Лабиринт идей. Выпуск №1

labirint

 

Здравствуйте, друзья. С вами Алина Закревская, мама, монтессори-педагог, ведущая нескольких проектов на сайте Danilova.ru. Это лето было для меня летом открытия мира лабиринтов. И я хочу поделиться своими открытиями с вами!

Лабиринт – это

  • увлекательное средство развития внимания, восприятия, памяти и мышления;
  • чудесная возможность создавать пространства детских праздников, квестов, путешествий;
  • отличный помощник  в увеличении скорости чтения и других конкретных прикладных моментов.

Давайте вместе окунемся в мир больших и маленьких лабиринтов.

Маленькие лабиринты

1С 1,5 лет детям можно делать маленькие лабиринты из подручных средств.

Дети по ним могут ходить маленькими игрушками, пальчиками (как ногами) по коридорам лабиринта, катать по ним шарики.

Или положить в лабиринт легкий шарик из ваты или салфетки и гонять его по по лабиринтам при помощи воздуха – дуть в коктейльную трубочку..

Кто-то займется лабиринтом в течении 1-2-х минут. Другого ребенка он может увлечь на 5, 10, 15 минут. И то, и другое – хорошо.Как таковой сюжет здесь не очень важен. В этом возрасте обычно дети делают действия ради действий. Играя с лабиринтом, малыши учатся вниманию и сосредоточенности.

 

 

 

Где-то с 2,5 лет у детей появляется желание строить лабиринты самостоятельно.  Давайте детям разные конструкторы и природные материалы, для их лабиринтовых затей.

333

Лабиринты можно делать практически из всего. Подбирайте тот материал, который на данный момент нравится ребенку.

  • Лабиринт из кирпичиков (и другого строительного материала)

4444

  • Из коктейльных трубочек

6

  • Из счетных палочек Кюизенера

7 8

 

 

 

 

  • Пластилиновый лабиринт

9

  • Лабиринт из шнурков, поясков, веревочек

10

  • Также можно использовать каштаны, шишки, желуди, палочки и веточки, камни и фасоль. Все, что есть под рукой.

Играя с лабиринтами, ребенок осознает саму идею лабиринта и его границ, что в дальнейшем поможет ему легко проходить нарисованные лабиринты, развивает свой творческий потенциал.

Лабиринты можно строить как сами по себе, так и вплетать их в сюжетную игру.

Играть или не играть зависит от конкретного ребенка. Есть дети, которым нравится процесс – просто пройти лабиринт, сделать его, зарисовать.

Есть дети, которым важен сюжет.

И тогда Принцы могут спасать  Принцесс. Муми-тролль ходить в гости к Снусмумрику, машинка заезжать в гараж.

11

После 3,5 лет можно уже предлагать построить лабиринт по схеме.

Дается нарисованная схема, и строительный материал (кирпичики, счетные палочки). Начинайте с простых лабиринтов, с прямыми углами.

12

В этот же период можно предложить обратную задачу – рисовать схемы придуманных ребенком лабиринтов.

Такие занятия являются мягким переходом от наглядно-действенного мышления, к наглядно-образному, а также выстраивают дорожку к абстрактно логическому.

Также в этом возрасте уже можно предлагать проходить пальчиком и/или карандашом (фломастером, мелком) нарисованные лабиринты.

Для начала выбирайте простые лабиринты с плавными линиями.

12

Их легче проходить пальчиком и по ним легче вести карандашом.

Нарисованные лабиринты, кроме развития внимания и восприятия помогают «отточить» мелкую моторику. Ребёнок учится проводить плавные линии, не выходя за границы лабиринта.

И еще важный момент – ребенок учиться двигать глазами по заданной траектории, что является важным умением, при освоении чтения.

Т.е. с одной стороны ребенок, играя с  лабиринтом, оттачивает логическое мышление, с другой – получает навыки, которые помогут ему научиться читать.

Поэтому после 5 лет предлагайте ребенку пройти лабиринт вначале глазами, а уже потом карандашом.

В этом же возрасте (при условии, что ребенок уже может построить простой лабиринт по схеме и нарисовать схему построенного им лабиринта) можно добавлять задания на развитие памяти.

Они просты.

Вы показываете схему, ребенок ее изучает в течении некоторого времени (от 30 секунд до 2 минут, в зависимости от сложности). Потом схема переворачивается, и ребенок строит лабиринт.

Начинайте с очень простых схем.

14

И усложняйте по мере готовности ребенка.

Так же возможна обратная задача.

Ребенок смотрит на готовый лабиринт, потом подворачивается и рисует его схему по памяти.

Эти задачи актуальны для детей от 5 до 12 лет.

Еще я люблю вставлять игры с лабиринтами в домашние квесты и праздники. В одной из следующих рассылок я поделюсь идеями использования лабиринта в шифровании посланий и на праздниках. Следите за рассылкой!

А пока продолжим и посмотрим, что такое «средние лабиринты».

Средние лабиринты

Не большой, не маленький. Средний.

Лабиринты для игры в одиночку и командой.

Прокатить в лабиринте машинку от входа до выхода. Договориться, понять друг друга. Такие лабиринты актуальны от 4-х – 5-ти лет и до бесконечности. Они являются отличным продолжением любого праздника и просто дворовых игр.

Их можно сделать из подручных средств, как на фотографиях ниже – картон и коктейльные трубочки

15

А можно серьезнее, для многоразового использования. Например, из фанеры и веревок или картона и пластиковых труб. Ниже я приведу несколько фотографий из сети, которые помогут вам придумать и сделать свой уникальный лабиринт для командных игр.

16 17 18 19

 

В этом выпуске вы узнали о разнообразных плоских лабиринтах и вариантах игр с ними.

А в следующем выпуске «Лабиринта идей» вас ждет рассказ о больших лабиринтах и играх в них и с ними, а также идеи объемных лабиринтов и лабиринтов пространств.

Оставайтесь с нами!

Приглашаю вас на тренинг «Основы ТРИЗ для больших и маленьких», который начинается уже совсем скоро, 12 мая!

Тренинг

На тренинге мы:

  • подробно рассмотрим системное, функциональное и диалектическое мышление;
  • сначала отработаем задания на взрослых (для тренировки);
  • затем рассмотрим и придумаем задания для детей;
  • изучим основы теории решения изобретательских задач.

Мы будем тренироваться:

  • на учебных задачах находить Идеальный Конечный Результат, противоречия, ресурсы;
  • решать задачи, используя упрощенный алгоритм решения изобретательсвих задач (АРИЗ);
  • анализировать основные ошибки, которые могут привести к негативным результатам.

Кроме этого, рассмотрим несколько направлений, по которым можно самостоятельно обучать тризовому мышлению детей.

В результате работы на тренинге:

  • у вас будет возможность прочувствовать, как мыслит ребенок;
  • вы поймёте, как можно улавливать мысли детей и направлять их в нужное русло;
  • научитесь использовать одни и те же игры для развития совершенно разных видов мышления;
  • увидите, как легко внедряются в жизнь (особенно детскую) принципы творческого мышления;
  • будете легко придумывать развивающие и творческие игры и занятия для детей.

Для кого этот тренинг
Для родителей детей от 1,5-х до 6 лет.

Когда будет проходить тренинг

С 12 по 28 мая 2016 года.

Пакет «Продвинутый»

  • Доступ в закрытый раздел ко всем материалам тренинга.
  • Индивидуальная работа с ведущей в дневничке.
  • Возможность задавать вопросы и отчитываться по домашним заданиям в темах с заданиями.
  • Доступ на вебинар онлайн. Можно задавать вопросы в прямом эфире.
  • Запись вебинара.
  • Если у вас нет возможности слушать вебинар онлайн, задавайте вопросы в темах обсуждения материалов семинара, вы услышите ответы на свои вопросы в записи.
  • Бонус! Летняя лаборатория Алины Закревской в подарок!

5290 4590 руб.
Получить!

Пакет «Базовый»

  • Доступ в закрытый раздел ко всем материалам тренинга.
  • Запись вебинара.

3690 2990 руб.
Получить! 

Если у вас есть вопросы, пишите нам по адресу info@danilova.ruпозвонить нам по телефону 8-800-333-92-93 (звонок бесплатный для любого абонента из России).

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"