Что такое развивающие игры?

Саша (1 год и 7 мес)

Предлагаю вам отрывок из книги Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или Развивающие игры».

Дети играют с куклами, машинами, кубиками, дощечками. Играют с мебелью, деревьями, водой. Играют со взрослыми и во взрослых. Играют со всем, что их окружает. Мир для них — игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра — их мир. Нужно полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Период с рождения ребенка до трех лет наиболее благоприятен для такого восприятия, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей. Другими словами, «точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст три года».

Наблюдения показывают, что интеллектуальные способности выше у тех детей, которые с первых дней плавали, занимались гимнастикой, самостоятельно передвигаясь, познавали окружающий мир. Следовательно, первый этап в формировании способностей — активное физическое развитие малыша. Важным фактором является также раннее (полтора — два года) знакомство с буквами и цифрами, нанесенными на кубики, азбукой и букварем, мелом и доской для рисования, карандашом и бумагой, слесарными инструментами и т.п.

С физическим, интеллектуальным развитием неразрывно связано развитие эстетическое, включающее в себя пробуждение интереса к музыке, литературе, живописи. Главную роль в развитии чувства прекрасного играет избирательное отношение родителей к литературе, музыке, произведениям искусства. Малыш интенсивно впитывает звуки, краски, тонко воспринимает эмоциональную окраску произведений, что легко определить по его реакции.

Вместе с тем возникает вопрос: стоит ли спешить? Обратимся к мнению ученых. Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов — но особенно стимулирующей «учебной среды», — не могут вырабатывать РНК — белковое содержание, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются». Аналогичный вывод сделал Б.П. Никитин на основе анализа своего опыта работы с детьми. Он назвал это явление НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей.

Итак, важно как можно раньше начать формирование и развитие способностей ребенка. Методика Никитиных как раз на это и направлена. Она существенно отличается от форм привычного обучения: показа, рассказа, объяснения, повторения. Суть методики сводится к следующему:

1. Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
2. Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
3. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
4. Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
5. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
6. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.
7. Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать способ решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть способствует развитию его творческих способностей.

К.Э.Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Встает вопрос, когда и как развивать творческие способности детей. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда малыша учат говорить. С ним просто разговаривают со дня его рождения, то есть заранее создают условия для развития речи. Так и для развития творческих способностей нужно как можно раньше окружить малыша такой обстановкой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность: приготовить кубики с буквами, азбуку на стене, доску и мел для письма, буквари и детские книжки с крупными буквами, разнообразные карты и книги, спортивные снаряды (кольца, турники, лесенки, канаты и пр.), слесарные инструменты, строительные материалы (кубики и кирпичики), измерительные приборы и многое другое, что позволило бы значительно расширить мир ребенка.

Для творческого процесса необходима высокая концентрация внимания. Способность долго и увлеченно заниматься, преодолевать преграды лучше всего воспитывается в таких ситуациях, когда человек достигает «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает его все выше и выше. Как это ни парадоксально, но наиболее интенсивная познавательная деятельность у детей приходится на время, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень активно, опытом взрослых малыш воспользоваться не может, а словесное объяснение еще малоэффективно. В это время ребенок больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, самостоятельно и без предварительного обучения решать многие для него совершенно новые задачи (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

Перенапряжения и переутомления не будут страшны ребенку, если ему предоставить свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат гарантией того, что даже интенсивная умственная работа пойдет малышу на пользу.

Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он может сделать сам, думать за него, когда он сам может додуматься. Подсказка — распространенная форма «помощи» детям — очень часто приносит вред.

Творческие способности лучше всего развиваются у малышей в игре. Играя, дети используют игрушки, строительные материалы, пирамиды, кубики, мозаику. Что же все это дает развитию малыша? Готовые, купленные в магазине игрушки не позволяют дать детям необходимую интеллектуальную нагрузку. Строительные материалы, пирамиды, кубики, мозаика служат малышам дольше, чем другие игрушки, не надоедают им, потому что обладают большим разнообразием возможных комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительного напряжения.

Значит, нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
1. Каждая игра представляет собою НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика и т.д.
2. Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. 3. Задачи расположены, как правило, в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».
4. В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух -трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т.е. РАЗВИВАТЬ свои ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества.
6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
7. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, чтобы С ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых ВЕЩЕЙ. Это позволяет ребенку САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

В развивающих играх (и в этом их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения — ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ — с очень важным условием творческой деятельности — ДЕЛАТЬ ВСЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Эти игры развивают в детях следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

Советы родителям:
Прежде чем познакомить ребенка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами. Во-первых, вы получите представление о каждой игре, поймете, чем ее можно дополнить, во-вторых, вы будете знать, с какой игры начинать, когда и какую новую игру вводить (см. приложение 2, 3, 4). Обязательно играйте вместе с малышом в развивающие игры. Это даст вам возможность «чувствовать» ребенка: вы будете понимать, когда нужно закончить игру, когда обратить внимание малыша на что-нибудь другое. Играя с ребенком, не опережайте его. Вам будут лучше понятны его находки, открытия и удачи, если вы будете следовать за ним с небольшим отставанием, копируя его действия. Заинтересуйте малыша игрой, пробудите в нем интерес к развивающим играм, некоторые игры можно начинать со сказки. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки, а детям, особенно маленьким, свойственно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами.

Очень важно первое впечатление от игры. Совсем небезразлично, как вы выложите первый раз кубики на стол. Если вы на глазах ребенка открыли крышку и — бух! — с грохотом высыпали все кубики на стол так, что они разлетелись в стороны, не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием ребенка станет точно такое же вынимание из коробки, а не складывание поездов и башен из них. Представьте себе, что вы просто выложили на стол перед малышом кубики и показали узор-задание СУд-1 («дорожка»), а затем попросили его сложить дорожку, как на картинке. В дальнейшем ребенок может и не проявить интереса к этой игре, а тем более к следующим заданиям. А можно все сделать иначе: сначала рассмотреть с малышом кубики, потом рисунки.
— Посмотри-ка, правда, похоже на дорожку, посыпанную желтым песком? А ты сможешь сложить точно такую же из кубиков?
По сделанной ребенком дорожке можно даже пройтись двумя пальцами «топ-топ».
— А когда придет зима, станет холодно, все дорожки покроются снегом. Какого цвета станут дорожки? В описании игр приводятся примеры подобного образного «оживления» разных игровых ситуаций. Можно пробудить интерес у ребенка и следующим образом: — Я тебе сделал новые кубики, особенные, цветные, ты таких
еще не видел. Показать? — Показать, показать!
— Только это не простые кубики. Они задачки задают, и довольно трудные. Не знаю, сумеешь ли ты решить? Сделайте так, чтобы игра приносила радость и ребенку и взрослому. Каждый успех малыша встречайте улыбкой, похвалой: ребенка очень поддерживает внимание старших к его достижениям. При этом нельзя забывать, что перехваливание может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку, что он еще не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать еще лучше.
— Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия получилась кривая. Если все линии будут прямыми, рисунок будет еще лучше. Попробуй-ка!
Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию, а это важное условие в любой творческой деятельности. Развивающие игры предполагают не только похвалу вообще, но и конкретную оценку действий ребенка:
— Ты сегодня быстро сложил узор. Быстрее, чем вчера. — Смотри, как точно нарисован у тебя круг. Ни одного хвостика, и двойных линий нет. — Что, по-твоему, тебе сегодня особенно удалось? — Что еще не совсем получилось?

Интерес может легко притупиться даже от небольшого нажима, принуждения. Следовательно, если ребенок не хочет играть, не заставляйте его, а создайте такие условия, чтобы у него появилось желание: пригласите его друзей и организуйте игру, а еще лучше, если сам малыш достанет кубики или другие игры и объяснит гостям, как играть. Можно и самим начать играть, ребенок будет наблюдать за вами и, скорее всего, втянется в игру. Игру нужно заканчивать, как только увидите, что малыш стал отвлекаться, терять интерес. Но, заканчивая ее, каждый раз обещайте ребенку, что завтра или в другой раз он поиграет побольше, чтобы у него впереди была приятная перспектива. Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребенка — они вызывают у малыша раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес к играм. Основное правило развивающих игр: взрослые не должны выполнять задания за ребенка, не должны подсказывать ему. Правда, вначале, когда малыш только знакомится с играми, ему можно помогать репликами («Верно!», «Молодец!» и т.д.), но затем лучше от них постепенно отказаться, т.к. ребенок начинает судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. Искать ошибки ребенок тоже должен, главным образом, сам. Если он их не видит, помогите ему. Но при этом дайте малышу возможность «выложиться» до конца. — Пап, у меня готово!

— Хорошо, давай посмотрим… Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки. — Не может быть! Я проверял. — Ты проверь еще разок.

Две ошибки малыш увидел сам, а третью не нашел. — Не вижу, где еще? -А ты по всем проекциям проверял? — Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку… — А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!

Можно пойти даже на хитрость: сказать ребенку об ошибке там, где ее нет, пусть он докажет, что все правильно. Но это можно делать только тогда, когда малыш действительно способен привести свои доказательства. Можно также специально построить что-нибудь с ошибками (явными или скрытыми), а затем вместе с ребенком отыскать их, или даже устроить соревнование: кто больше найдет ошибок. Причем высоко оценивать не специальные, а непреднамеренные ошибки. Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. Они теряют свою привлекательность. Развивающие игры должны быть окружены атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании игры их нужно убирать на недоступное для малыша (но определенное) место, при этом ребенок должен видеть игру. У детей очень многое зависит от чистой случайности: попалось на глаза — захотелось поиграть, а не попалось — может надолго забыть о ней. Когда ребенок начнет играть самостоятельно, можно вместе с ним найти специальное место для хранения игры и поручить ему следить за порядком. Начинать игру нужно с посильных для малыша задач или с более простых их частей. Трудные задачи могут его отпугнуть, поэтому в первый раз игру надо закончить, не доходя до них, чтобы у ребенка было желание вернуться к ней завтра. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно предложить ему уже сделанные, легкие для него задачи или пропустить это задание и выполнять следующее. При этом надо похвалить его за достигнутое и объяснить, что сразу ни у кого не получается, и даже папа в его возрасте не мог решать такие трудные задачи. Дети переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями, неделями, месяцами. Увлеченные игрой, они вспоминают о ней каждый день, потом все реже и реже, пока наконец совсем не оставят, натолкнувшись на «непреодолимые» задания. Не настаивайте на продолжении игры: за неделю или за месяц невозможно справиться со всеми заданиями, рассчитанными на несколько лет. Нужно на время отложить игру, но когда малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой. Такое периодическое «остывание» детей к своему увлечению — явление естественное, и его надо использовать для введения новой игры. Когда ребенок занят сразу несколькими (двумя-тремя) играми, то лучше если они различны по своему характеру. Для любой игры необходима непринужденная обстановка. Интерес к игре можно разрушить, если требовать от ребенка, чтобы он «не болтал ногами», «не играл на полу», «не вскакивал с места», «не шумел», «сидел как следует». Когда все задания уже сделаны, и игра, казалось бы, исчерпала себя, можно предложить ребенку выполнить те же задания на время. Например, задание № 51 к игре «Уникуб» развитый семилетний малыш в первый раз может сложить за 30-40 минут. Если же он два-три раза в год возвращается к заданию или делает его целую неделю, улучшая методику и сокращая время на складывание, то через один-два месяца он справится с ним уже за 12-15 минут, а к десяти-одиннадцати годам — за 5-6 минут. Но и это время можно уменьшить почти вдвое, правда, не все задания позволяют добиться таких сдвигов.
Кроме того, продлить жизнь игре можно, усложняя задания увеличением числа фигур, изменением их вида, цвета и размера.

Как вы уже поняли, развивающие игры предполагают вдумчивое, активное, творческое участие родителей.

Развивающие игры для самых маленьких:

Читая описания развивающих игр, вы, несомненно, обратите внимание на то, что почти каждая игра рекомендуется и самым маленьким детям — полутора-двух лет, но цели, с которыми эти игры им предлагаются, совсем другие. Здесь не ставится задача научить малышей тому, чему учат в старших классах: чертить, решать сложные математические задания и т.п. Малыши должны научиться очень простым вещам, о которых родители часто и не задумываются.

Какие же цели у развивающих игр для самых маленьких?

Привыкание. Когда ребенок с раннего возраста видит буквы, цифры, винты, гайки, часы, термометр и другие предметы, может их потрогать и’ с ними поиграть, в дальнейшем для него не составит труда понять их назначение, научиться писать, считать, конструировать и решать задачи. В старшем же возрасте знакомиться со многими предметами, осваивать соответствующие понятия и способы мышления будет сложнее.

Развитие мелких мышц кистей рук. Руки у маленьких детей неловкие. Брать предметы и класть их аккуратно для них не так просто, как для старших. Поэтому такие задания, как открыть крышку коробки, достать оттуда кубики, плотно прижатые один к другому, сложить их обратно в коробку, способствуют развитию мелких мышц кистей рук. А это очень важно для развития речи и овладения ребенка письмом.

Развитие аккуратности. С самого раннего возраста малыш должен привыкать к тому, что все игры хранятся в коробках, а после игры убираются обратно. Для того чтобы привлечь особое внимание к коробке (и необходимости укладывать туда игру), во многих играх специально используются коробки с «секретом». Нежелательно, чтобы разбрасывание игрушек закрепилось как навык, потому что в старшем возрасте переучить ребенка будет сложно.

Умение различать цвета и оттенки. Первые естественные задания: найти красную грань на кубиках, сложить синие кубики с синими, назвать цвета, — не только развивают зрение, но и вырабатывают навыки классификации, помогают понять более сложные задания.

Умение классифицировать. Положить треугольник в треугольное отверстие, уложить в ряд одноцветные квадраты, разложить кубики по числу граней одного цвета («однушек», «двушек», «трешек») — подобные задания просты и понятны маленьким детям даже не умеющим говорить. Такие задачи особенно важны; в старшем возрасте навыки классификации дадут основу для развития логического мышления.

Развитие фантазии и воображения. С одной стороны, малыш должен привыкать к точному исполнению заданий, а с другой — должен иметь простор для фантазии. Ребенок может самостоятельно придумывать свои узоры, модели, давать им названия, сочинять про них сказки. Неожиданные, нестандартные мысли малыша следует поощрять и записывать в дневник.
Развитие речи. Играя с ребенком, необходимо называть и спрашивать названия предметов и фигур, рассказывать про них сказки.

Навыки общения. Малыш должен участвовать в коллективных играх — таким образом он привыкает к общению со старшими детьми и, подражая им, многому учится.

Разумеется, для детей младше трех лет трудно составить сколько-нибудь полный список требований, набор задач и перечень навыков, которые они должны усвоить. Даже такая задача как вытащить мяч, закатившийся за диван, самостоятельно решенная ребенком, который умеет пока только ползать, даст импульс дальнейшему развитию его творческих способностей. Привлекая детей к развивающим играм, вы предоставляете им широкие возможности постоянно делать все новые и новые открытия, незаметно, но систематически овладевать разными подходами и способами действий, которые потом перерастут в способности к активной творческой деятельности.

В каком порядке предлагать развивающие игры детям? Лучше начать с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори» — здесь ребенку надо различать цвета и форму. Затем постепенно вводить игры «Уникуб«, «Кубики для всех«, «Сложи квадрат«, «Обезьянка», «Точечки», «Внимание», «Кирпичики», «КБ САМ». Порядок знакомства с играми зависит и от того, как ребенок их воспринимает, насколько они его интересуют, во что играют старшие дети и т.п., поэтому возможны любые отступления и любые изменения предложенного порядка.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"