Как организовать дома занятия с дошкольниками (5-7 лет)

5.00 avg. rating (96% score) - 1 vote

На своих проектах и вебинарах я очень много говорю о том, что заниматься с малышами можно только в игре, что любая тема может быть освещена в увлекательной форме. Но родители часто боятся, что если вот так с самого рождения они играли с детьми, прыгали, пели, рисовали, то как же они будут учиться в школе….

Да, конечно, приходит время и детки вырастают. И наступает еще и такое время, когда им пора идти в школу.
Но на самом деле, не всё так страшно или печально, как может показаться.

Во-первых, ребёнок, с которым с раннего возраста занимались только в игре, к 5-6 годам, как правило, уже очень хочет не только играть, а именно учиться. Не из уважения к маме или послушания, а от любви к учебе, от страстной любви, я бы сказала. Возможно, вот так прыгая и играя, он будет знать меньше, чем тот, кто зубрил по карточкам и работал в тетради, не покладая рук чуть ли не с двух лет.

Во-вторых, у всех детей уже лет в пять есть потребность так или иначе заниматься. Если это были рабочие тетради с года или двух, то, поверьте, к 5 годам это надоест жутко! И ребёнок будет делать всё с печальным видом. А если тетрадок не было, было веселье, см. пункт первый.
Но и в этом случае есть шанс не отбить интерес насовсем, а поддержать и развить его.

Итак, как же заниматься с дошкольником? Только в игре? Или сидя за партой? Или сочетать?

Ребёнок старше пяти лет уже вполне в состоянии сидеть за «партой» хотя бы полчаса в день (можно двумя-тремя порциями). И за эти полчаса он может многое успеть! И хорошо, если он постепенно будет приобретать привычку заниматься, сидя за своим столом (партой).

Но надо иметь в виду, что за партой следует выполнять только те задания, которые требуют письма в тетради. Все остальные работы можно и нужно выполнять на бегу, на весу, вверх тормашками и так далее.
А устно с ребёнком пяти лет можно пройти (поверьте!) в десятки раз больше, чем письменно! Дошкольники вообще не слишком приспособлены к письменным работам! Не созрели!
И вся «подготовка руки» к письму, которая бурными темпами идет с года, не стоит выеденного яйца! Потому что она не способна сделать ребёнка не ребёнком и заставить его сидеть полчаса-час над тетрадкой. Дети семи лет и то к этому не очень готовы. Но им проще, они уже могут постепенно этому научиться.

Что можно сделать устно?

Да много чего!

➡ всё, что касается развития речи, делается только лежа, стоя, на бегу или, в крайнем случае, в троллейбусе;
➡ математика до школы должна быть преимущественно устная (счет устно) + игры, формирующие математическое мышление;
➡ любые энциклопедические знания лучше давать без тетрадок, на бегу, на прогулке, валяясь на ковре и так далее — или просто рассказывайте то, что знаете, или читайте энциклопедии; а ещё — обязательно добавляйте к таким беседам много творчества (например, не просто почитайте книжку по географии, а слепите земной шар вместе с детьми);
➡ почти вся программа по русскому языку за начальную школу может быть пройдена устно (например, по таблицам Зайцева «Русский для всех» и по таблицам к «Кубикам Зайцева» — диктант указкой), за что честь ему и хвала;
➡ иностранные языки — преимущественно на бегу, на ковре, где угодно, только не в тетрадке (это еще придет);
➡ творчество любое — стоя, сидя на полу, за столиком в свободной позе с возможностью выбежать в любой момент;
➡ музыка, пение, танец — частично на бегу и так далее, а уж инструмент, если вы его осваиваете — за инструментом, но лучше пока избежать записывания нот и прочих сложностей.

А что же делать в тетради?

В дошкольном возрасте в тетради мы, конечно, будем:

➡ немного учиться писать, но желательно не упражнения, хотя и их можно по чуть-чуть, но лучше — сказки, кроссворды и прочие интересности;
➡ писать цифры — ну да, немножко потренируемся, но именно чуть-чуть, потому что мы этому тоже можем научиться в игре, например, будем делать игрушечные деньги, а?
➡ проводилки, обводилки и прочие укреплялки для руки — немного, потому что только спастика мышц получается от чрезмерного усердия, а вообще руку к письму больше всего укрепляет… лепка из глины (не раз в году, а 2-3 раза в неделю) и разные рукоделия — мальчикам мальчишечьи, девочкам — девчоночьи.

Что еще можно делать в тетради?

➡ вести дневник! (а мама заодно может проверять ошибки, а может, кстати, и не проверять — дневник дело личное!)
➡ записывать что-то интересное (хорошая привычка!)
➡ писать бабушкам письма! (воспитываем в детях доброту и участие)

Дополнительно об этом читайте:

Кулинарный диктант
Как организовать занятия дома
Уроки травологии и другие чудеса в волшебной школе

Но есть супер главный-преглавный секрет!

Всё, что делается письменно, должно делаться ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМ, а не ручкой. Чтобы можно было исправить! Чтобы ребёнок не дрожал, что получится неаккуратно, что ошибется!
Знаете, во многих странах мира в начальной школе пишут только карандашом и это улучшает и учебу, и настроение детей!
Мы не можем изменить российскую школу, но можем хотя бы до школы сделать жизни детей проще хотя бы чуть-чуть — дав им вместо ручек простые карандаши.

Так, продолжим….
Еще не все секреты раскрыты!

Как же заниматься устно? И письменно тоже? Весело? Или с важным видом?
Как распределить время на устное и письменное?
Разберемся!

Ну, во-первых, конечно, занятия должны быть живыми, веселыми, не слишком серьезными, потому что серьезность сушит, отвращает детей.
Во-вторых, можно и нужно большую часть материала давать устно, на полу, на бегу, как я уже говорила. Но всегда можно иметь под рукой тетрадку и по необходимости что-то записать. Если ребёнок записывает «для себя», то он может делать это и лежа, и в полете, а вы не должны занудствовать и следить за чистотой и правильностью «оформления».
Если же он тренируется писать буквы (такое тоже иногда нужно), то лучше сесть за специально оборудованную парту (столик, стол) и мама должна научить ребёнка, как правильно сидеть, чтобы не портить осанку, зрение и всё остальное.

Кстати, отличная альтернатива классической парте — конторка! Это «изобретение» хорошо зарекомендовало себя на протяжении нескольких веков. Это высокая наклонная парта, за которой работают стоя. Ребёнок при этом не портит осанку, не утомляется, всегда может отойти и побегать, если устал. Или просто отойти, размяться. За столом — всё это сложнее.

Если быть еще более точным, то вот научные данные:

Использование конторки:

• сглаживает основной негативный фактор, ухудшающий здоровье школьников — обездвиженность (гипокинезию) учащихся во время учебного процесса;
• является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и других заболеваний, связанных с обездвиженностью ребёнка в школе;
• позволяет организовать учебный процесс на основе двигательного компонента, сообразного подвижной природе учащегося;
• обеспечивает активизацию и снятие монотонности учебного процесса.

Результаты в цифрах:

• жизнестойкость организма ребёнка увеличивается в 2-3 раза;
• плотность двигательной активности на академическом уроке возрастает до 80-85% (при традиционном режиме за партой – лишь 10-18%);
• у детей и подростков, занимающихся за конторками, проявления нервно-психических срывов, агрессии и даже «междуусобных войн» (драк) — в 5–6 раз меньше, нежели в классах, работающих в традиционном режиме за партой;
• в 2-4 раза снижается заболеваемость и болезни косно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы и др.

Выглядит это примерно так:

Как организовать дома занятия с дошкольниками (5-7 лет)

Наклон столешницы, её высота — регулируется.

Пушкин, как известно, работал именно за конторкой! И многие другие великие люди!
Вот конторка Гоголя:

Как организовать дома занятия с дошкольниками (5-7 лет)

Покупать её за несколько тысяч совсем не обязательно. Я думаю, что любой папа или дедушка могут придумать, из чего и как сделать небольшую конторку у стенки или еще что-то интересное.

Можно сделать… настольную конторку! То есть, приспособление, которое просто помещается на обычный детский стол или парту и за которым ребёнок может работать стоя, а при необходимости конторка убирается и ребёнок садится за тот же стол лепить, например.

Итак, подведём итог.
Не обязательно превращать жизнь дошкольника в школу. Можно и нужно продолжать играть и часть занятий по-прежнему проводить в игре. Ну а часть занятий должны быть более или менее похожи на то, что ребёнка ждёт в школе.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



5.00 avg. rating (96% score) - 1 vote

1 комментарий

  1. очень легко и просто написано про серьезные вещи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *