо!

За один лишь год своей жизни малыш превращается из беспомощного комочка в осмысленного, только пока маленького, человечка!

Через год после рождения он уже будет ходить, говорить несколько слов, смеяться и радоваться, общаться со своими близкими.

Смотреть, как он растет – удивительный дар, который достается каждому из нас всего-то раз-два в жизни (у некоторых больше, но это нечастое явление). Да потом еще пара внуков. Вот и всё!

А если не просто наблюдать, как он растет, а помогать малышу развиваться,  получается взаимное общение, стимулирующее малыша к самостоятельным свершениям (пока, в основном, в плане физического развития) и к первым открытиям!

Конечно, малыш будет развиваться и без особого вмешательства. Так устроила сама природа. Но чем меньше участие взрослых, тем хуже развивается ребенок. Детки, растущие в домах ребенка, где одна нянечка на несколько человек,  развиваются гораздо медленнее, говорят значительно хуже своих сверстников. И только потому, что им не хватает внимания взрослых, не хватает тепла и заботы.

 

Как развивается мозг малыша

В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Не вдаваясь в научные термины, скажу, что если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Ведь органы, которые не используются, вообще не развиваются (как ненужные)! То же – с отделами мозга. Если, например, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно – его развитие идет замедленно (только в той мере, что он используется). А подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще. А почему? Потому что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была, например, размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке. Его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали.  У ребенка не было возможности даже потренироваться в движениях.

И так – с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию. Если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.

Мозг человека разделен на множество частей, каждая из которых отвечает за свою функцию.  Все они развиваются постепенно – один за другим. Если следовать за естественным развитием ребенка, помогать ему в освоении движений, лепета, мелкой моторики, то развитие отделов мозга будет идти в нормальном нужном темпе, без опережений. Но не стоит и увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу нагрузку, совсем не соответствующую ему по возрасту. В этом случае идет интенсивное развитие верхних отделом мозга, при недостаточном развитии нижних, которые должны развиваться в первую очередь. Словом, во всем нужно знать меру. И разумно ограничить свои желания и мечты сделать из малыша что-то особенное, чем иногда грешат современные «продвинутые» родители. Это касается и физического развития (его в первую очередь) и умственного.

 

Не спешите за «развитием»!

Дорогие родители!

Прежде, чем что-либо делать с малышом, заниматься по какой-либо супермодной (и очень дорогой методике), подождите несколько дней,  подумайте, так ли это сейчас необходимо вашему малышу. Достаточно ли он овладел более простыми навыками или умениями. Хорошо ли у вас получится заниматься по этой методике, не навредят ли малышу занятия. Или не навредит ли малышу то, что вы начнете интенсивные занятия, а потом их бросите, потому что у вас не хватит сил и времени охватить столько занятий.

Занимайтесь с малышом, развивайте его! Но не спешите! Вы никуда не опаздываете! Задумайтесь о том, что развитием можно и навредить при неправильном подходе или чрезмерных нагрузках. Хотя многие психологи говорят, что перегрузить малыша невозможно, потому что его мозг просто отключается тогда, когда достигнут предел нагрузки. Но испортить характер и ваши отношения с малышом «неудачными» занятиями очень даже можно!

Ребенка, «замученного» обучением, потом научить чему-либо гораздо сложнее! Помните об этом!

 

Без чего невозможно полноценное развитие в первый год

«Раннее развитие» в последние десять лет победно шагает по стране. Развивать детей стало очень модно. И моя деятельность (книги, игры, сайт) в немалой степени способствовала этой моде.  Получая удовольствие от общения со своими детьми, от того, как жадно они впитывают, мне хотелось поделиться с другими мамами своими наработками и идеями.

Но так уж получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись «голым» «развитием». Увлеклись тем, без чего, по идее, можно вполне обойтись!

  • например, безумно дорогими, но самыми «нужными», «развивающими» игрушками, подвесками, ковриками,
  • карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами,

и другими пособиями, но совсем ЗАБЫВАЮТ о главных потребностях малыша! Эти потребности просто отодвинуты на второй план, куда-то далеко, вглубь – за карточки, картинки, кубики и презентации….

Мало того, что родители нагружают ребенка дома всевозможными пособиями, а потом еще тащат грудничка на «развивающие» занятия в «центры раннего развитии», где малыша снова и снова загружают ненужной информацией. А при этом он неподвижный, пассивный, неловкий, неповоротливый, болезненный и капризный. Не умеет делать простых вещей…

Как и зачем развивать мозг малыша в первый год

В первый год жизни ребенку нужно нечто совсем другое, чем карточки, картинки и развивающие занятия в группах. А вот без карточек и пособий вполне можно обойтись!
А без чего нельзя обойтись в первый год? Что самое важное?
В этой главе я не собираюсь отрицать весь опыт раннего развития, накопленный знаменитыми педагогами и энтузиастами. Я просто хочу высказать собственное мнение на этот счет, опираясь на свой опыт (опыт общения со своими детьми и опыт множества мам, растивших детей у меня на глазах – очно и на форуме).

Итак. Самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно! Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в таком виде не очень-то хочется.  В этом нет ничего экстремального. Если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому, как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит. А бодрствует совсем недолго. Поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным.

Обычно этот пункт вызывает больше всего возражений у бабушек и других родственников. Скажите бабушкам, что вам доктор в поликлинике так велел!

А главное, попробуйте начать с себя! Снимайте теплые кофты (постепенно – слоями), теплые носки и тапки. Лучше всего дома ходить босиком (голыми ногами, а не в носках!), в легкой футболке и в шортах – так удобнее успевать за ребенком! Спортивная мама – спортивный ребенок!
Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване! Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Если у вас в детской  кроватке оборудование для занятий с малышом, например, привязаны перекладины (по советам М. Федотова) или  лесенки (например, лестница «Встанька» у В.С. Скрипалева), то пребывание в кровати в течение некоторого времени оправданы. Но все-таки, большая часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите «пенку» (туристический коврик), а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, уже никакие пенки или одеяльца  не помогут. Пусть ползает по всей комнате, а потом – по всему дому. Просто все опасные предметы должны быть огорожены или убраны подальше.

Как и зачем развивать мозг малыша в первый год
Саньке 22 дня

С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием! Изо дня в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде (в Интернете можно найти описание упражнений с картинками). Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время.  Но без физического развития нет интеллектуального развития! Поверьте, дорогие родители. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как «живчик», который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете! Только дайте возможность!
Очень желательно (если есть возможность!) уделять внимание занятиям в воде. Это или плавание и ныряние (с инструктором или без). Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.
Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи — правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения – не упрощайте свою речь специально для малыша.  И уж конечно, не сюсюкайте, не искажайте слова.

Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. Ну и, конечно, обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!
Ребенка нужно приучать к самостоятельности! Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие.  Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Всё! Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же – с другими умениями.

Приучайте ребенка не только делать что-то самостоятельно. Но и оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно!
Совершенно необходимо приучать ребенка к гигиене. Ребенок, который не понимает, что с ним происходит, писающий под себя, это сейчас стало нормой. Все «умные» книги пишут, что малыш до двух лет не в состоянии контролировать свои отправления. А мои дети, почему-то, контролировали. Например, дочь Саша к году уже ВСЁ делала на горшок и начала проситься. В год и четыре уже полностью сама просилась, а иногда и сама садилась на горшок.

Если вы не знаете, что и как делать, не волнуйтесь. Ничего хитрого и сложного тут нет. Начните хотя бы держать над раковиной в тот момент, когда малыш давно не делал свои дела (желательно делать это с первых дней). Успешно или не успешно – не важно! Главное, чтобы это происходило регулярно! Ребенок сам всему научится, если родители будут последовательны.  Можно до года продолжать только «высаживание» над раковиной. Но можно и попробовать вводить горшок, как только ребенок научится сидеть. При таком раннем введении ребенок, которого с рождения приучали «делать» над раковиной, обычно хорошо привыкает к новинке. В год бывает сложнее, потому что у ребенка уже есть свои привычки.
В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно). Об этом в нашей книге мы поговорим еще много раз!
Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также (желательно, но не обязательно) звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше).  Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека. А уж малышам она просто необходима. А звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки. Впоследствии ребенку проще будет учить иностранный язык, если его звуки он слышал в столь нежном возрасте.

Как и зачем развивать мозг малыша в первый год
Саньке 8 месяцев

Старайтесь, чтобы у ребенка было много ярких впечатлений. Хотя бы иногда выбирайтесь с малышом, что называется, «в люди». Хотя бы пару раз за первый год сходите в зоопарк, побывайте на каком-нибудь празднике с народными гуляниями или духовым оркестром. Сходите в картинную галерею.
Играйте с малышом с обычными игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

 

Вот, собственно, и все.
«Какое же это «раннее развитие»?», — скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!
А как же карточки Домана? «Кубики Зайцева» и «Рамки Монтессори»? Презентации? Рисование красками? Игра на скрипке или изучение трех языков сразу….
Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!
Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно!
А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.

 

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



5.00 avg. rating (92% score) - 1 vote

17 комментариев

  1. Лена, спасибо за статью!
    Подскажите пож. Марийке 3 мес. практически с рождения я включаю по утрам (делаю в это время массаж, гимнастику) и вечером музыку.
    Я сама составила сборники. Это Моцарт (по рекомендациям из сборника Моцарт эффект), Григ, Вивальди. Получается около 10 композиций в каждом блоке. Вечером кроме соответствующего блока, точнее перед ним колыбельные на английском, французком, китайском (5 песенок). Это время мы укладываемся, кушаем и засыпаем. Музыка играет оч. тихо.
    Георгию в свое время мы включали только вечером одну и ту же композицию Вивальди. Познее мы начали слушать больше музыкальных произведений, но только классику, детские и народные песенки. Мы сознательно ограничивали к-во звуков, музыки рядом с Георгием (на то были свои причины) Сейчас он оч. музыкальный, тонко чувствующий музыку ребенок. У него оч. интересные предпочтения в музыке и песнях.
    Мой вопрос:
    Мы даем Марийке слушать больший диапазон звуков, это касается не только музыки, звуки мультиков, конечно больше бытового шума и резких звуков не будет ли это большой нагрузкой для ребенка?
    Во всех рекомендациях советуют слушать музыку 5-7 минут, но если она идет фоном, как в нашем случае, мне кажется ребенок просто «отключается» когда ему надоедает или я не права?
    А вообще Марийка оч. любит музыку если я подсаживаюсь к ней с музыкальными инструментами (колокольчики, бубенцы, металофон, маракасы — она оч. довольна)
    Насколько важна сила звука для ребенка такого возраста? Я боюсь заносить ее в комнату когда идет занятие музыкой у Георгия — играют на пианино и поют.
    Спасибо

  2. Алён! Я думаю, не стоит придумывать себе какие-то нормы или критерии. Всё на интуиции и на здравом смысле. Музыка не должна звучать вообще всегда — должны быть и периоды тишины. Но вреда от звучащей музыки — точно не будет (высчитывать по минутам не стоит). Действительно, ребёнок способен отключаться через несколько минут и не обращать на неё внимание. Но всё хорошо, что хорошо в меру.
    Алён, а поделиться своими подборками можешь?
    Например, в разделе форума про развитие детей в первый год?

  3. Да, было бы здорово, если бы вы поделились, особенно про колыбельные на разных языках интересно!

  4. Лена, здравствуйте. Дочке 9 месяцев. Хотим приобрести ранний старт, какую модификацию вы посоветуете: стандарт или люкс?

    1. Я был посоветовала «Люкс». У него потенциал больше. Но и «Стандарт» тоже не плох.

  5. Спасибо! Заказали люкс с разными акессуарами: кольцами, сеткой, веревочной лестницей и канатом. Чехлы попробую сама сшить, когда дочка подрастет) будем пробовать!)

    1. Поздравляю с покупкой! А чехлы потом обязательно покажите!

  6. Лена, спасибо огромное за статью. Моей дочке 9,5 месяцев. Она не очень подвижная, по сравнению со своими сверстниками смотрится тихоней. Давно задумывалась о ее физической развитии: занимаемся на фитболе, делаем небольшую гимнастику и массаж, играем в ванной перед сном. Стараюсь ее закалять, но так как сама мерзлячка, то и с ребенком старалась «не переусердствовать». Прочитав ваши слова о том, что ребенок должен во время бодрствования быть голеньким, сразу решила, что так и буду делать. Хотя и так держу ее в основном в майке и трусиках)))
    Спасибо, что раскрыли мне глаза по поводу горшка, потому что считала что до года особо этой «проблемой» заниматься не буду.
    А еще влюбилась в СК «Ранний старт». Теперь безумно хочу его приобрести. Правда у нас однокомнатная квартира и проблема с местом очень даже актуальна. Но думаю поместится. Лена, я правильно поняла, что он достаточно легкий и его можно будет «выдвигать на центр комнаты»?

    1. Да, конечно! Вы можете отодвигать его без проблем. Это касается «Стандарта», «Люкса» и «Эконома». Новый же — «Олимп» тяжелый и очень большой для однокомнатной квартиры.

      1. Спасибо за быстрый ответ и извините, забыла представиться. Я хочу приобрести СК «РС Люкс» (он более функционален»). У меня есть еще пару вопросов по поводу дополнений к СК:
        1. Кольца лучше деревянные или пластмассовые: пластмассовые легче мыть, деревянные более экологичные.
        2. Сетку какую выбрать: прямоугольную, трапециевидную или половинку.

        1. Мария! Кольца можно и пластмассовые. Экологичность тут не играет большую роль.
          Сетки все очень разные по своим возможностям. Половинка — отличное гнездо. В него можно залезать и сидеть.
          Трапециевидная сетка может быть просто вертикальной сеткой, а может быть большим гнездом, если комплекс поставить на бок (в положение «манеж»). А прямоугольная в этом положении — обычная вертикальная сетка, а в положении «корабль» — наклонная сетка (у других сеток такой возможности нет). Но она никогда не станет гнездом.
          Выбор всё равно за вами! ))

  7. Лена, целиком и полностью с вам согласна, но от статьи только душа разрывается на части. Мы живем с двумя!!! бабушками. Никогда в жизни мне не позволят раздеть грудничка (скоро ждем второго сына)!!! И нет смысла идти на принцип и накалять обстановку. Вот что тут важнее — следование изложеннм вами принципам или мир в доме? И я не даю слабину, я исхожу из реалей, особенно если учесть, что бабушки не сидя на диване мне советы раздают, они ТАК помогают, что и у меня и морального права нет требовать их невмешательства (когда сын подхватил какой-то жуткий вирус, две ночи спать не мог, задыхался, свекровь с ним на руках так и сидела двое суток практически, меня из-за беременнсти и близко не подпускали). Да, конечно, мама — я, они и не пытаются лезть поперек батьки, пока речь не заходит о здоровье ребенка (свекровь врач-терапевт, и аргумент «мне врач в поликлинике так сказал» не прокатит, хотя бы еще потому что живем Германии, а я по-немецки не говорю и свекровь везде со мной ходит). В общем читаю ваши материалы и других специалистов и только расстраиваюсь.

    1. Я уверена, что борьба с родственниками очень негативно отражается и на маме, и на малыше. А потому, если не удаётся убедить, пробуйте делать так, как считаете нужным, хотя бы когда вы наедине с ребёнком. И это тоже будет немало. И точно лучше, чем ничего.

  8. а у меня такой вопросик. с рождения до 5 месяцев дочка замечательно переносила массаж, гимнастику, занятия на фитболе. когда поползла, научилась встатвать на ножки (сейчас 11 месяцев), то у меня просто не стало возможности ни массаж, ни гимнастику делать (выворачивается, “убегает”, не даётся, короче). так с 5-6 мес. я и прекратила всякие попытки. сейчас остался только фитболл, и то как у неё настроение, часто через день, через два получается полноценное занятие. что делать, чем заменить, или как найти подход? поделитесь секретом.
    P.S/ песни, потешки, прибаутки и.т.д. не помогают.

    1. Можно заниматься плаванием. Можно поставить спорткомплекс «Ранний старт» и ребёнок будет сам себе делать зарядку. А фитбол можно будет попробовать чуть позже еще раз.

  9. спасибо. а о ранне старте я давно слышала, но только попав недавно на ваш сайт, серьёзно задумала о его преобретении. тем более насколько я понимаю, нам ещё совсем не поздно начать))

    1. Конечно, не поздно!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *