Теория детских комнат от Михаила Федотова

5.00 avg. rating (94% score) - 2 votes

 

Утром пропел петух
Дети идут на работу
Тяжек ты детский труд
(стихотворение неизвестного ребенка)

БОЛЬШОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Проблема «детских» является только частью большой проблемы тотальных дефектов образования, воспитания и отношения к детям. И говорить изолированно о технических вещах, о том, где повесить турник, а где портрет Красной Шапочки и какой высоты должна быть табуретка — бессмысленно.
В Новой Гвинее в тридцатые годы двое белых из Австралии открыли новую цивилизацию! Миллион человек каменного века, поклонявшихся крокодилам! Деревянным и живым! Но возникла тяжелейшая проблема коммуникации, потому что у очень красиво раскрашенных новогвинейцев были свои соображения о жизни, во многом отличавшиеся от остального нераскрашенного человечества. Поэтому дальше я буду писать по-новогвинейски и объяснять на пальцах без особенной надежды на то, что меня смогут перевести.

Но сначала немного статистики. В мартовском номере новогвинейской газеты «Коммерсантъ» была опубликована статья о реформе школы с очень интересными цифрами. Сама статья и авторская позиция были довольно невнятными, но статистика говорит сама за себя. Приводя цифры, автор ссылается на министра образования тов. Филиппова, зам.министра тов. Болотова и Центр статистических исследований Минобразования.

Внимание! Около 40 % учащихся делают домашнее задание после уроков по четыре часа в день!

Только 10 — 15 % детей по окончании школы не имеют хронических заболеваний, и, наконец, родители России тратят
$1 млрд на оплату частных учителей при подготовке детей к поступлению в вузы.

Дальше читателям «Коммерсанта» предстояло задуматься, стоит ли в такую школу вообще посылать детей, потому что если у читателя есть голова на плечах, то эти цифры по голове довольно сильно ударяют. Но и сам факт, что 8,75 учащихся из 10-ти в школьные годы становятся хроническими больными, заставляет нас сделать в мозгу зарубочку, что не все ладно в детском и в датском королевствах.

И возникает вопрос, что же все-таки делать со своим собственным ребенком.

Есть ли выход? Да и нет.

Мы сейчас пишем только о «детских» комнатах, но всё-таки здесь до размера табуретки и того, в какую сторону света должен смотреть стол, стоит еще вопрос, чего же мы хотим от наших детей?

Выясняется, что все родители хотят разного. И, соответственно, у всех совершенно разные задачи и планы.

Я сразу должен сказать, что обращаюсь только к родителям, которые хотят РАЗВИТИЯ своего ребенка. Это ключевое слово. Ключевым словом может быть СЧАСТЬЕ. Звучит прекрасно, но расшифровка туманная. Ключевое слово ПОКОЙ (и воля) — в зону моего интереса не входит.

РАЗВИТИЕ?

Это значит путь к знанию и путь к творчеству. И прежде всего это движение.
Давайте, я поясню это ключевое слово на примере совсем маленьких детей. Среднестатистический ребенок в России начинает ползать в шесть с половиной — семь месяцев. С этого момента он может исследовать окружающий мир. Если это рекорд, то очень относительный.

По теории американского детского врача Гленна Домана, ребенок должен начинать ползать сразу после того, как ему перевяжут и обработают пуповину. Кладем на эти процедуры 45 минут жизни: уже в этот момент ребенок может начать свое путешествие по материнскому животу к груди. Дети, при таком подходе, прибавляют в ползании каждый день, к трем месяцам благополучно ползают по комнатам и уже отлично знают жизнь и «почем фунт лиха». Притом, что большинство их коллег лежат спеленутыми в очень красивых голубых бантах и рассматривают лампочку абажура. Вот это два полюса педагогического подхода: 45 минут и семь месяцев. РАЗВИТИЕ и ПОКОЙ. Надо сразу признать, что от рождения до выпускного класса сторонники ПОКОЯ являются в наших широтах полными победителями!
Держать детей в смирительной рубашке действительно очень удобно. Они меньше мешают в детстве и в дальнейшем тоже не будут нарушителями существующего миропорядка. Они только, к сожалению, вырастают творчески бесплодными. Что ж поделать! Издержки.

Для победы над ребенком мы должны катастрофически лишить его возможности двигаться. И это нам отлично удается!

Сегодняшняя организация детских, яслей, садиков и школ — это все то же плотное пеленание детей. ПОКОЙ!

Своевременное РАЗВИТИЕ детей объявлено преждевременным, вредным. Оно не упоминается в педвузах и педучилищах.

Правильнее всего нашу победоносную педагогику называть КРАСНОЗНАМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКОЙ.

А «своевременная» работа с детьми была запрещена в Союзе еще в начале 30-х годов вместе с вейсманизмом-морганизмом, и до сих пор она является красной тряпкой для советской школы.

Официальной же педагогике выгодно, что ребенок ползает только с семи месяцев, а до этого лежит на спине, кроме того, на три-четыре месяца позже встает, на четыре -пять месяцев позже начинает ходить и на три года позже читать. Как раз из этого вытекает двенадцатилетнее школьное образование, и в том возрасте, когда юноша должен кончать университет и активно работать, он только-только заканчивает бездарную растянутую школу.

Школу и общество менять бессмысленно, да и изменить эту ситуацию при нашей жизни, видимо, не удастся. Потому что она всем выгодна, начиная от корифеев пеленальной науки и кончая частными учителями (1 млрд долл. продолжаем держать в уме). Выгодна всем, кроме наших детей.

При этом мы страшно любим говорить о «счастливом детстве». Если еще сопоставить здоровье школьников с резко отрицательным отношением к школе, которое дети проносят через все классы, то счастливое детство объясняется только сверхживучестью детского мозга, который старается выживать в самых жутких условиях.

В целом вся школа является антидвижением.

Школы делают лишь слабый реверанс в сторону физического развития. Вместо настоящих специализированных спортивных секций, преобразующих облик ребенка, гармонизирующих его, воспитывающих организованность и характер, существует пародия под названием «физкультура», которая и к физическому развитию, и к здоровью приближает наших детей очень мало.
И когда перед нами встаёт задача — физически «распеленать» ребенка, её, увы, приходится решать вне стен детских учреждений. Единицы родителей решают этот вопрос в спортшколах, но в основном родители запуганы ярлыком «профессиональный спорт», считая, что четыре-пять лет в профессиональной спортшколе под руководством квалифицированных тренеров могут сделать из ребенка «профессионала» (это то же самое, что бояться, что четыре года рисования могут превратить ребенка в профессионального художника Шишкина). Таким образом, для большинства детей единственной возможностью двигаться остаются дом и двор.

Но им даже гулять негде! Спортивных площадок во дворах, где мы провели свое детство, теперь в природе не существует. Игровые площадки абсолютно не приспособлены для игры. Это самые убогие детские площадки, которые существуют в мире. И причиной этого, кроме нашей бедности и скатывания в разряд стран третьего мира, является еще очень тяжелый климат и наша традиция воровать что ни попадя (и использовать доски и канаты невозможно), поэтому эту проблему тоже не разрешить никогда. И для счастливого детства в течение года остается крохотный островок детской комнаты, который в период до школы нужно успеть освоить, превратить в свое убежище и крепость и единственную отдушину. (В которой даже бесконечные школьные уроки будет делать не в тягость.)
Поэтому планирование детской комнаты — это не проблема художественно-промышленного училища и курсов домашнего дизайна — это именно острейшая проблема педагогики. И массовой психологии, воспитанной этой педагогикой.

Но хороша школа или плоха, а в вакууме ребенок жить не может, и если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал социально закаленным и адаптированным, вы обязаны отдать его в школу. Но ваша задача сгладить все острые углы, перенести на дом развитие ума, передачу информации о мире, физическое совершенство. Вы должны сохранить его зрение (по школьным методикам 70 процентов школьников получают в подарок близорукость, 85 процентов страдает сколиозом и бесконечное дальше (к счастью, никому не придет в голову спорить с соображением, что здоровый ребенок полноценнее, чем больной)……..

Словом, все минусы школы вы должны сводить до минимума и усиливать все положительные моменты долгой школьной жизни, которых, несмотря на губительный дух красной педагогики, тоже остается немало.
(Сейчас мы уже в миллиметре от детских.)
Чтобы взрослый человек жил полноценной жизнью, ему следует дать полноценные возможности в детстве.

Для этого не нужно слишком многого, нужно только думать о равновесном развитии. И эту задачу предстоит решать самим родителям, ее никому не перепоручить.

По определению, городскому ребенку не хватает движения.
Сегодняшняя городская квартира этой возможности ДВИГАТЬСЯ не дает, и для того, чтобы дать ребенку эту возможность, в квартире нужно создавать специально продуманные детские. С самого рождения детские комнаты (или детские углы, если вы живете в коммуналке) должны обеспечить ребенку своевременное (то есть «раннее») развитие.

Раннее развитие — это не возможность «преуспеть» в жизни! Это единственная возможность быть здоровым молодым человеком, а не скрюченным близоруким хроником. А избежать этого можно, например, если есть детские комнаты, где читать ребенок начинает крупные буквы на стенах, и к мелкому шрифту он переходит, только владея очень высокой техникой чтения. Но приводить данные о проценте близоруких в школе бессмысленно, потому что дело не в неосведомленности родителей. Никто не хочет слышать ни про какую близорукость: родители хотят, чтобы их оставили в покое, и пусть поезд катится по смазанной колее «как у всех».
Да только куда он катится? «А вдруг от раннего чтения (спорта, движения) будет хуже»! Потрясающее психологическое замечание!

Хуже в мирное время быть уже не может, на уровне сегодняшней цивилизации мы достаточно близки к пределу. Это касается массового спорта, нищеты, утечки мозгов, образования — всего.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДЕТСКИХ

Есть главный дефект, который объединяет все детские комнаты под крышей. Они рассчитаны на проживание жизни на полу. На этом полу стоят разные приспособления для двухминутного использования (дольше заниматься могут только профессиональные гимнасты). После этого турник и кольца, качели и канат, лестница и трапеция сутки отдыхают. Им не грозит амортизация! Они еще дождутся момента, когда ваши дети нарожают своих детей и эти кольца и трапеции будут еще как новенькие! А вы знаете, что самое плохое в детских, в которых жизнь происходит на полу?

На полу ты становишься слишком легкой добычей взрослых.

С пола тебя можно заставить мыть руки или идти читать. Они зовут тебя не потому, что действительно нужно читать, а просто ты доступен их взору, и когда взрослый тебя видит, он сразу пытается придумать тебе какое-нибудь задание. Между мною и взрослыми должна быть нейтральная полоса. А для девочек? Девочки тоже люди, у них своя загадочная жизнь, и никакие взрослые в эту жизнь им не нужны. Конечно, здорово, если дома есть хорошие прятки. Если можно залезть в стенной шкаф с нафталином и позадыхаться там среди кучи старых платьев и шуб. Но прятаться там можно только от гостей, свои эти прятки знают, и долго там не просидишь. И опять придется возвращаться в скучнейший дом, где совершенно не придумать игры. А нужно иметь не просто «прятку» в шкафу, а реальность, которая не пересекается с миром твоей семьи. Такая ангельская реальность может быть только в воздухе. Так, чтобы можно было прожить полдня, ни разу не спустившись вниз. «Хорошо, хорошо, два раза я могу спуститься пописать…», но даже это должно происходить в игре. Детские должны стать горизонтальными, а не вертикальными. И в системе горизонтальных лестниц, натянутых канатов и мостков должны быть продуманы маршруты, как на площадке бабуинов. Прохождение этих маршрутов, требующее физического напряжения и ловкости, очень скоро становится автоматизмом, но это постоянная ровная нагрузка, которая преображает ребенка. А на чем это должно базироваться? Столбы или дерево? Канаты или веревки? Плакаты или обои?

Лучшее дерево — это конский каштан. Ветви плотные, надежные, они не колются, а осенью каштаны можно собирать и ими кидаться. Лучшее дерево — то, которое было в твоем детском дворе. Если ты его не помнишь, то у тебя не было детства.

И твоя детская комната должна быть таким исключительным явлением, которое ты пронесешь с собою через всю жизнь.

Должны существовать опции интересных игр, в которых развивается фантазия — это остается во взрослом.

Даже в самом дорогом и прилизанном доме детская должна выпадать из общего стиля, этого не нужно стесняться: если у вас нет амбара, если у вас нет чердака Тимура и его команды, то все-таки вам придется расширить свои представления о прекрасном и познакомиться с детскими, в которых нравится жить ребенку.

Каковы основные факторы, мешающие правильному устройству детских? Об отсутствии денег говорить не хочется, потому что, во-первых, они иногда все-таки появляются, во-вторых, ДЕЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ В ДЕНЬГАХ. Можно ограничиться и маленькими деньгами, если ты понимаешь, что ты хочешь создать. Дело не в деньгах, а в мамах, которые не желают, чтобы в детской комнате стоял столб или, тем более, пара столбов и висели канаты и лестницы, и в папах, которые не смогли попасть в эти 10-15 здоровых процентов детей из приведенной статистики и ничего делать не хотят. Ничего. А если бы они захотели сделать или хотя бы услышать, то сразу вопрос, были ли вы когда-нибудь мальчишкой? Хорошо ли вы умеете залезать на деревья? На каких породах деревьев проходило ваше детство? Как называется книга Траймена Капоте, где дети живут в шалаше на деревьях вместе со своей бабушкой? Когда вы последний раз ночевали в детской комнате на втором этаже? И что вам снилось?

Любите ли вы ездить в поезде на верхней полке? Для самых маленьких детская начинается в тот день, когда твой ребенок выписывается из роддома, а потом она уходит вверх, в воздух. Детская — это трек для ползанья с первых дней жизни. Это кровать, которая не является тюрьмой, и из нее уже месяцев в восемь можно вылезать. Это пол с разными уровнями (французская идея Сесиль Лупан), это десяток устройств, которые вертятся, звенят, блестят, это обучающие обои, звездное небо на потолке, шведские стенки, переходящие в рукоходы, сетки из толстых веревок на стене и так далее.

Где-то в 2 года можно выкладывать будущую детскую у пола и постепенно начинать подъем. Все возможные движения должны прорабатываться месяцами на каждой из высот. Другого способа борьбы со скованностью, с комплексами, со страхами — нет. Если ребенок научился увлекаться игрой, он точно так же будет увлекаться своей работой, а не отсиживать от сих до сих.

Но чтобы организовать увлекательную игру, у нас должны быть перила, условия для игры — то есть детская. Элементы детской должны быть с заложенной возможностью менять их функцию, но не больше двух возможных вариантов, чтобы не было неразберихи, которую родителям не запомнить. Существует страшная проблема малоподвижных детей, от которой страдают и дети и родители. И родители должны создавать детские, в которых даже самые несклонные двигаться дети начинают проявлять активность. Ребенка же очень угнетает: «не могу пролезть, нагнуться, подтянуться, спуститься…». Особенно страдают домашние ухоженные дети. Любой помоешный дворовый ребенок сделает все это на глазах вашего сына с легкостью! А ваш? И в школе он неминуемо будет страдать, над ним будут смеяться, ребенок не сможет заявлять себя победителем — весь букет! Все психологи хором говорят: «Не травите детей словами — не лазай, не прыгай, не бегай». Получается, что ни один нормальный живой ребенок не может не бегать, не прыгать и не залезать на шкафы, и ни один живой родитель не в состоянии этого выдержать.
Ваше требование становится адекватным и оправданным только с появлением детской комнаты, в которой ребенок сможет почувствовать себя обезьяной.

Совершенно секретно. То, что вы сейчас прочитаете, является совершенно секретными сведениями, которые хорошо бы тщательно скрывать от психологов.

Девочки не отличаются от мальчиков! То есть у них есть целый ряд известных анатомических и психомоторных различий, и мальчикам в детской нужен дополнительный кусок пола для машинок, а девочкам лишняя дощечка для кукол. Наверное, мальчики более зависимы от движения, и физически неразвитый мальчик сильнее страдает от этого, чем беспомощная девочка. Но в принципе подход к созданию детских в основном зависит не от различий мальчиков и девочек, а только от коренного различия их родителей. От того, какие стереотипы вбиты в наши взрослые головы, от того, насколько в голове глубоко засел культивируемый в СССР облик девочки с пупсиком. Или уверенности в том, что девочка в штанах, да еще сидящая на заборе, может быть только в неблагополучной семье. А если забыть о родителях, то МАЛЬЧИКАМ И ДЕВОЧКАМ НУЖНЫ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫЕ ДЕТСКИЕ. Но вот эксплуатировать одну и ту же территорию они будут совершенно по-разному.

Проблема детских вытекает из приведенной статистики.
Наши выводы из этих цифр, что общество очень не в порядке.
И оно готовит себе больную смену.

В педагогике все командные высоты принадлежат благородным любителям детства. На любых уровнях, в любой статье или речи о детстве выпускается такое количество мыльных пузырей, что можно открывать специальную фабрику.…………….

А хорошо бы действительно видеть своих маленьких детей счастливыми.
Особенно обожает детей Министерство образования, они вообще за хорошее. «Лев Толстой очень любил детей, а взрослых он не любил!», но нужно помнить, что для здоровых нормальных детей, которые со значком мастера спорта на груди легко могут окончить десятилетку к 14-15 годам, в этой системе образования даже теоретически нет места. Вот это-то и настораживает. И от любителей детей и педагогики хочется скорее отмежеваться. Ильф и Петров писали: «не надо бороться за экономию — просто выключайте свет…»

Три вещи определяют состояние и честь любой страны: экологическое состояние воды (все состоит из воды, и мы состоим из воды), платят ли у Вас (как в древнем Риме) ветеранам войн и развивает ли своевременно страна своих детей.

И по всем пунктам — катастрофа, с педагогикой — катастрофа, но все идут старым ленинским курсом! Здравствуй, Новая Гвинея!

 

Автор: Михаил Федотов, врач, педагог, отец 10 детей и мой большой друг

P.S. Продолжение следует!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



5.00 avg. rating (94% score) - 2 votes

26 комментариев

  1. Очень все здорово, но для тех самых 85% мам и пап можно было бы хоть схематично набросать, как должны ВЫГЛЯДЕТЬ детская примерно в 11 кв.м.??

    1. Обязательно будет пример! И не один! Не спешите.
      Попробуйте попереваривать информацию. Вдруг что придёт само.

  2. Покажу варианты ответов:
    http://www.dushka-igrushka.ru
    http://www.syrkov.com

  3. У нас первым шагом к оздоровлению)) стала покупка Спорткомплекса летом на дачу и осенью перевезли его в город. Поставили в гостиную и теперь дети на нем пол дня крутятся)) Правда гостиная небольшая, и Люкс получился придвинут к стенке. А хочется и сетку сбоку повесить и подвесную лестницу, но как все это разместить, ума не приложу(( Может где-то про это можно почитать? А вообще дети с появлением Спорткомплекса, стали более крепкими, особенно руки. Никогда не думала, что дочь научится подтягиваться)) т.к. руки у нее худые)и вообще она не сильно спортивной была)) Младший брат, пробует за ней повторять, что по силам )) Лена, спасибо за ваши труды и такой замечательный Спорткомплекс!!! Надеюсь Вы не остановитесь на достигнутом и будете их усовершенствовать и развивать эту деятельность !

    1. Анна! Я думаю, что стоит попробовать избавиться от лишнего? Обычно хорошо помогает… 🙂 У нас у всех есть резерв места, но мы боимся расставаться с привычками и привычными вещами.

  4. Это точно 🙂 Будем освобождать)
    А как думаете, с какого возраста можно купить двухэтажную кровать детям? Сейчас им 4,5 и 1,9
    Волнуюсь, что младший будет лазить к сестре, что упасть сверху может)) а постоянно стоять и контролировать я не могу. Вот и поэтому и решила Спорткомплекс в гостиную )) чтобы дети на виду были

    1. У нас все дети спали на двухэтажной кровати (кроватях) лет с 2-2,5. Сначала только днём, потом и ночью.
      Но когда есть малыш, то можно ограничить его доступ на второй этаж, закрыв лестницу. А старшему оставить… верёвочную лестницу, или канат, или ещё что-то…

  5. Я тоже думала про веревочную лестницу, которую она с собой может забирать) Но как она ночью в туалет пойдет?! Вдруг спросони силы не рассчитает…Может этот вопрос можно как-то продумать?!

    1. Наш Миша с двух лет ночью по наклонной веревочной лесенке Скрипалёва залезал на кровать. Отлично справлялся! Саша залезала вообще без лестницы — упиралась ногами в стойку кровати, хваталась за верх и подтягивалась.
      У неё там игрушки жили и от Васи она их защищала, не давая попасть наверх)

  6. Я тоже заразилась темой физического развития дочки… Но т.к., места мало, пока финансов не хватает для покупки готового, а творить своими руками папа не могёт, пришлось запускать свою фантазию…. Из родительской кровати получились отличный батут и плацдарм для различных упражнений (кувырки. растяжка). Маленькая пластиковая горка перестала выполнять свои функции и стала подобием скалодрома, который ребенок штурмует разными способами. Скатанный в рулон туристический коврик стал бревном-балансиром…. Сейчас еще над своей кроватью натянем сетку, и будет вообще все прекрасно..

    1. Отлично! Может, покажете фото или видео для сомневающихся?

      1. Я, к сожаление (или счастью), не выкладываю фото дочки в интернете (есть свои тараканы на эту тему)… Сомневающиеся могут поверить на слово )))Хотя, конечно, надо видеть, что вытворяет папа с ребенком, используя нашу кровать вместо спорт.матов и свои руки (мечтает гимнастку сделать)))) Полеты, прыжки. кувырки… Сердце замирает, а ребенок счастлив….Лучший тренажер для маленького ребенка (нам исполняется 2) — это родители ))))

        Лена, уж простите (стыдно признаваться, особенно вам, как разработчику ДСК Ранний старт), но я, пожалуй, стащу у вас идею скалодрома… Ведь прикрепленный под углом к стене лист фанеры с вырезанными отверстиями и парой прикрученных дверных ручек-скобок может стать альтернативой )))) Для экономии места, также будет располагаться рядом с кроватью (ребенок будет залезать именно с кровати, и на кровать спускаться)…
        Вот как только соорудим это, я сразу выложу для просмотра)))

        1. Верим на слово! )) А стенку — обязательно показывайте! Только с дверными ручками поосторожнее — выбирайте самые надежные и такие, чтобы об них не пораниться.

  7. Мои сыновья 4 и 2,5 лет тоже спят на кроватях чердаках. Высота кроватей 160 см, слезают правда не по веревочной лестнице, а по наклонной обычной. Младший сейчас болеет, так мне приходится сонного к себе переносить, потому что отказывается спать не на своей кровати. До того как дети перешли в свои кровати, это было в их 2-2,5 лет спали с нами. Желание спать снова в родительской кровати потом не возникало.
    Лена, а фото можно прямо в комментарий ставить?

    1. Я думаю, что можно. Но я не умею 🙂 Ира Долгополова умеет. Наверное, теги надо ставить?
      Но ссылку на фото — точно можно вставить.

      1. В таком виде можно давать ссылки?
        http://malenochka.blogspot.ru/2013/11/43-26.html
        http://malenochka.blogspot.ru/2013/11/blog-post.html

        1. Можно! Просто здорово! Восторг! А можно я отдельным постом вашу комнату покажу?

  8. Как я во время наткнулась на эту статью. Нашей семье в ближайшее время предстоит переезд из однокомнатной квартиры в трешку. И у моей доченьки наконец-то будет своя комната))) У меня самой своей комнаты в детстве не было, поэтому с юности мечтала, что у моих детей будут свои комнаты. Уже сейчас, не переехав в новую квартиру, я пытаюсь придумать «дизайн» детской. То что в детской будет стоять спорткомплекс, это ОДНОЗНАЧНО. Пока будет стоять ДСК Ранний старт Люкс (доче 1,5 года). Но я понимаю, что этого мало! Как минимум нужна шведская стенка, турник, рукоход. Идеи, изложенные Михаилом Федотовым, я принимаю полностью и готова сделать в детской «Мир маленькой обезьянки». НО мои задумки в целую картинку не складываются. Буду признательна за конкретные идеи или схемы(планы) комнат.

    1. Конечно показывайте!

  9. Статья просто супер! Нам тоже скоро предстоит переезд в новую «хижину», где у сына бует своя детская. После прочтения в голове закрутился креативный механизм: что и как там придумать:))) Ранний Старт сейчас даже в однушке на главном месте, и в детской останется обязательно!
    Жду с нетерпением продолжения темы с идеями для детской!:)

    1. Обязательно будет продолжение! И не одно!

  10. Детская спортивная комната от читательницы блога Алёны М. | Живите сегодня!

    […] отзывах на статью Теория детских комнат от Михаила Федотова одна из читательниц рассказала о своей детской […]

  11. Лена, а как вы прикрепили лестницу Скрипалева, я вот голову ломаю: и кровать двухэтажная есть, и лестница…может, есть фото? дело еще в том, что у нас нельзя использовать стены, они не прочные (муж так сказал), опасно для деток.

    1. Мы верхнюю часть лестницы крепили на спорткомплекс, а нижнюю — за батарею у окна. И лестница как раз пролегала мимо кровати.
      Фото поищу.

  12. Уникальная детская комната от Кати Сокальской | Живите сегодня!

    […] детского пространства. В том числе, там была и “Теория детских” Михаила Федотова. Именно она и вдохновила Катю на создание шедевра, с […]

  13. Продолжение читайте в статье Михаила Федотова «Практика детских комнат»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *