При изучении с детьми истории для меня самым важным пособием является историческая лента времени. С помощью ленты времени можно не только знакомиться с историей, но и учить сопоставлять времена и события: что было раньше, что было позже или что было у нас в стране, когда в Европе произошло вот это событие и так далее. С помощью ленты времени проще заучивать даты, проще запоминать последовательность событий. Словом, такая форма работы очень интересна и полезна.
Я когда-то делала различные ленты времени своим старшим детям. И ленты на много веков сразу, и ленты, подробно показывающие 19-20 век, только 20 век — очень подробно. Делала и ленты жизни каждому из старших детей.
Со старшими детьми я успевала заниматься только в дошкольном возрасте. Когда все трое учились в школе, занятий уже почти не было. Только лишь творческие семейные посиделки. Но ленты времени продолжали висеть и давать информацию пассивно. И я не знала, обращают дети на них внимание или нет. Но недавно мой взрослый сын Миша как-то сказал мне, что лента времени была одним из самых сильных впечатлений его детства. Он обожал её рассматривать и помнит все события обозначенные на ней и даты. Из этого я могу сделать вывод, что работа проделывалась не зря. Ну и славно!
Теперь пришёл уже черёд Саши с Васей познакомиться с историей. Старшие приступили к этому существенно раньше. Но с этими ребятами что-то мне подсказывало, что они толком не готовы к восприятию систематических знаний по истории. А потому, мы лишь обсуждали какие-то исторические события и реалии, которые встречались нам в книгах, фильмах, в других источниках.
С чего же начинать систематическое изучение истории с детьми? Я думаю, что с истории самих себя.
С этого мы и начали.
Я сделала длинную ленту, в которую вошли все годы с момента Сашиного рождения. На ленте очень много фотографий. Потому что без фотографий — вообще ничего не будет работать. Точнее, в этом возрасте не будет. Для детей постарше можно уже делать меньше картинок и фотографий. Но детям 6-7 лет без фотографий лучше и не начинать. Тем более, что речь идёт о них самих.
Кроме фотографий есть флажки, которые обозначают даты. На более сложных лентах с историческими событиями я тоже обычно использую значки. Так что, дети привыкают к символам.
Здесь значками мы обозначаем события, которые значимы для детей, например: Саша родилась, у Саши вылез первый зуб, Саша научилась плавать, Саша научилась ходить и так далее. Кроме этого, мы обозначаем флажками многочисленные поездки и путешествия.
В конце ленты обязательно стрелочка, которая указывает направление времени.
Что можно делать с такой лентой? Как заниматься?
Ну, во-первых, конечно, просто рассматривать, вспоминать, что когда было, рассказывать ребёнку то, чего он забыл или просто не может помнить. После этого можно предлагать найти определённое событие — показать его на ленте. Или назвать год, в котором оно произошло. Или же год и месяц. Можно спрашивать, что из событий было раньше, а что позже.
Вы можете сделать точно такую же ленту или похожую, используя шаблон. Его можно скачать по ссылке.
В предлагаемом шаблоне есть деления на месяцы и годы. Она охватывает 2005-2015 годы. И если ваши дети родились после 2005, то она вам подойдёт. Просто вырежьте небольшие фрагменты фотографий, нарисуйте маркером флажки и напишите нужные вам надписи. Вы можете использовать только даты из истории самого ребёнка, а можете добавить события, связанные с другими членами семьи, друзьями, близкими и знакомыми.
Продолжение темы обязательно будет! Будут и другие ленты и сценарии занятий по истории.
Лена, большое спасибо за ленту времени, давно о такой думала, но не сообразила как сделать, теперь обязательно сделаем!
Лена, а у вас все в одной ленте начиная с Сашиного рождения? или отдельно для Саши и для Васи?
У нас вместе всё на одной ленте. Брата и сестру «оторвать» друг от друга нельзя. Их жизнь слишком переплетена.
Ну и заодно интересно сравнивать, сколько кому было, когда другой чему-то научился или когда мы куда-то ездили.
Очень классная идея! Спасибо, беру на вооружение! Это гораздо интереснее, чем просто записывать события в тетрадку =)
Просто супер! Вот уже неделю обдумываю, с чего начать знакомство с историей — мироздание мне ответило)))
Лена, скажите, пожалуйста, а ровно в 5 лет будет не рано такая систематизация? Это же так интересно увидеть себя в развитии!
Кто знает! Есть дети, которые очень рано созревают до того, чтобы мыслить системно. А есть такие, которым это еще не доступно. Но в случае с летной про самого себя — любому ребёнку она будет интересна. Не обязательно напирать на даты и сравнения. Можно просто рассматривать и копить впечатления.
Спасибо Елена! Давно присматривалась к ленте времени. Но из прежней статьи я не поняла, какая же всё таки она должна быть. А сейчас всё так понятно, «разжевано» или я доросла. Здорово! Сделаю, правда сыну пока только год и будем наращивать вместе. А еще лента времени отличный подарок взрослым, — позволит оценить достижения и прочувствовать незаметное время!
Лена, а какой у вас размер таблицы? Скачала шаблон, но если его распечатывать, деления будут ну очень маленькими, фотографии в них не рассмотреть.
У нас размер точно такой же, как на прилагаемом шаблоне. Фотографии редактировали — вырезали из них кусочки.
Если делать ячейки больше, вся лента будет непомерно огромной.
Лена, когда планируется выход исторических неделек? Вы говорили, что ориентировочно ноябрь.
Я говорила, что не раньше января. В ноябре мы должны были «Полезную осень» запустить, но опаздываем… Слишком много работы по тренингам.
Лена, конечно, лента истории — это отличная вещь! Но как ни крути, даже если ее делать пока только именно про самого ребенка, она получается длинная. А если ну совершенно нет места на стенах, где ее можно было бы разместить? Как Вы думаете, имеет ли смысл сделать ее чтобы просто доставать с какой-то периодичностью и рассматривать?
Я думаю, что смысл, конечно есть! Но целиком — предпочтительнее.
Можно сделать клетки поменьше, а фотографии вклеивать более свободно. То есть, приклеили фотографию сразу на три-четыре клетки и от фотографии стрелочку к нужной дате.
Да, и еще можно заламинировать (что, конечно, сложно, но вариант) и наклеить на пол….
Елена добрый день!
У меня такой вопрос?Какое кол-во плакатов оптимально…?
Их расположение и гармоничность..с точки зрения эстетики ( не дизайн квартиры..она у нас сьемная и особого дизайна там нет..)
С точки зрения воспитания эст вкуса у ребенка…аляповатость и тп??
спасибо!!!
Я думаю, что всё индивидуально. Как вам кажется правильным, так и делайте. Но опыт показал, что много-много плакатов (красивых, а не жутких с бездарными картинками) совсем не портит художественный вкус детей. У меня еще есть статья на эту тему в блоге «Стены комнат как учебные пособия»: http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/stenyi-komnat-kak-uchebnyie-posobiya.html
И еще «Как мы играли с плакатами»: http://blog.danilova.ru/moya-semya/kak-myi-igrali-s-plakatami.html
Лена добрый день!
Хотела спросить,когда можно уже использовать ленту времени
дочке 1,7…делали родословное дерево,когда проходили недельку семья…ей очень понравилось
а вот с лентой времени??что туда включить? события Лесиной жизни?? родителей??
спасибо
Можно сделать уже сейчас. Но гораздо крупнее фото нужно добавлять и вообще — масштабнее надо делать (побольше размером).
А размещать — да, фото самой малышки и каких-то запоминающихся событий, которые она может помнить.
Лена добрый день!
Начала делать ленту и все-таки уперлась в размер((( хотела распечатать на формате А3,но выходит ооочень мелко..вы на каком формате печатали Сашину карту? спасибо
Оксана
Я печатала на обычных листах А4 (вертикально) и склеивала их в ряд.