Навыки обработки информации

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Навыки обработки информации
Автор статьи: Любовь Сгонник
Источник

Если навыки самообразования развиты, то находясь в любой среде, человек «берет» информацию самостоятельно и в любом объеме. Если у него есть НАВЫК ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, то он не ограничен способностью воспринимать только разжеванный и кем-то систематизированный учебный материал.

В прошлом я преподаватель ВУЗа. Я видела воочию, как этот навык неразвит у большинства людей. Как мало студентов, умеющих самостоятельно осмысливать полученную информацию и делать выводы на основе результатов своих лабораторных исследований. Они сталкивались с трудностями перевода знаний, полученных практически, в теоретическую плоскость, а теорию не могли увязать с практикой. Эти проблемы берут своё начало в детстве, когда формировалось их мышление.

Итак, навыки обработки информации. Они очень важны для постижения общей картины явления или процесса.

Вырастая, ребёнок из хаоса своих внутренних предпочтений вычленяет главное и приоритетное. Казалось бы, цель, определённая им самим, может быть гарантом его обучения. Так многие родители желание ребёнка учиться принимают за готовность его к познавательной деятельности. Но наступает момент, когда становится ясно, и чаще всего уже в разгар обучения, что ребёнок не готов воспринимать осмысленно любую информацию. В чем причина таких трудностей?

Важно не только много общаться с ребёнком, но вовремя объяснять смысл слов, непонятных ему. Когда взрослые отмахиваются от многочисленных: «Что это?» и «Почему?» -, выражая своё раздражение, то ребёнок однажды перестаёт спрашивать. Этот его отказ от собственного любопытства потом выливается в трудности при обучении. Маленький словарный запас мешает пониманию информации, смысловая последовательность которой прерывается и разбивается на части. Эти части трудно потом соединить вместе. И вместо того, чтобы понимание смысла шло от общего к частному, у ребёнка формируется механизм восприятия от частного к целому. Результат такого восприятия я и видела в свои студентах.

Этому так же способствует такая подача учебниками учебного материала, которая дробит большую тему на маленькие кусочки: параграфы. Это обусловлено тем, что за урок учитель может рассказать только такой объём информации. Если учесть, что урок часто прерывается, то маленькая часть дробится на ещё более незначительные куски. Кроме того, дома учеником даже эти фрагменты часто не выучиваются. В итоге, знания утрачивают причинно-следственные связи и становятся хаотичными. На их основе невозможно принимать правильные решения и делать адекватные выводы, что в дальнейшем приводит к ошибкам в практической деятельности. Ребёнок не может воспроизвести знание, он его интерпретирует в меру своего понимания. Но главное: он не может осмыслить общую картину всей совокупности услышанного и заученного по фрагментам.

Вот и приходится многим ученикам заучивать формулировки правил буквально, в строгом соответствии чередования слов, не понимая смысл высказывания. Мало того, сами учителя часто требуют такого буквального заучивания. Когда во время аттестаций Лиза точно воссоздавала смысл правил русского языка или формулировок естественнонаучных дисциплин, учителя требовали от неё точного их воспроизведения строго по тексту. Такие требования отупляют детей. Но школьные педагоги не видят в этом никакой проблемы.
Кроме того, не всегда смысл предложения и текста определяется смыслом отдельных его слов. Пословицы и поговорки, идиомы, слова в переносном смысле, встречающиеся в предложении или в тексте и воспринятые буквально, также разрушают целостную картину знаний. «Большой фразеологический словарь для детей» издательства «ОЛМА-ПРЕСС» содержит около 400 идиом, фразеологических оборотов, смысл которых не может быть понят из значений слов, входящих в их сочетание. Он поможет детям всех возрастов пополнить запас фразеологизмов, что позволит им воспринимать информацию без искажений.

Низкая скорость чтения значительно снижает качество понимания текста. Читая предложение, ребёнок уже к его концу теряет смысл прочитанного. От этого растёт внутреннее напряжение, и ребёнок теряет интерес к процессу, который должен был удовлетворять его природное любопытство. Поэтому очень важно как можно раньше приобрести навыки скорочтения. Лиза занималась по кубикам Зайцева. Начав занятия в 3 года и 8 месяцев, она уже к 4 годам читала со скоростью, вполне достаточной, чтобы понимать читаемое. А к 8 годам имела навыки скорочтения. Это существенно ускорило процесс поглощения информации. Методика Зайцева в принципе уже на старте даёт возможность детям читать осмысленно. Рекомендую.

Интеллект-карта

Чтобы сохранить полученную информацию часто приходится делать конспект. В том виде, в котором учат их делать в школе — это бессмысленная трата времени и сил. Текстовый конспект трудно воспринимать в целом, трудно вычленить отдельные части целого и увидеть логические связи между отдельными информационными блоками. Я дала Лизе технологию составления интеллект-карт. Это позволяет быстро сворачивать огромные массивы информации, наращивая новые к любой части фрагмента. Это позволяет охватить одним взглядом всю информацию целиком и работать с ней как на развитие, так и на воспроизведение. Эта прогрессивная технология не преподаётся даже в ВУЗах. Но с помощью неё процесс разработки любого проекта становиться эффективным и быстрым. Так я пишу свои работы. Так Лиза записывает лекции и видит наглядно те места, которые слабо проработаны. Поэтому не требуется сторонней подсказки, чтобы увидеть, каких знаний недостаёт.

В интеллект-картах логические цепочки становятся наглядными: перед глазами на одном листе находится весь массив логически выстроенных сведений. Не надо перелистывать страницы, напрягаясь от удерживания только что просмотренной части. Такой вид обработки данных значительно упрощает процесс обучения и высвобождает кучу времени для творческого осмысления. Процесс учёбы становится лёгким. Кроме того, ранние навыки составления таких карт, даже когда ребёнок ещё не умеет читать, формирует такое мышление, с помощью которого он всю информацию легко подвергает анализу. Ребёнок приобретает умение из любых разрозненных сведений воссоздать общую картину целого с полным пониманием. Такому человеку уже трудно что-либо внушить. И он перестаёт быть среднестатистическим большинством, не умеющем думать самостоятельно, признающим авторитетное мнение и не умеющим выработать своё собственное.

Интеллект-карта

Итак, обширный словарный запас, скорочтение, освоение технологии интеллект-карт — всё это влияет на формирование мышления, способного проникать в суть вещей и познавать их истинную природу. Обработка любого массива информации перестаёт быть проблемой, препятствующей высокому качеству процесса самообразования.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Блог Лены Даниловой "Живите сегодня!"



0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *