Здравствуйте, друзья. С вами Алина Закревская, мама, монтессори-педагог, ведущая нескольких проектов на сайте Danilova.ru. Это лето было для меня летом открытия мира лабиринтов. И я хочу поделиться своими открытиями с вами!
Лабиринт – это
- увлекательное средство развития внимания, восприятия, памяти и мышления;
- чудесная возможность создавать пространства детских праздников, квестов, путешествий;
- отличный помощник в увеличении скорости чтения и других конкретных прикладных моментов.
Давайте вместе окунемся в мир больших и маленьких лабиринтов.
Маленькие лабиринты
С 1,5 лет детям можно делать маленькие лабиринты из подручных средств.
Дети по ним могут ходить маленькими игрушками, пальчиками (как ногами) по коридорам лабиринта, катать по ним шарики.
Или положить в лабиринт легкий шарик из ваты или салфетки и гонять его по по лабиринтам при помощи воздуха – дуть в коктейльную трубочку..
Кто-то займется лабиринтом в течении 1-2-х минут. Другого ребенка он может увлечь на 5, 10, 15 минут. И то, и другое – хорошо.Как таковой сюжет здесь не очень важен. В этом возрасте обычно дети делают действия ради действий. Играя с лабиринтом, малыши учатся вниманию и сосредоточенности.
Где-то с 2,5 лет у детей появляется желание строить лабиринты самостоятельно. Давайте детям разные конструкторы и природные материалы, для их лабиринтовых затей.
Лабиринты можно делать практически из всего. Подбирайте тот материал, который на данный момент нравится ребенку.
- Лабиринт из кирпичиков (и другого строительного материала)
- Из коктейльных трубочек
- Из счетных палочек Кюизенера
- Пластилиновый лабиринт
- Лабиринт из шнурков, поясков, веревочек
- Также можно использовать каштаны, шишки, желуди, палочки и веточки, камни и фасоль. Все, что есть под рукой.
Играя с лабиринтами, ребенок осознает саму идею лабиринта и его границ, что в дальнейшем поможет ему легко проходить нарисованные лабиринты, развивает свой творческий потенциал.
Лабиринты можно строить как сами по себе, так и вплетать их в сюжетную игру.
Играть или не играть зависит от конкретного ребенка. Есть дети, которым нравится процесс – просто пройти лабиринт, сделать его, зарисовать.
Есть дети, которым важен сюжет.
И тогда Принцы могут спасать Принцесс. Муми-тролль ходить в гости к Снусмумрику, машинка заезжать в гараж.
После 3,5 лет можно уже предлагать построить лабиринт по схеме.
Дается нарисованная схема, и строительный материал (кирпичики, счетные палочки). Начинайте с простых лабиринтов, с прямыми углами.
В этот же период можно предложить обратную задачу – рисовать схемы придуманных ребенком лабиринтов.
Такие занятия являются мягким переходом от наглядно-действенного мышления, к наглядно-образному, а также выстраивают дорожку к абстрактно логическому.
Также в этом возрасте уже можно предлагать проходить пальчиком и/или карандашом (фломастером, мелком) нарисованные лабиринты.
Для начала выбирайте простые лабиринты с плавными линиями.
Их легче проходить пальчиком и по ним легче вести карандашом.
Нарисованные лабиринты, кроме развития внимания и восприятия помогают «отточить» мелкую моторику. Ребёнок учится проводить плавные линии, не выходя за границы лабиринта.
И еще важный момент – ребенок учиться двигать глазами по заданной траектории, что является важным умением, при освоении чтения.
Т.е. с одной стороны ребенок, играя с лабиринтом, оттачивает логическое мышление, с другой – получает навыки, которые помогут ему научиться читать.
Поэтому после 5 лет предлагайте ребенку пройти лабиринт вначале глазами, а уже потом карандашом.
В этом же возрасте (при условии, что ребенок уже может построить простой лабиринт по схеме и нарисовать схему построенного им лабиринта) можно добавлять задания на развитие памяти.
Они просты.
Вы показываете схему, ребенок ее изучает в течении некоторого времени (от 30 секунд до 2 минут, в зависимости от сложности). Потом схема переворачивается, и ребенок строит лабиринт.
Начинайте с очень простых схем.
И усложняйте по мере готовности ребенка.
Так же возможна обратная задача.
Ребенок смотрит на готовый лабиринт, потом подворачивается и рисует его схему по памяти.
Эти задачи актуальны для детей от 5 до 12 лет.
Еще я люблю вставлять игры с лабиринтами в домашние квесты и праздники. В одной из следующих рассылок я поделюсь идеями использования лабиринта в шифровании посланий и на праздниках. Следите за рассылкой!
А пока продолжим и посмотрим, что такое «средние лабиринты».
Средние лабиринты
Не большой, не маленький. Средний.
Лабиринты для игры в одиночку и командой.
Прокатить в лабиринте машинку от входа до выхода. Договориться, понять друг друга. Такие лабиринты актуальны от 4-х – 5-ти лет и до бесконечности. Они являются отличным продолжением любого праздника и просто дворовых игр.
Их можно сделать из подручных средств, как на фотографиях ниже – картон и коктейльные трубочки
А можно серьезнее, для многоразового использования. Например, из фанеры и веревок или картона и пластиковых труб. Ниже я приведу несколько фотографий из сети, которые помогут вам придумать и сделать свой уникальный лабиринт для командных игр.
В этом выпуске вы узнали о разнообразных плоских лабиринтах и вариантах игр с ними.
А в следующем выпуске «Лабиринта идей» вас ждет рассказ о больших лабиринтах и играх в них и с ними, а также идеи объемных лабиринтов и лабиринтов пространств.
Оставайтесь с нами!